Уроки итогового повторения в 9 классе
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Астраханцева Зоя Егоровна

Данный материал содержит методические рекомендации для организации уроков итогового повторения, обобщения и систематизации знаний при подготовки учащихся 9 классов к сдаче ГИА по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Астраханцева Зоя Егоровна

учитель математики

Дмитриевщинского филиала МБОУ

Платоновской СОШ

Уроки итогового повторения в 9 классе.

        С 2005 года в Российской Федерации проводится эксперимент по внедрению и отработке новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса по ряду предметов. При этом применяются тестовые технологии, близкие к ЕГЭ.   

     Государственная итоговая аттестация (ГИА) в новой форме призвана разрешить некоторые из возникающих трудностей, в частности приблизить форму экзамена за курс основной школы к экзамену за курс средней школы в форме ЕГЭ.

Для успешной сдачи экзамена по предметам в новой форме ученик должен обладать:

1. достаточным знанием предмета;

2. навыками работы с тестами;

3. умением правильно организовать как подготовку к экзамену, так и грамотно распределить свое время на экзамене.

     Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

        Перед учителем  сегодня стоит проблема не только дать свой предмет на хорошем базовом уровне, но и научить применять эти знания при выполнении заданий  практического содержания, научить учащихся приступать к исследованию, поиску новых способов, приучить рассуждать, доказывать, экспериментировать, работать с литературой по возникшей проблеме, рационально использовать компьютер, интернет.

    В 9 классе начинается активная подготовка выпускников к итоговой аттестации: необходимо повторить большой объём теоретического материала по алгебре за 7-9 классы. Эти теоретические сведения

  • должны быть обобщены и систематизированы;
  • должны быть доступны для учащихся, как на любом этапе урока, так и на дополнительных занятиях;
  • должны подкрепляться примерами-образцами.

Особая роль в этом отводится   урокам итогового повторения.

        Задачей итогового повторения является обобщение и систематизация знаний, ликвидация возможных пробелов, устранение нежелательных отклонений и изменений в знаниях учащихся. При этом нельзя сводить повторение лишь к припоминанию фактов, изученных в ранее, главное - связать все имеющиеся у учащихся знания в систему, помочь им выйти на новый, более серьезный уровень понимания. Для обобщающего повторения в конце учебного года должен быть отобран самый важный материал с точки зрения общеобразовательной ценности или с точки зрения широты его связей с другими вопросами курсов математики и смежных дисциплин.

Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы.

 Наиболее целесообразным является распределение повторяемых вопросов по содержательно-методическим линиям курса, порядок следования которых позволяет эффективно реализовать связи между темами.

    Этому требованию наиболее полно удовлетворяет такой порядок следования линий:

  • линия развития понятия числа;
  • функциональная линия;
  • линия тождественных преобразований;
  • линия уравнений и неравенств;
  • геометрическая линия;
  • линия статистики и теории вероятностей.

Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, можно выделить следующие темы для итогового повторения:

  1. Числа и числовые выражения.
  2. Задачи на проценты.
  3. Неравенства с одной переменной.
  4. Системы неравенств
  5. Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
  6. Уравнения
  7. Системы уравнений
  8. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
  9. Арифметическая и геометрическая прогрессия.
  10. Геометрические задачи
  11. Задачи по статистике и теории вероятностей
  12. Чтение графиков и диаграмм.

  При планировании уроков повторения необходимо учитывать состав, степень подготовленности и уровень развития учащихся конкретного класса. Так как учебный процесс ориентирован на усвоение учащимися прежде всего основного материала, то при проведении итогового повторения качество усвоения этого материала проверяется в обязательном порядке.

Некоторые учителя стремятся прорешать как можно больше заданий. Опыт показал, что четкая организация деятельности учащихся на уроке, подбор типовых задач, обучение общим подходам к выполнению различных по сложности и содержанию заданий дают лучшие результаты. Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Всю систему упражнений, можно разделить на:

  • упражнения для устной работы,
  • письменные упражнения,
  • задания для домашней работы.

Формы проведения учебных занятий по итоговому повторению могут быть различными, однако решение задач должно проводиться на каждом уроке независимо от его структуры.

Теоретический материал можно повторить в процессе решения соответствующих задач или фронтально в начале урока. Распределение упражнений по рубрикам условно, так как в одном классе некоторые из письменных упражнений могут быть выполнены устно, а в другом, наоборот, могут вызвать затруднения некоторые устные упражнения. Устные упражнения предназначены главным образом для фронтальной работы с учащимися. При выполнении многих упражнений желательно, чтобы учащиеся давали подробное обоснование ответа или решения, На основе письменных упражнений можно давать небольшие самостоятельные работы для учащихся или составлять тесты, можно организовывать работу учащихся в группах. Выбор формы организации повторения теоретического материала во многом зависит от характера повторяемого материала, но, в конечном счете, определяется возможностями конкретного класса и количеством часов, отведенных учителем для проведения обобщающего повторения в конце учебного года.

Как уже было отмечено, наиболее эффективной является организация итогового повторения по темам, что позволяет сделать центральным один из вопросов программы, уделить особое внимание способам решения основных типов задач, используя систему задач учебника или сборника. Учитывая результаты текущего контроля по данной теме и характер наиболее распространенных ошибок, желательно включить в повторение материал слабо усвоенный.

 Материал по каждой теме, должен содержать большое количество разнообразных  задач. Желательно, чтобы ко всем задачам были даны ответы. Большинство задач необходимо снабдить указаниями, а некоторые, наиболее трудные - решениями.

    Уроки итогового повторения можно построить следующим образом: на уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся (две) предэкзаменационные работы в условиях, приближенных экзаменационным. Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В зачётную работу можно (нужно) включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учеников).

        Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на элективных курсах. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.

      Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.

     Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.

     Некоторые задания могут вызывать у учащихся затруднения, поэтому им нужна помощь учителя, нужна его консультация. Я провожу разные виды консультаций:

  • уроки-консультации;
  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
  • консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
  • индивидуальные консультации.

     Для повторения теоретического материала  желательно проводить обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.

       Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.

      Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы. В работе  можно использовать  свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

  1. Интернет-сообщество учителей
  2. Сеть творческих учителей
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  4. Информационно-методический сайт

Пространство Интернета дает огромную возможность для подготовки к ГИА по математике.

На различных Интернет-курсах предлагаются:

  • теоретические материалы к каждому типу заданий;
  • разбор каждого типа заданий;
  • задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов);
  • электронный тренажер;
  • контрольное тестирование;
  • рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

     Но не факт, что использование компьютерных технологий на уроках даёт возможность овладеть  математикой  «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны  математики , её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Информационные ресурсы:

  1. ipkps.bsu.edu.ru›source/metod_sluzva…romanova.pdf
  2. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98671711
  3. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/МОУ СОШ №8/документы/План..
  4. http://festival.1september.ru/articles/636701/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия 9 класс "Урок итогового повторения "решение треугольников" "

Повторение ранее изученного материала: теоремы синусов, теоремы косинусов и умение использовать их при решении задач, применять соотношения между сторонами и углами треугольника в решении задач станда...

Урок " Итоговое повторение 7 класс" (конспект урока)

В игровой форме организовано обобщающающее повторение  7 класса....

Урок по теме: «Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений» Итоговое повторение 10 класс

Урок по теме:«Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений» Итоговое повторение10 класс (информационно-технологический профиль)По учебнику Никольского«Алгебра и нач...

Урок итогового повторения за курс 9 класса по всемирной истории

Цель урока: проверка знаний, полученных при изучении курса новейшей  истории в форме тестовых заданийФорма урока: Тестирование в 2-х вариантах...

Урок итогового повторения в 9 классе" Линейные уравнения с параметром"

Рассмотрим уравнения, приводящиеся к линейным и дробно-линейным. Эти типы уравнений хорошо знакомы учащимся, и их решение не вызывает затруднений. Параметр, присутствующий в условии, не создает ...

Урок итогового повторения по теме "Функции" 9 класс

Ø углубление, систематизация и обобщение знаний, умений и навыков;Ø развитие умений учебного труда, умений применять знания на практике;Ø воспитание добросовестного отношения к учебному труду...

Наречие. Урок итогового повторения в 7 классе

Урок-обобщение по теме "Наречие"...