Разработка урока по математике для 6 класса (с презентацией)
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Ирина Викторовна Алтухова

Урок для 6 класса по теме «Сложение отрицательных чисел». Тип урока: открытие нового знания. Урок содержит игровые моменты, сообщения учащихся, работу в группах, самостоятельную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_otritsatelnykh_chisel.doc122.5 КБ
Office presentation icon slozhenie_otritsatelnykh_chisel.ppt677 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сложение отрицательных чисел».

Класс: 6 «А».

Цели урока: Ввести правило сложения отрицательных чисел.

Задачи урока:

1. Обучающие: Самостоятельно сформулировать правило сложения отрицательных чисел и уметь применять при решении задач.

2. Развивающие: Развитие умения анализировать и делать выводы, развивать навыки самоконтроля, развитие устной и письменной математической речи учащихся.

3. Воспитательные: Формирование любознательности, активности, аккуратности, воспитание коммуникативной культуры.

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемые технологии: Технология проблемного обучения.

Ход урока

  1. На перемене собрать тетради с домашними работами.

  1. Актуализация опорных знаний.

 «Я верю, друзья: караваны ракет

Помчат нас вперед от звезды до звезды,

На пыльных тропинках далеких планет

Останутся наши следы…»                           В. Войнович

Вы знаете, что скоро 12 апреля – День космонавтики. И поэтому наш урок сегодня будет содержать зашифрованные задания, связанные с этим событием.

Мы продолжаем работать с положительными и отрицательными числами.

Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.

Устная работа.

1). Выполнив следующее задание, вы узнаете, как назывался космический корабль, на котором 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек – наш соотечественник Ю. Гагарин решите устно примеры, которые даны на доске, в тетрадь запишите только ответ.

|-9| - |-4| =  5

|-5| + |2| = 7

|4,3| + |-3,7| = 8                         Ключ к решению (открыть через 1 мин):

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

н

с

л

з

т

у

к

о

и

о

|-3 1/3| : |5/9| = 10

|1| : |-0,5| = 2

|3| - |-3| = 0

Итак, это легендарный корабль-спутник «Восток».

2). Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой, запишите результат в тетрадь. (задание на доске, координатная прямая у каждого на парте): 

5 + (+3) = 8

-2 + (-6) = -8

7 + (-10) = -3

-4 + (+4) = 0

Назовите положительные числа, отрицательные, противоположные. А каким числом является 0? Сделайте вывод о сумме противоположных чисел (она равна нулю).

3). Составьте примеры по схемам на доске:

  1. Изучение нового материала.

1). Работа в парах (использовать координатную прямую как градусник, таблица на парту).

Определите по градуснику температуру.

Пример: Вчера в Москве была температура 7 С, изменилась на сколько? На +2 С. Значит, стала 9 С.

Ребята решают в парах, записывают в таблицу ответ.

Затем открыть верный вариант. Самопроверка. Ставят +, если верно, -, если нет. Поднимите руки, у кого верны все задания, не верно одно? Хорошо!

Была температура, С

Изменение

Стала, С

Результат

7

2

9

+

8

-6

-3

5

-2

-5

-4

0

-4

-3

2). Мы умеем складывать отрицательные числа с помощью координатной прямой.

Выписать на доску: -200 + (-400)=? Даны числа -200 и -400. найти их сумму.

Разумно ли складывать эти числа с помощью координатной прямой? (нет)

Рассмотрим пример: -4 + (-3) = -7

Чему равен модуль первого слагаемого? 4

Чему равен модуль второго слагаемого? 3

А чему равен модуль суммы? 7

Вывод: модуль суммы равен сумме модулей.

        Выведите правило сложения отрицательных чисел.

        

Правило: для того, чтобы сложить отрицательные числа, надо:

                                 1. Сложить модули этих чисел.

                                     2. Поставить перед полученным числом знак «-».

Молодцы!

Опросить 2-3 человек.

Итак, -200 + (-400)=? 


Закрепление.

1). Заполните таблицу, которая лежит у вас на партах. 

Если вы верно ее заполните, то узнаете, кто был первой женщиной-космонавтом.

Я решаю первый пример на доске: -3 + (-7) = -10. записываем ответ в клеточку на пересечении.

Дальше работаем по цепочке, при решении проговариваем правило.

+

-7

-35

-9

-15

-12

-8

-13

-27

-18

-3

-10

-9

-44

-11

-20

-15

-30

-16

-28

-7

-15

-20

-33

-22

-49

-31

-53

Ключ к решению (открыть через 4 мин):

е

о

т

е

н

а

ш

к

р

с

в

-44

-33

-10

-30

-7

-53

-28

-15

-20

-4

-49

Ответ: В. Терешкова

2). Игра в математическое лото.

Работа в группах по 4 человека. У вас на партах таблица с названиями планет.

Ваша задача: найти сумму двух чисел, найти число на карточке с определенным названием и закрыть лото.  

Я прохожу прослеживаю верность выполнения, если необходима помощь, помогаю.

1 группа:

2 группа:

3 группа.

-20 + (–35) =–55

–2/3+(–1/3) = –1

–9 +(-1,7) =-10,7

–9,8+(-4) =–13,4

–3 2/3+(-1 1/3)=-5

–1,82-(-0,08)=–1,9

–2 + 2 = 0

 - 42 – 8 = – 50

–3,5 +(-2,4)=–5,9

Венера

Нептун

Уран

Плутон

Земля

Сатурн

Марс

Меркурий

Юпитер

–40 + (-15) = –55

–3/4 +(– 1/4) = –1

–8,1+(-2,6) = -10,7

–12,9+(-0,5)=–13,4

–1 2/5+(-3 3/5)= -5

-0,27+(–1,73)=–1,9

–1/4 + 1/4 = 0

– 27 +(-23) = – 50

-3,5 +(-2,4) = –5,9

Венера

Нептун

Уран

Плутон

Земля

Сатурн

Марс

Меркурий

Юпитер

–18 +(-37) = –55

–3/16+(–13/16)=–1

–1,3 +(-9,4) = -10,7

–11,2+(-2,6)=–13,4

–2 1/3+(-2 2/3)= -5

–0,34+(-1,56)=–1,9

–12/5 + 12/5 = 0

–38+ (–12) = –50

-3,5 +(-2,4) = –5,9

Венера

Нептун

Уран

Плутон

Земля

Сатурн

Марс

Меркурий

Юпитер

Венера

(-55)

Плутон

(-13,4)

Меркурий

(-50)

Уран

(-10,7)

Земля

(-5)

Юпитер

(-5,9)

Сатурн

(-1,9)

Нептун

(-1)

Марс

(0)

Ответ: одно поле останется не закрытым – Земля.

Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле не было бы жизни без Солнца. Солнце дает тепло и свет, необходимые для жизни людей, растений и животных. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. Показать карту. Все эти планеты твердые и каменистые.

        

Сообщение учеников. Пока они говорят, показать планеты.

        1. Меркурий в 2 раза меньше Земли, но масса его гораздо больше. Днем температура на этой планете может подниматься до 340 С. Венера окутана ядовитыми облаками. На ней много гор и вулканов. Там постоянно гремят грозы и сверкают молнии. Марс – это планета, покрытая оранжево-красным песком. Воздух на Марсе для дыхания непригоден. Там все огромных размеров. Горы в 2 раза выше, чем на Земле, а каньоны в 2 раза глубже.

        2. Дальше от Солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран, и Нептун. Это планеты, состоящие из жидкостей и газов. Самая большая из них – Юпитер. Сатурн, вторая по величине планета, окружен великолепными кольцами. Самой отдаленной планетой, состоящей из камня и льда, является Плутон. Это самая маленькая планета, и самая холодная, так как солнечные лучи едва достигают ее.

5. Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

6. Первичный контроль.

Ну, а сейчас вам предстоит написать самостоятельную работу.

Рассмотрим пример: -6+(-1,5)+(-0,8)=

В безоблачный ясный вечер все небо усыпано множеством звезд. Они кажутся нам маленькими и сверкающими точками. Но на самом деле – это огромные раскаленные газовые шары. Если на карте соединить между собой определенные звезды, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет свое название. Придумали их еще в Древней Греции.

Выполнив действия, вы узнаете названия некоторых созвездий. Листы подписать.

На доске изображения этих созвездий. Ответ дать, когда все сдадут.

Вариант 1.

1) -16+(-12,5)+(-11,5) =

2) -8+(-12) =

3) –10+(-3)+(-2) =

4) -15,6+(-34,4) =

5) –6,5+(-20,5)+(-3) =

6) -2,8+(-7,2) =

№ задачи

р

д

а

о

н

к

1

40

-40

-70

60

35,5

-90

2

-20

-80

20

-20,5

-60

-25

3

-45

70

-15

-65

15

-100

4

25

50

45

-35

80

-50

5

90

-20

-35

-30

-15

30

6

35

10

-55

20

-10

25

 №

1

2

3

4

5

6

результат

-40

-20

-15

-50

-30

-10

ответ

Д

р

а

к

о

н

Вариант 2.

1) -14+(-10,5)+(-5,5) =

2) -9+(-11) =

3) -7+(-2)+(-6) =

4) -9,7+(-13,3) =

5) -5,5+(-6)+(-5,5) =

6) -3,8+(-6,2) =

№задачи

е

й

р

е

с

П

1

30

-13

40

35

50

-30

2

-20

-35

20

45

13

-20,5

3

-33

18

-15

-40

-12

15

4

-50

23

33

60

-23

-47

5

17

-45

-18

-17

47

-27

6

12

-10

27

-60

10

203

 №

1

2

3

4

5

6

результат

-30

-20

-15

-23

-17

-10

ответ

П

е

р

с

е

й

Для тех, кто сдаст раньше: установите закономерность в расположении чисел ряда (на доске):

-2; -4; -6; -8; …

-3; -6; -12; -24; …

-2; -7; -14; -45; …

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

п.32, № 1056, 1058,

                        1059.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математики 5 класс "Натураль саннарны тапкырлау һәм аларньң үзлекләре"

Аннотация к урокуДанный урок является уроком повторении. Материал урока направлен на развитие творческого мышления учащихся. Задачи подобраны одно-двухшаговые по своему решению. Структура урока: поста...

Разработка урока по математике 5 класс. "Площадь прямоугольника

Урок разработан для 5 класса, содержит тест на развитие мышления, самостоятельную работу и презентацию....

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Смешанные числа"

В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Смешанные числа»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, ...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен,  используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление  рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...