Наречие. Урок итогового повторения в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок-обобщение по теме "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie._urok_itogovogo_povtoreni_v_7_kl.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « «Наречие. Урок итогового повторения в 7 классе»

Цели:  1) Организовать контроль за степенью усвоения учащимися темы «Наречие». 2) Продолжить работу над формированием таких умений, как распознание наречий в тексте; определять их отличие от сходных по звучанию существительных и прилагательных; нахождение орфограмм в наречиях с последующим их обоснованием; соблюдение правильного ударения в наречиях; использование наречий в устном и письменном связном тексте для повышения изобразительности речи. 3) Активизировать эмоционально-нравственные возможности учеников. 4) Развивать пытливость, целеустремленность, самостоятельность учащихся, их доброжелательность друг к другу.

Оборудование, оформление урока. 1. Таблица-календарь. На партах у детей тоже лежат тетради-календари. 2. Алгоритм «Как отличить сравнительную степень прилагательного, наречия». 3 Сигнальные карточки. 4. Набор карточек с наречиями для орфографического боя.

План урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Работа над темой.

1-й лист календаря. «Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль наречий»

Рассказ ученика по опорному конспекту.

Проверка домашнего задания.  Чтение зарисовки о весне.

Составление алгоритма «Как отличить сравнительную степень прилагательного, наречия»

Работа над копилочкой  «Золотые россыпи»

      2-й лист календаря «Не с наречиями»

Рассказ ученика по опорному конспекту.

Графический диктант

Игра «4-е лишнее»

Игра « Я работаю волшебником»

     

      3-й лист календаря «Буквы -у, -а, -о, -е на конце наречий»

Рассказ ученика по опорному конспекту.

Орфографический бой.

Игра «Гриб попадает в корзину»

Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

      4-й лист календаря «Дефис в наречиях»

Кодирование (шифровка) теоретического материала.

Составление словосочетаний с омонимичными словами.

Загадки.

      5-й лист календаря «Ь после шипящих на конце наречий»

Письмо по памяти. Записать как можно больше примеров на это правило:

Навзничь, сплошь, прочь, точь-в-точь, наотмашь, вскачь, невмочь, настежь, уж, замуж, невтерпеж.

      6-й лист календаря «Н, нн в наречиях на –о,-е; не- и ни- в наречиях»

Рассказ ученика по опорному конспекту.

Перфокарта- тест

Самостоятельная работа.

     7-й лист календаря «Слитное и раздельное написание наречий с предлогами и приставками»

Рассказ ученика по опорному конспекту.

Словарная работа.

4.Обобщение работы.  Юмористический рассказ «Ох уж это наречие»

5. Предупредительный диктант.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие. Улыбнемся !  Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.

Вступительное слово учителя.

Тему урока предстоит сформулировать вам, вставив в кроссворд «Спрятанное слово» недостающие буквы. Искомое слово станет ключом к вашему уроку.

Н

А

И

З

А

Н

К

У

П

О

О

Д

Л

Ь

Н

А

П

Е

Е

Р

Е

З

Н

Е

В

Т

Р

П

Ё

Ж

Н

А

Р

О

Н

О

Н

А

Е

Д

Н

Е

Б

Е

С

Ц

Л

Ь

Н

О

Итак, сегодня мы обобщаем тему «Наречие». Выучены новые правила, орфограммы. Нам предстоит выполнить следующие задачи. Работать нам поможет необычная форма урока – календарь.

1-й лист календаря. «Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль наречий»

Задание 1. Используя лист календаря расскажите об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли наречий. Какую основную функцию наречия выделяют ученые? (Наречие должно быть связано с глаголом, оно уточняет глагол, сообщает ему четкость и стилистическую выразительность)

Задание 2. Проверка домашнего задания. Чтение сочинения-миниатюры о наступающей весне. В работе можно использовать наречия звучания и цвета.

Дыхание весны.

Весеннее дыхание коснулось всей земли.

День длиннее. Небесная лазурь чище. И солнце светит радостнее, теплее. Легкие облака доверху налиты его ярчайшим светом.

Хрупкие сосульки ослепительно горят на солнце. Игривый лучик, переливаясь в них, превращается в искрящиеся алмазы, а потом сосулька-лучик звенящими капельками летит вниз.

Сдержанно шепчутся деревья. Смолой  пахнут елочки и сосенки. Березки под окном по-вербному розовато светятся. Может, цвет березкам подарило солнце? Будто золотой пылью обсыпаны ивы. Томительно-нежно набухли почки сирени.

С каждым днем торжественнее хор птиц. Звонче стали петь синицы. Возбужденно чирикают воробьи. Озабоченно прощупывают своими длинными носами землю грачи.

Все радуются свежему дыханию весны!

Задание  Перечислите наречия цвета, звучания. Какую роль они играют в тексте? (Если мы прибегнем к помощи стилистического эксперимента, т.е. опустим наречия, то увидим, что текст теряет образность. Про наречие говорят, что оно является эпитетом при глаголе. На такую его особенность обратил внимание Пушкин: «Наречия – это слова, живописующие глагол»)

Задание 3. Некоторые  из вас в своих текстах использовали формы сравнительной степени наречия ,прилагательного. Умеете ли вы их различать?

Составьте алгоритм по теме «Сравнительная степень (простая форма) прилагательного , наречия»

Задание 4. Мы работаем над копилочкой мудрости. Выделите листок в своем календаре. Подберите заглавие. Например, «Золотые россыпи» .

Запишем первую пословицу. Друга легче потерять, чем найти.

Задание. Найдите наречие. Докажите, что что вы не ошиблись. Чем интересна пословица.( Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа-творца. «Что за золото!» - говорил о пословицах А.С.Пушкин. В небольших предложениях часто использовались наречия для большей выразительности действия. )

      2-й лист календаря «Не с наречиями»

Рассказ ученика.

Графический диктант. «Не с разными частями речи». (Ученики  на своем листке календаря ставят номер предложения и «+» (слитно), «-« (раздельно))

Каждая неудача  прибавляет ума. 2)Ласковое слово не трудно, споро. 3) Не испытав, не узнаешь.4) Да, жалок тот, в ком совесть нечистая (А.Пушкин).

5)Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила. (А.Пушкин).

6)Быть может в Лете не потонет строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин).

7)Прогулки по лесу ничуть не утомительны для любознательного человека.

8)По весеннему лесу идите не спеша, вглядывайтесь в цветы и зелень деревьев.

9) Ветер, совершенно не ощутимый внизу, плавно проносил по небу белоснежные облака.

Не забываем о копилочке мудрости «Золотые россыпи»

Запишем Никогда не поздно делать добро.

Напряженная работа требует перемены.

Игра «4-е лишнее»

Неаккуратно, небрежно, немедленно, неприветливо;

Смотреть вовсе (не) ласково, ничуть (не) просто это сделать, говорить совсем (не) громко, поступить (не) по-товарищески;

Докрасна, доверчиво, досуха, добела.

(Вы обратили внимание, что последняя группа слов связана с образованием наречий. Пожалуйста, перечислите основные способы образования наречий. Почему в 3-й группе слов наречие «доверчиво» оказалось лишним?

Некстати (приставка не )

Осуждающе (суффикс е)

Где- то (суффикс)

Попусту (приставка по- и суффикс у)

Еле-еле (повторение слов)

Наша копилочка : Всякая помощь хороша вовремя»

      3-й лист календаря «Буквы -у, -а, -о, -е на конце наречий» напомнит вам правило  О и А на конце

Рассказ ученика по опорному конспекту.

Вы почувствовали, что надо следить за ударением в словах. Устная разминка «Орфоэпический бой»

Условия «боя»: сражаются двое участников, поочередно указывают слова из своего «арсенала»; соперник должен правильно произнести слово; ошибка – пропущенный удар; выигрывает тот, кто пропустил меньше ударов.

Копилочка :  Наскоро делать – переделывать.

Игра «Гриб попадает в лукошко»

Задание предлагается по вариантам

1 вариант

Вырастить заново

Возвращаться затемно

Вытереть насухо

Запереть наглухо

Посмотреть влево

2 вариант

Вырастить заново

Возвращаться затемно

Вытереть насухо

Запереть наглухо

Посмотреть влево

Здесь же на 3-ем листке зафиксировано правило «Буквы – о и – е на конце наречий»

Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Свежо, хорошо, блестяще, угрожающе, неуклюже, блестяще, волнующе, тягуче, общо, испытующе, торжествующе, горячо, еще.

Наши «Золотые россыпи» . Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

4-й лист календаря «Дефис в наречиях»

Кодирование (шифровка) теоретического материала.

Разрешается взглянуть на тему. !) вниманию ребят предлагается задание: кратко записать теоретический материал по теме.. завершается взаимопроверкой. После взаимопроверки открывается лист календаря. Копилочка : И мягкими руками  можно царапнуть по-кошачьи.

Составление словосочетаний с омонимичными словами.

Свои тонкости у этой темы. Они связаны с омонимией. Вспомним, что такое омонимы.

Задание. Составьте четыре словосочетания с данными значимыми частями.

Загадки.

Какое наречие «предлагает» кусок ткани на пальто или костюм?

Какая змея бывает наречием?

      5-й лист календаря «Ь после шипящих на конце наречий»

Письмо по памяти. Записать как можно больше примеров на это правило:

Навзничь, сплошь, прочь, точь-в-точь, наотмашь, вскачь, невмочь, настежь, уж, замуж, невтерпеж.

      6-й лист календаря «Н, нн в наречиях на –о,-е; не- и ни- в наречиях»

1Рассказ ученика по опорному конспекту.

2.Задание. найдите строчки, в которых пишется «-нн-»

1) интерес…о,   искус…о,   груст…о

2) мужестве….о,  умышле…..о,   испуга…..о

3) вниматель…о,  присталь…о,  дружелюб…о

4) рассея….о,  разочарова..…о,  торжестве.…о.

3.Самостоятельная работа.

Н…где, н…откуда, н…сколько, н…откуда.

Н…где, н…когда, н…сколько, н…куда.

Н…мало, н…куда, н…почем, н…как.

Копилочка.  Нигде не дышится так легко, как на Родине.

     7-й лист календаря «Слитное и раздельное написание наречий с предлогами и приставками»

Рассказ ученика по опорному конспекту.

Словарная работа.

Копилочка.  Береги платье снову, а честь -  смолоду.

Итак, повторение материала по теме «Наречие» завершено.

Но в конце кто-то из вас обобщит работу нашего урока.

Чтение наизусть юмористического рассказа «Ох уж эти наречия»

Я невзлюбил наречие задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай все аккуратно, и на совесть, поступай по-товарищески» - только и слышу я ежечасно. Все это не просто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

Другому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому: весело, необыкновенно, а может быть по-прежнему, кое-как.

Обобщение учителя.  Какой неожиданный итог! Спасибо! Мы убедились, что наш язык без наречия теряет выразительность, образность, яркость. Мы сумели еще раз повторить правописание наречий.

Подведение итогов .

Какую роль в тексте играют наречия?

2. Какие правила оказались для вас простыми, какие- сложными? Почему?

3. Есть ли среди пословиц та (те), которую (ые) вы захотите положить в свой духовный багаж? Почему?

(тетради календари ученики сдают на проверку учителю)

Домашнее задание.

1.Выбрать пословицу из «Золотых россыпей», которая соответствует вашему душевному движению и жизненному опыту.

2. По пословице написать небольшое сочинение-рассуждение. Включить в работу наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия 9 класс "Урок итогового повторения "решение треугольников" "

Повторение ранее изученного материала: теоремы синусов, теоремы косинусов и умение использовать их при решении задач, применять соотношения между сторонами и углами треугольника в решении задач станда...

Урок " Итоговое повторение 7 класс" (конспект урока)

В игровой форме организовано обобщающающее повторение  7 класса....

Урок по теме: «Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений» Итоговое повторение 10 класс

Урок по теме:«Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений» Итоговое повторение10 класс (информационно-технологический профиль)По учебнику Никольского«Алгебра и нач...

Урок итогового повторения за курс 9 класса по всемирной истории

Цель урока: проверка знаний, полученных при изучении курса новейшей  истории в форме тестовых заданийФорма урока: Тестирование в 2-х вариантах...

Уроки итогового повторения в 9 классе

Данный материал содержит методические рекомендации для организации уроков итогового повторения, обобщения и систематизации знаний при подготовки учащихся 9 классов к сдаче ГИА по математике....

Урок итогового повторения в 9 классе" Линейные уравнения с параметром"

Рассмотрим уравнения, приводящиеся к линейным и дробно-линейным. Эти типы уравнений хорошо знакомы учащимся, и их решение не вызывает затруднений. Параметр, присутствующий в условии, не создает ...

Урок итогового повторения по теме "Функции" 9 класс

Ø углубление, систематизация и обобщение знаний, умений и навыков;Ø развитие умений учебного труда, умений применять знания на практике;Ø воспитание добросовестного отношения к учебному труду...