Интегрированный урок "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения"
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме
Разработка представляет собой комментарий к технологической карте к интегрированному уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения
Технологическая карта к интегрированному уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения"
Комментарий к технологической карте.
Учитель истории: (на фоне фонограммы «колокольный звон») http://www.zvon.ru/mp3/records/pavslob.mp3
Утром 30 мая 1672 года, как только взошло солнце, по всей Москве раздался колокольный звон. Так на Руси было принято возвещать о семейной радости царя Алексея Михайловича - рождении сына или дочери … родился Петр.
Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Мы познакомимся с деятельностью Петра Великого, изучая произведение А.Толстого «Петр Первый». В течение урока мы будем заполнять таблицу (лист наблюдения), которая будет необходима вам для составления характеристики Петра.
Учитель истории: Первая супруга царя Мария Ильинична Милославская родила много детей, но рано умерла. Овдовевший царь женился второй раз на молодой, красивой и крепкой здоровьем Наталье Кирилловне Нарышкиной. После смерти отца Алексея Михайловича на престол взошел Федор Алексеевич, правление которого было недолгим. Так как Федор был бездетен, снова встал вопрос о наследнике престола. Милославские и Нарышкины начали борьбу. Наиболее кровавой будет эта борьба во время стрелецкого бунта 1682 года. Иван был старшим, но здоровьем слаб и умом недалек. Петр был реальным претендентом, но ему было мало лет. Было решено провозгласить двух царей одновременно, а регентшей при них назначить Софью - старшую сестру.
Учитель литературы: книга 1, часть 1, главы 16 (конец), 17, 18, 19, часть 2, глава 1 (начало)
( http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=9 )
Обратимся к тексту романа А.Н. Толстого «Петр Первый». Прочитайте главы о стрелецком бунте, какое впечатление произвела на вас картина выступления стрельцов. Что можно сказать о роли Софьи в этом восстании?
Звучит музыка «Хованщина» http://mp3.classic-music.ru/music/mussorgsky/hovan01.mp3
Учитель истории: Реальная власть оказалась у Софьи в руках, а Петр с матерью был отправлен в с. Преображенское. Петр рос, играл с «потешными» войсками, которые впоследствии помогли ему свергнуть Софью с престола.
Учитель литературы: книга 1, часть 2, глава 3
( http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=12).
Как Петр относится к обучению грамоте, какая наука его больше привлекает? Чем для Петра стал Преображенский потешный полк: детским увлечением или серьезной военной подготовкой? Что привлекало будущего царя в Кукуе и как это его характеризует?
Учитель истории: После смерти Ивана в1689 году Петр остался единоличным правителем. Перед ним встал вопрос о дальнейшем развитии государства, посмотрев на карту определите основные направления и задачи деятельности Петра Первого. (Уч-ся говорят о необходимости выхода к морю, показывают на карте город Архангельск - единственный порт). Нужен был выход к незамерзающим морям.
Учитель литературы: книга 1, глава 6, 7 (часть 1)
(http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=52
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=57 )
- Как ведет себя Петр во время штурма Азова? Чем закончился первый Азовский поход? В чем причина поражения?
Каковы результаты второго похода на Азов? Как вы понимаете фразу: «Кукуй одолел Москву» ?
Учитель истории: Следующие действия Петра направлены на решение задачи - овладение выходом к Балтийскому морю. В 1697-1698 гг. Петр организует «великое посольство».
Учитель литературы: книга 1, глава 7 часть 2, 5-10
( http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=58 ,
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=59 )
С какой целью Петр отправляется в Европу?
Работа с текстом в группах:
1 группа – дайте характеристику европейского общества, что произвело впечатление на русских в Европе?
2 группа – чем интересовался и чему учился Петр за границей?
Запись в тетрадях. Цели Великого посольства:
1. Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Османской империи и Крымского ханства (номинальная цель);
2. Благодаря поддержке европейских держав получить северное побережье Чёрного моря;
3. Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;
4. Заручиться поддержкой европейских государств в предстоящей Северной войне;
5. Пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение;
6. Знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран.
Практическим его результатом стало создание предпосылок для организации коалиции против Швеции.
Учитель истории: Установить причины Северной войны вы сможете на основе материала учебника (запись в тетрадь). На основе произведения А.Толстого мы познакомимся с основными этапами и сражениями.
Учитель литературы: книга 2, глава 4 часть 3
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=110
Чем закончилась попытка взятия крепости Нарвы? Каким изображен здесь Петр?
Учитель истории: 1709 год - Полтавская битва - это полная победа русских войск на суше.
Учитель литературы: Этот переломный момент в ходе Северной войны, когда инициатива перешла полностью в руки русских войск, наиболее ярко представлен в поэме Пушкина «Полтава». Прочитаем описание этого сражения со слов «Горит восток зарею новой» до слов «И смерть и ад со всех сторон». Какие приемы использует Пушкин, чтобы передать динамику сражения? Каким мы видим Петра? Что в его облике и поведении привлекает внимание?
Учитель истории: Победа русских войск на суше была полной, однако, у Швеции был мощный военно-морской флот. 1714 год – сражение у мыса Гангут и 1720 год – у острова Гренгам – победы молодого русского флота, история которого началась лишь с 1696 года.
Северная война закончилась полной победой русских войск. В 1721 году в городе Ништадте был подписан мирный договор, условия, которого мы узнаем со страниц учебника. Россия была провозглашена империей. Петр провел множество реформ в экономической социальной и политической сферах жизни общества. Одной из таких реформ было изменение структуры государственного управления.
Учитель литературы: книга 1, глава 5 часть 2;
книга 2, глава 1, часть 3; глава 2, часть 3, 8;
Обратимся снова к тексту А.Н. Толстого, где наглядно представлены реформы Петра в сфере культуры и быта, а также отношение русского общества к нововведениям.
Прочитайте отрывки романа и запишите, какие новшества введены Петром и каково отношение к ним общества.
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=37
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=70
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=86
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=95
Учитель истории: Сегодня на уроке мы начали знакомство с большой эпохой Петра Великого. Изучение дальнейшей его деятельности мы продолжим на следующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"
В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам. Это исходит, прежд...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/03/picture-89628.jpg)
Технологическая карта к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения "
Технологическая карта содержит основную информацию к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/23/picture-135512-1558639678.jpg)
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Сидорова Ольга Юрьевна МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение мотивации школьников к предмету «ли...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/23/picture-135512-1558639678.jpg)
Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.
Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-179475-1360672907.jpg)
"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации
Формирование коммуникативных УУД является социально значимой составляющей воспитания современного школьника. Коммуникативные УУД обеспечивают соц...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-336124-1383766142.jpg)
Нравственное воспитание через чтение и изучение художественных произведений.
Эта статья посвящена теме актуальной особенно в наше время...Что такое нравственность? Как воспитать школьника человеком нравственным? Моя статья поможет ответить на эти вопросы....
Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения.
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - сниже...