Урок - путешествие "Полет к звездам" 6 класс
план-конспект урока (6 класс) по теме

Тема урока "Действия с рациональными числами"

Урок направлен на повторение и закрепление материала, изученного в курсе математики 6 класса, воспитание познавательного интереса к предмету и творческой активности учащихся, формирование у обучающихся умения применять знания по математике в таких науках, как космонавтика и астрономия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_polet_k_zvezdam_6_klass.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

6 класс

Митина Т.В.

учитель математики

Лебяжьевского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

2013

“Я верю, друзья: караваны ракет
                                                     Помчат нас вперед от звезды до звезды,
                                                     На пыльных тропинках далеких планет
                                                     Останутся наши следы…”

                                                                                                В. Войнович

Тема урока:  Действия с рациональными числами.

Цели урока: 

  • повторение и закрепление материала, изученного в курсе математики 6 класса;
  • воспитание познавательного интереса к предмету и творческой активности учащихся;
  • формирование у учащихся умения применять знания по математике в таких науках, как космонавтика и астрономия.

Оборудование 

  1. магнитофон, музыкальный диск с космической музыкой;
  2. портрет Ю.А. Гагарина;
  3. иллюстрации с изображением звезд и созвездий;
  4. карта-схема Солнечной системы;
  5. картинка с изображением фаз Луны;
  6. плакат с изображением космического корабля.

План проведения урока

I. Подготовка к полету.

Вступительное слово учителя. 

II. Наш космический корабль.

Предлагаются задания по темам:

  • сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
  • умножение и деление дробей с разными знаменателями;
  • сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел;
  • умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

III. Начало полета.

Краткие сведения о первом космонавте – Ю.А. Гагарине. 

IV. Путь к звездам.

Предлагается задание по теме:

  • координаты на плоскости.

V. Планеты Солнечной системы.

Предлагаются задания по темам:

  • нахождение числа по его дроби;
  • решение уравнений.

VI. Полет на Луну.

Предлагаются задания по темам:

  • длина окружности и площадь круга;
  • шар;
  • действия с десятичными и обыкновенными дробями.

VII. Открой свою звезду.

Предлагается задание на сообразительность.

VIII. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Подготовка к полету.

Учитель.

Светятся звезды, светятся…
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, всё забыв на свете…
А всё-таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. Через несколько минут команда юных землян займет свои места в межпланетном корабле, будет дана команда к полету, ракета стремительно понесет нас по просторам космоса. Прошу команду начать подготовку к полету.

II. Наш космический корабль.

Учитель. Отправимся мы в путешествие на космическом корабле. Чтобы узнать, как называется наш корабль, выполните следующее задание.

Задание. Учащимся предлагается устно решить следующие примеры.

1) 8,4 : (-0,7);       2) (-2/3) • (-15/22);       3) –2,7 + 6,5;

4) –1,7 – (–8);      5) –5/6 : 5/12;               6) 3,8 • (-10);

7) ¼ – 1;              8) –16/17 : (-4);             9) –1½ – ¾.

Каждый ответ зашифрован буквой. Ключ к расшифровке названия космического корабля дан в виде таблицы.

о

н

д

м

а

р

а

е

д

Выполнив решение, учащиеся наносят отгаданные буквы последовательно в пустые клеточки на плакат с изображением космического корабля.

В результате выполнения задания появляется название корабля – “Андромеда”.

Учитель. С заданием справились. Прошу всех занять свои места в межпланетном корабле “Андромеда ”. Команда к полету готова.

III. Начало полета.

Звучит космическая музыка. На доске появляется портрет Ю.А. Гагарина. Учащиеся вспоминают о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Читаются стихи:

Случилось это в девять ровно,
Точнее – в девять семь минут.
Минуты эти, безусловно,
Навек в историю войдут.
В тот день повсюду птицы пели.
Но не был он обычным днем.
Мы день двенадцатый апреля
Днем космонавтов назовем.

IV.Путь к звездам.

Учитель. В безоблачный ясный вечер все небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками. Но на самом деле – это огромные раскаленные газовые шары. Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определенные звезды, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет свое название. А придумали их еще в Древней Греции. Греки, прекрасные мореплаватели, по небесным созвездиям определяли путь, когда плыли на корабле. Названия у созвездий очень красивые: Кассиопея, Андромеда, Персей, Дракон.

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации, рисунки или схемы с изображением созвездий.

З а д а н и е. 1. Определите названия следующих созвездий.

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь, глянь – на небе он теперь,
Ясной ночью светится
Большая… (
Медведица).

А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
ядом с мамой светится
Малая… (
Медведица).

2. Постройте в одной координатной плоскости созвездие “Малой Медведицы”:

(6; 6), (3; 7), (0; 8), (-3; 6), (-6; 4), (-8; 6), (-5; 8), (-3; 6)

и “Большой Медведицы”:

(-15; -5), (-10; -3), (-3; -4), (6; -4), (5; -8), (-1; -8), (-3; -4).

V. Планеты Солнечной системы.

Учитель. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле не было бы жизни без Солнца. Солнце дает тепло и свет, необходимые для жизни людей, растений и животных. Вокруг Солнца вращаются девять планет. Самые близкие к солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс.

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации и рисунки с изображение планет.

Все эти планеты твердые и каменистые. Меркурий в два раза меньше Земли, но масса его гораздо больше. Днем температура на этой планете может подниматься до 340?. Венера окутана ядовитыми облаками. На ней много гор и вулканов. Там постоянно гремят грозы и сверкают молнии. Марс – это планета, покрытая оранжево-красным песком. Воздух на Марсе для дыхания непригоден. Там все огромных размеров. Горы в два раза выше, чем на Земле, а каньоны в два раза глубже.

З а д а н и е. Диаметр планеты Меркурий приближенно равен тыс. км. Диаметр планеты Венера в раза больше, а диаметр планеты Марс составляет диаметра Венеры. Найдите диаметр Венеры и Марса.

Ответ: диаметр планеты Венера 12,4 тыс. км, диаметр планеты Марс 6,8 тыс. км.

Дальше от Солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это планеты, состоящие из жидкостей и газов. Самая большая из них – Юпитер. Сатурн, вторая по величине планета, окружен великолепными кольцами. Самой отдаленной планетой, состоящей из камня и льда, является Плутон. Это самая маленькая планета, и самая холодная, так как солнечные лучи едва достигают ее.

З а д а н и е. Решив следующие уравнения, вы сможете узнать некоторые интересные факты, связанные с этими планетами.

а) Сколько спутников вращаются вокруг планеты Юпитер?

Ответ: 16.

б) Во сколько раз Сатурн больше Земли?

Ответ: 9.

в) Сколько лет потребуется, чтобы долететь до Нептуна?

Ответ: 20.

VI. Полет на Луну.

Учитель. Луна – это спутник Земли, ее ближайший сосед в космосе. Она представляет собой каменистый шар размером с четверть Земли и является самым большим небесным телом в нашем ночном небе. Луна – это безжизненный мир, без воздуха, без воды. Ее поверхность покрыта пылью, на ней миллионы впадин, называемых кратерами. Они образовались, когда куски камней из космоса, называемые метеорами, падали на Луну.

З а д а н и е. Длина экватора Луны приближенно равна тыс. км. Чему равен диаметр Луны? (Результат округлите до сотен километров).

Луна вращается вокруг Земли. Луна светит не собственным светом. Она только отражает свет Солнца. Солнечные лучи освещают Луну, и поэтому мы можем ее видеть.

Когда Луна находится между Солнцем и Землей, то мы ее не видим; при дальнейшем движении Луны вокруг Земли появляется серпик – Месяц; когда Земля находится между Солнцем и Луной, Луна бывает полной.

Учитель показывает рисунок, на котором представлены фазы Луны.

З а д а н и е. Решив следующий пример, вы узнаете, сколько дней отделяет одно новолуние от другого?

Ответ: 29,5.

VII. Открой свою звезду.

З а д а н и е. Подставьте вместо звездочек такие числа, чтобы равенство было верным:

Звучит космическая музыка. 

Учитель. Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. Люди уже сделали свой первый шаг в космос. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетели до Луны и как следует рассмотрели ее, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают уже всю Солнечную систему. И здесь их ждет много удивительных открытий. А следующим шагом будут полеты к звездам. Кто знает, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.

VIII. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....