Мастер класс
учебно-методический материал по алгебре по теме

Гумерова Ильмира Ильгизаровна

Мастер класс по теме "Развитие креативного мышления учащихся через решение задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_master_klass.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дым-Тамакская  основная общеобразовательная школа»

Мастер – класс  по теме:

« Развитие креативного  мышления учащихся  через решение задач»

Гумерова И.И.

учитель математики

Цели:

         -передача коллегам личного профессионального опыта,

          -показать необходимость развития креативного мышления учащихся.

Задачи:

-создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

-повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;

-распространение передового педагогического опыта.

Применяется  презентация.

                                   Ход урока.

1. Создание благоприятного психологического климата.

Уважаемые коллеги! Свое выступление я хочу начать с притчи.

Однажды добрый человек беседовал с богом и спросил его:

Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь.Там был громадный круглый стол на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно.

Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными.

Все они выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам.

Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.

Добрый человек был потрясен видом их несчастья.

Господь сказал: “Это  Ад» Господь отворил вторую дверь. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей.

Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками.  Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Добрый человек сказал господу: Я не понимаю”.

Это просто, - ответил ему Бог, “Эти научились кормить друг друга».

Вопрос:  А почему они отличаются от первых?

  - Они ищут выход из ситуации ,у них  появилось нестандартное решение.

Эта притча  с другой  стороны иллюстрирует суть всей системы обучающих структур, основное назначение которой- добывание  нашими учениками знаний и стремление делится своими знаниями  с другими.

 

2. Создание  проблемной ситуации.  

Как сделать так, чтобы умные головы наших учеников чаще посещали умные мысли   ?

  И так тема нашего  мастер класса  « Развитие креативного, нестандартного мышления учащихся через решение задач ».

      Вся наша жизнь состоит из задач: больших и маленьких, грандиозных и обыденных, простых и сложных. Найти работу, помириться с другом, спланировать вечерний отдых с друзьями, но успеть забрать ребенка из детсада - решаем мы эти задачи с той или иной мерой успешности, за решением одной всегда встают следующие задачи. И мы  решаем эти  проблемы по разному.

  Возникает вопрос    почему одни люди более успешны? 

    Спрашивается, как научиться мыслить так, чтобы увидеть решение там, где его не видят другие.

Предложу простой тест. Соедините девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги. 

 

Как видите, основой решения этой простой, но для кого-то сложной задачи, стал выход за привычные рамки.

     

  3. Изучение нового материала.

  В нашем обществе развитие креативного мышления дарит человеку поистине широкие возможности. Особенно это ценно для тех людей, которые не боятся брать на себя ответственность и вносить революционные изменения в жизнь окружающих. Например, предпринимателям креативное мышление позволяет идти непроторенным путем, что очень перспективно. Даже если со временем их ниша заполняется конкурентами, они могут придумать еще что-то новенькое. Ведь известно, что в бизнесе кто первый — тот и выиграл. Писателям креативное мышление позволяет находить оригинальные сюжеты, от которых трудно оторваться. Психологам — помогает изобретать новые способы взаимодействия с клиентом, чтобы как можно полнее удовлетворить его запросы. Благодаря креативному мышлению человек способен решить любую проблему; проявляя творческий подход, выгодно отличается от коллег; и вообще, очень интересный собеседник уже потому, что не говорит банальности.    

      Как вы думаете, нужно ли  учителям креативное мышление ?

    А какова основная цель учителя? 

   Основная цель учителя  - привитие учащимся определенного набора знаний. Задача хорошего учителя - не просто привить, а показать, как можно на практике применять их в различных жизненных ситуациях: создать ситуацию успеха, благодаря которой дети сами сделают верные выводы, благодаря оригинальности мышления.
      4. Практическая часть.

Наша задача показать, каким образом делаются открытия, поддержать искорки любознательности, подтолкнуть к новым выводам и открытиям. Великие открытия не зависят ни от рода, ни от возраста, ни от национальности. ни от чего-либо другого - они либо сделаны, либо нет. Гениальные мысли чаще посещают головы тех, кто готов к таким  открытиям.
   Как научить детей видеть особенное, отличать важное от второстепенного.  Каждый учитель имеет в своем арсенале методы и приемы, позволяющие показать, каким образом делаются важные умозаключения, какими бы формами, методами и приемами мы не пользовались, как бы не организовывали умственную деятельность учащихся, во главе угла была и остается ИНТЕРЕСНАЯ ЗАДАЧА! Именно через задачи мы можем показать все, что планируем, достичь поставленных целей. Именно задача является главенствующей при развитии творческого мышления. При решении многих задач прослеживается глубина мыслительной деятельности, видна гениальность выводов. У каждого опытного учителя практически всегда под рукой есть такая задача. Есть такие задачи и у меня. 

1.Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и туже букву. Что это за число?

2. Взвешивание под водой

На обыкновенных чашечных весах лежат: на одной чашке - булыжник, весящий ровно 2 кг, на другой - железная гиря, весящая так же 2 кг. Весы осторожно опустили под воду. Остались ли чашки в равновесии?

3 .Землекопы

Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов?

А как активизировать мыслительную деятельность учеников?

   Для активизации мыслительной деятельности учащихся использую также:       

  -  Цифровые диктанты.  Я читаю предложение, а учащиеся записывают  ответ в виде цифр: 1 – верно, 0 – неверно. Получается число (код), допустим 10011. 

 -игра «Смотри, не зевай, быстро считай». Учащиеся делятся на 2 команды, и используя магнитные цифры и знаки действий. Зачитываю или показываю командам таблички с примерами, например: -4,7+2,9=   ; 7,25*(-4) и т.д., ребята выбегают к доске  и составляют  ответ.

-Какая геометрическая фигура исчезла?»

     Эта игра проста с логической точки зрения, но важна с психологической и математической точек зрения, так как содействует развитию внимания, более точному представлению о геометрических фигурах и запоминанию терминологии.

   Игры используются на различных этапах урока: при опросе, при проверке домашнего задания,  при закреплении, чаще -  при обобщении темы

Развитию креативности способствует  и аналогия.  Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач.

       Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в           другой паре:

          1) влево – вправо,  вверх - …

          2) сумма – сложение, частное - …

          3) квадрат – куб, круг - …

          4)  уменьшаемое – вычитаемое, делимое …

      Классификация - следующий  прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его -  в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задачи способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. Например, найдите “лишнее” число: -1,5;-3;2;-2,8;-0,6

         Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.

Например,  дайте общее название объектам, входящим в одну группу:

а)  прямоугольник, ромб, квадрат – это…

б)  2 и-2; 3 и -3;-1,5 и 1,5 – это…

в)  отрезок, луч – это…

    К развитию  креативности детей ведет исследовательская работа, когда учащиеся учатся

  - ставить вопросы по теме и находить ответы на них,

  - сотрудничать с другими учениками, одновременно сохраняя свою индивидуальность,

  - выходить из нестандартных ситуаций.

С целью формирования интереса к  математике и развития творческого мышления предлагаю ученикам творческие задания и конкурсы: сочинение сказок и задач, кроссворды готовые и составленные ребятами, ребусы, рефераты, изготовление  наглядных пособий. Это происходит чаще всего во время проведения декады математики, подготовки к «Кенгуру».

Нестандартные задачи – это своеобразная "гимнастика для ума", средство для утоления естественной для каждого мыслящего человека потребности испытывать и упражнять силу собственного разума.  Они встречаются не только в математике.

 4.Придумайте 20 способов, как можно использовать стул. Только не берите избитые варианты, что на нем можно сидеть или стоять. Куда более оригинально будет сделать из него домик для кота или же использовать как гимнастический снаряд.

5.  Придумать пять способов использования зубной пасты?

6.  Предложить детям 5 сказок и найти общее между ними.

  Чем больше тренировать мозг, развивать фантазию, тем больше развивается креативное мышление.

1.Возьмите любую книгу. Наугад выбирите 2 слова. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, ищите взаимосвязи.

2. Ассоциации(5+5)

Взгляните  на комнату, в которой мы находимся. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Возьмите листы с ручкой, напишите 5 прилагательных, которые подходят к предмету. А сейчас ещё 5 прилагательных- которые абсолютно не подходят.

3. Безумства архитектора.

Представим себе, что вы архитектор и спроектируем дом. Сначала запишем 10  любых существительных- это условия заказчика.  ( Мандарин, чашка,  вода…). Рисуйте и представляйте, как это выглядело бы в реальности.

   Проведем тест на креативность:

         На листочке нарисовать крестики и настраиваемся на творческую волну,глубоко вдохнули и  медленно выдохнули. Крестики превращаем в картинки, небольшие зарисовки.

 5. Вывод.

Творческое мышление…
Креативное мышление…
Возможность придумывать новые идеи…
Способность находить необычные решения…

Почему люди хотят развивать умение нестандартно мыслить?
Так зачем же нам с вами развивать нестандартное мышление?
- чтобы достичь успеха в любом деле, которое выбрали,
- чтобы жизнь была яркой, интересной и счастливой;
- Чтобы находить выход из любой ситуации;
- получить возможность шутить и быть вдохновленными.
- запросто стать миллионером…ну ладно, просто богатым человеком (практически все богатые люди обладают нестандартным мышлением).
- окружить себя лучшими друзьями .

    Интересно, что если составить список тех, кому актуально развивать креативность и нестандартное мышление, то в него войдут:
- руководители компаний и топ-менеджеры

- владельцы бизнеса

- специалисты и руководители;

- специалисты, работающие или собирающиеся работать в рекламном бизнесе;
- представители любых творческих  профессий;
- желающие работать еще умнее, эффективнее ;
- желающие работать веселее и легче;
- те, кто стремится к более быстрому профессиональному и карьерному продвижению;
- те, кто хочет применять креативность в собственной жизни.
    У нас молодёжь хочет  быть успешным, богатым. Все они сегодняшние ученики, значит мы должны развивать творческую, креативную и нестандартную мышления, используя методы обучения:

Проблемный,

Проблемно-поисковый,

Проектный,

Эвристический,

Метод игровых ситуаций и другие.

Путь к совершенству – бесконечен, но без сотрудничества он невозможен. Поэтому сегодня мне очень хочется сказать вам, дорогие коллеги, – Огромное сердечное спасибо за сотрудничество, за  вашу доброту и отзывчивость, за умение  придти на помощь! Вы сыграли немаловажную роль в моём профессиональном росте!

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...