Логарифмы
элективный курс (алгебра, 11 класс) по теме

Газиева Лилия Наилевна

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к  осознанному и ответственному  выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, профильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logarifmy.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс для 11 класса.

Составила: Газиева Лилия Наилевна, учитель первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №6» г.Бавлы, РТ.

Пояснительная записка

 

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к  осознанному и ответственному  выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, профильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

 

Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов любого профиля, так как не только углубляет школьную программу по теме «Логарифмические уравнения», но и расширяет систему задач, предложенную в учебнике.

Курс поможет учащимся обогатить свой опыт различными приёмами решения логарифмических уравнений; научит рационализации поиска решения, подбору наиболее удачных способов решения, выстраиванию алгоритмов; позволит учителю показать совершенство математических методов.

Курс способствует организации интенсивной мыслительной деятельности учащихся. Он содержит необходимые материалы, которые помогут учащимся самостоятельно и рационально организовать свою учебную работу.

Разработка данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Логарифмические уравнения»  в программе среднего (полного) образования, неполной системой задач, которая не позволяет сформировать умение решать логарифмические уравнения на высоком уровне. Логарифмические уравнения включены в КИМы итоговой аттестации за курс средней (полной) школы, поэтому формирование умения решить логарифмические уравнения является актуальной задачей профильного обучения.

Цели обучения:

 

        овладение знаниями по теме «Логарифмические уравнения» достаточными для продолжения образования в высшей школе по любой специальности;

        формирование уровня абстрактного и логического мышления  и алгоритмической культуры, необходимого для обучения в высшей школе и будущей профессиональной деятельности;

        способствовать приобщению к творческой и исследовательской деятельности по математике;

        на примере  решения логарифмических уравнений повышенного уровня сложности, способствовать развитию мышления и воли, обеспечивающих в будущем способность учащихся преодолевать трудности интеллектуальной и социальной самореализации.

 

Задачи обучения:

             способствовать усвоению знаний и умений, установленных программой курса;

             научить различным методам решения логарифмических уравнений;

             научить учащихся работать самостоятельно, воспринимать, понимать, перерабатывать знания и информацию;

             помочь учащимся оценить свой  потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

 

Данный курс предполагает компактное и чёткое изложение теории по теме «Логарифмические уравнения», решение типовых задач, самостоятельную работу учащихся.

Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности заданий варьируется от базового до углубленного.

Содержание курса предполагает самостоятельную подготовку учащихся: работу с разными источниками информации (справочные пособия, учебная литература, Интернет, другие ресурсы). Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, групповую, коллективную) работу учащихся, что позволяет формировать навыки коллективной работы, работы в группах разного уровня, развивать коммуникативные способности.

 

В результате изучения курса учащиеся должны:

 уметь решать логарифмические уравнения различных типов, используя изученные алгоритмы;

 уметь подбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения уравнений углубленного уровня.

 

Форма итоговой аттестации – двухчасовая контрольная работа.

 

В результате изучения данного элективного курса учащиеся станут более компетентными при решении логарифмических уравнений. Они научаться анализировать, классифицировать и выстраивать алгоритм своих действий, аргументировать полученные результаты и отстаивать свою точку зрения.                          Продолжительность курса 32 часа.

 

 Содержание программы

 

Занятие 1.  Подготовительный этап: постановка цели, мотивация изучения курса, проверка владения базовыми навыками.

      Методы обучения: беседа, выполнение контрольной работы.

       Формы контроля: проверка контрольной работы.

Занятие 2,3   Повторение определения логарифмического уравнения, понятия уравнения-следствия, теоремы о равенстве логарифмов с одинаковыми основаниями.  

      Методы обучения: беседа, выполнение тренировочных упражнений.

       Формы контроля: проверка самостоятельно решённых уравнений.

Тема 1.  Решение логарифмических уравнений по определению, метод потенцирования.

Занятие 4,5,6,7 . Определение логарифма. Рассмотрение различных типов логарифмических уравнений, решаемых по определению. Метод потенцирования. Свойства логарифма, преобразование логарифмических уравнений с помощью свойств.

      Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

       Формы контроля: проверка самостоятельно решённых уравнений.

Тема 2.  Методы логарифмирования обеих частей уравнения, введения новой переменной. Приведение к одному основанию.

Занятие 8,9,10,11.  Рассмотреть методы решения логарифмических уравнений: логарифмирование, введение новой переменной, приём приведения к одному основанию.

      Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

       Формы контроля: проверка самостоятельно решённых уравнений.

Тема 3. Использование нескольких приёмов при решении логарифмических уравнений.

Занятие 12,13,14,15.   Рассмотреть решение уравнений с помощью комбинации нескольких методов. Способы составления алгоритма решения.

      Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

       Формы контроля: проверка самостоятельно решённых уравнений.

Тема 4. Решение комбинированных уравнений.

Занятие 16,17,18,19. Примеры уравнений, содержащих комбинации различных объектов.

      Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

       Формы контроля: проверка самостоятельно решённых уравнений.

Тема 5. Решение логарифмических уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

Занятие 20,21,22,23. Способы решения логарифмических уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

      Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

       Формы контроля: проверка самостоятельно решённых уравнений.

Тема 8. Решение уравнений с параметром.

Занятие 24, 25,26,27,28 . Решение уравнений содержащих параметр.

      Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

       Формы контроля: проверка самостоятельно решённых уравнений.

 

 

 

 Литература

 

  1. Белобрысова, Т.С. Математика в школе. / Т.С.Белобрысова // Алгебра и начала анализа, тематические зачёты. – 2007. - №6 – с. 21-24.  
  2. Белошистая, А.В. Математика: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. / А.В. Белошистая. – Москва: Экзамен, 2005. – 256 с.
  3. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Математика. / Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – Москва: Дрофа, 2004. – 128 с.
  4. Егерев, В.К. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. / В.К. Егерев, В.В Зайцев, Б.А. Кордемский, Т.Н. Маслова…- Москва: ОНИКС 21 век, 2000. – 608с.
  5. Кочагин В.В. Интенсивная подготовка к ЕГЭ. Тематические тренировочные задания. / В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. – Москва: Эксмо, 2008. – 216 с.
  6. Литвиненко, В.Н. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия. / В.Н. Литвиненко, А.Г.Мордкович. - Москва: Просвещение,1991.-352 с.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Количество часов

Формы занятия

Дата по плану

Дата фактич.

1.

Вводный урок.

1

Беседа, тестирование.

16.01

2.

Повторение базовых знаний.

3

Беседа, практикум.

18.01

23.01

25.01

3.

Решение логарифмических уравнений по определению.

Решение логарифмических уравнений по определению, метод потенцирования.

Преобразование логарифмических  выражений.

Решение логарифмических уравнений по определению.

4

Семинар, практикум.

30.01

            01.02

           06.02

          08.02

4.

Методы логарифмирования.

Методы логарифмирования. Введение новой переменной.

Методы логарифмирования.

Приведение к одному основанию.

Методы логарифмирования введение новой переменной, приведение к одному основанию

4

Практикум, промежуточный контроль знаний.

13.02

15.02

20.02

22.02

5.

Использование различных приёмов при решении логарифмических уравнений.

Использование различных приёмов при решении логарифмических уравнений.

Использование различных приёмов при решении логарифмических уравнений.

Использование различных приёмов при решении логарифмических уравнений.

4

Семинар, практикум

27.02

01.03

06.03

13.03

6.

Решение комбинированных уравнений.

Решение комбинированных уравнений.

2

Практикум.

15.03

20.03

7.

Решение логарифмических уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

Решение логарифмических уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

2

Семинар, практикум

22.03

03.04

8.

Решение уравнений с параметром.

Решение уравнений с параметром.

Решение уравнений с параметром.

4

Семинар, практикум

05.04

10.04

12.04

9.

Решение  логарифмических неравенств.

Решение  логарифмических неравенств.

Решение  логарифмических неравенств.

3

Семинар, практикум

17.04

19.04

24.04

10.

Решение логарифмических уравнений (задания С3)

Решение логарифмических уравнений (задания С3)

Решение логарифмических уравнений (задания С3)

3

          26.04

15.05

17.05

11.

12.

Итоговая контрольная работа.

Резерв

1

1

Итоговый контроль знаний.

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Логарифм. Свойства логарифмов"

Урок обобщения и систематизации знаний. Основной целью является: повторить определение логарифма, свойства логарифмов и применять их при решении заданий. В данной разработке представлены материалы для...

Методическая разработка урока по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов

Представлен ход урока, презентация, работа по устному счету, письменная работа....

Урок алгебры в 10 классе по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов"

Урок алгебры по технологии модульного обучения....

Логарифмы. Свойства логарифмов.

Повторить, закрепить знания теоретического материала по теме. Продолжить формирование практических умений при решении задач. Проверить  знания учащихся по данной теме....

Тема «Определение логарифма. Свойства логарифмов»

Задания с подробным образцом решения.Этот материал может использоваться при работе со слабоуспевающими учащимися, для самостоятельного изучения темы часто болеющими учащимися....

Логарифмы. Применение логарифмов.

Цели урока:-повторить определение логарифма;- закрепить  основные  свойства логарифмов;- способствовать  формированию  умения        применя...

Логарифмы и свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Логарифмы и свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода»...