Знакомство с деятельностью Ивана Грозного через решение математических задач
учебно-методический материал по алгебре (10 класс) по теме

Букина Ольга Леонидовна

Интегрированный урок

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с деятельностью Ивана Грозного через решение математических задач. «Иван Грозный является, той исторической фигурой, которая до сих пор притягивает к себе взоры ученых, исследователей, людей интересующихся историей. Много трудно-понимаемых фактов имеется в этом царствовании, возникновение которых объясняют не всегда одинаково». В.О.Ключевский

Слайд 2

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ великая княгиня, вторая супруга великого князя московского Василия III, дочь литовского князя Василия Львовича Глинского.

Слайд 3

В 1533 г. предсмертным распоряжением Василия III Елене Васильевне поручено управление государством до возмужания старшего сына Ивана, назначенного великим князем. Правление Елены отмечено борьбой с удельными князьями, братьями Василия III, Юрием и Андреем, для обоих окончившейся заточением (1534 и 1537), и внутренними трениями в правительственной среде, обусловленными исключительной близостью к Елене Васильевне одного из бояр, князя Ивана Федоровича Овчины-Телепнева-Оболенского. Провела удачную финансовую реформу. По словам современников, была женщиной настойчивой, в меру строгой, иногда жестокой. Регентство Елены Глинской

Слайд 4

Боярское правление Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется «страхом с великими глазами». Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать что он окружен только врагами. Это заставляло его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Дворцовые перевороты оставили болезненный след в сознании малолетнего Ивана. На его глазах происходили безобразные сцены своеволия, насилия, убийств.

Слайд 5

Венчание на царство Достигнув совершеннолетия, Иван IV торжественно венчался на царство «венцом царским», или «шапкою Мономаха», и официально принял титул царя и великого князя «всея Руси». 16 января … В этом же году Иван женился на Анастасии Романовне Юрьевой.

Слайд 6

Реформы царя и «Избранной рады» Создание приказов Принятие Судебника Созыв Земского собора Отмена кормлений Церковная реформа «Уложение о службе» Создание постоянного войска (стрелецкого) Унификация денежной системы Реформа налогообложения

Слайд 7

КУРБСКИЙ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Родился в 1528 году. Князь, боярин, военачальник, русский публицист, переводчик. Происходил из рода Смоленско-Ярославских князей. В 1549-1564 годах находился на царской службе. Член Избранной рады (инициатор такого - на польский манер - названия для этого органа). Руководил штурмом Казани в 1552 г. Командовал русской армией во время Ливонской войны. Когда начались опалы, бежал в Литву (1564). Уже с осени того же года - участник войны с Россией.

Слайд 8

ОПРИЧНИНА (…-…) «Опричь» (кроме) - удел вдовы князя в пожизненном пользовании Опричнина – государев удел Земщина – остальная часть государства. Появляется две столицы (Москва и Александровская слобода), две Боярские думы, два войска – опричное и земское

Слайд 9

Причины опричнины 1.Опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В.О.Ключевский, И.Я.Фроянов) 2.Опричнина была хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его самовластию: А) цель опричнины – сокрушение боярско-княжеского могущества (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов) Б) опричнина вводилась против остатков удельно-княжеской старины, сопротивления церкви, сепаратистских устремлений Новгорода (А.А.Зимин, В.Б.Кобрин)

Слайд 10

Смысл опричнины Введен режим диктатуры и террора (физическое уничтожение последнего удельного князя Владимира Старицкого) Создание опричного войска - личной охраны царя Выселение с опричных земель крупных землевладельцев, размещение там служилых (дворян) Погром городов, «изменивших» царю – 1570 г. –Новгород, Тверь, Торжок. Такая же участь ждала и Псков.

Слайд 11

Последствия опричнины Централизация страны Становление деспотического самодержавия Тяжелый экономический кризис Удар по церкви как мощной противостоящей государству организации (митрополит Филипп Колычев)

Слайд 12

Оценка опричнины Она явилась продолжением преобразований, начатых при Иване III (формирование государственной системы, состоящей из самодержавной власти, опирающейся на земский строй) Опричнина стала личной драмой Ивана IV . В условиях правления Избранной рады, Иван IV был в некоторой степени отодвинут от власти, отсюда его борьба с аристократией (не только боярами, но и верхушкой дворян и церковью)

Слайд 13

Внешняя политика На востоке: Борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами. 1552 г.- присоединение Казанского ханства 1556 г. - присоединение Астраханского ханства 1559 г. - неудачный поход на Крымское ханство 1581 г. – начало присоединения Сибири На западе: Достижение выхода к Балтийскому морю. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство. 1558-1583 гг. Ливонская война. Поражение России в войне. 1582 г. Ям-Запольский мир с Польшей на 10 лет с условиями сохранения старых границ. 1583 г. Перемирие России со Швецией, которая получила города Ям, Копорье, Ивангород. За Россией остался участок балтийского берега с устьем Невы

Слайд 14

Окончание правления Ивана IV 1. Опричнина и Ливонская война поставили страну на грань катастрофы. Резко упала цена человеческой жизни. 2. Возрос податной гнет, как следствие этого, бегство крестьян и посадских. 3.1581 год – введены «заповедные годы», когда были запрещены крестьянские переходы. 4. Не получили разрешения важнейшие общественно-политические проблемы (централизация власти). 5. Династический кризис.

Слайд 15

Спасибо за внимание! Никитина Елена Геннадьевна учитель истории и обществознания высшей категории Леснополянской СОШ Коченевского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу" Управление мыслительной деятельностью обучающихся при решении математических задач

Данная презентация к мастер-классу  по курсу математики 5 класса .  .    Ц            Ц...

Геометрическая интерпретация содержания задачи – условие успешного обучения каждого школьника решению математической задачи

Геометрическая интерпретациясодержания задачи –условие успешного обучения каждого школьникарешениюматематической задачи...

Геометрическая интерпретация содержания задачи-условие успешного обучения каждого школьника решению математической задачи

Геометрическая интерпретация содержания задачи-условие успешного обучения каждого школьника  решению математической задачи...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.

Аннотация: В статье рассматривается специфика современного образования и использование возможностей проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся. Особенность этой статьи в том,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс

Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...