Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части.
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме

Башмакова Елена Васильевна

Занятие пропедевтического курса алгебры в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие пропедевтического курса алгебры в 5 классе.

Тема: решение задач на нахождение части от числа и числа по его части.

Цели:  

  • закрепление знаний по данной теме.
  • развитие мыслительных способностей учащихся, их речевой культуры, умение вести наблюдение, анализировать, сравнивать, развитие интуиции сообразительности, стремление преодолевать трудности.
  • воспитание познавательных интересов. Формирование качеств личности: ответственность,  организованность, долг, честь, справедливость.

Форма занятия: математический бой.

Оборудование: доска, карточки с задачами, правила игры.

Подготовка: домашнее задание – название команды, девиз, пожелания команде – соперница.

Правила игры.

Что такое математический бой?

Бой начинается с конкурса капитанов. Победивший капитан принимает решение по поводу того, желает ли его команда вызывать соперник на первый раунд или, наоборот, быть вызванной.

Вызванная команда может поступить двояко. Первый способ – принять вызов. Тогда она выставляет докладчика, а вызывавшая команда оппонента.

Если оппонент не соглашается с докладчиком, то решение принимает жюри. В случае согласия оппонент меняется ролями с докладчиком.

Если же вызов не был принят, то происходит проверка корректности вызова. Идея в том, что вызванная команда отказывается рассказывать решение задачи, а вместо этого проверяет, решила ли эту задачу вызвавшая её команда. В таком случае вызвавшая команда выставляет докладчика, а вызванная – оппонента.

Далее бой идёт по уже известным нам правилам. Если вызов корректный, (то есть вызвавшая команда представила решение, и оппонент согласился с ним), то следующий вызов, согласно порядку очерёдности, делает вызванная команда. Это одно из самых важнейших правил математического боя, которое заставляет капитанов осторожно относиться к вызовам и карает тех, кто вызывает противника на задачи, которые сам не умеет решать.

Победителем боя считают команду, набравшую больше очков. При этом, как правило, заранее устанавливают некую разницу баллов (обычно 2 или 3), которую надо преодолеть для победы.

Таковы основные правила. Математические бои – прекрасная школа для приобретения навыков не только решения задач и работы в творческом коллективе, но и (что не менее важно!) внятного изложения своих мыслей, умения спорить, замечать свои и чужие ошибки. Особенно ответственна роль капитана команды: он не только сам решает задачи, но и распределяет усилия своих товарищей, чтобы было решено как можно больше задач и все решения были тщательно проверены.

Оформление:

  • на доске

           Только забавляясь и учатся.

                                                      Анатоль Франс.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни  не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело –

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что  идти  далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупным людям

Никогда не давались легко.

  • плакаты подготовленные командами: «Процентики», «Аксиомики».

Математический бой.

1.Учитель:

Давайте ребята, давайте считать:

Делить, прибавлять, умножать, вычитать.

Смекалку свою проявите:

Считайте, рисуйте, чертите!

Вы все молодцы! Вы все удальцы!

И пусть на года любимой всегда

Для вас математика будет!

Она и серьёзна, она и трудна!

Но если чуть-чуть постараться,

То можно и с ней играть и шутить,

Смеяться и улыбаться.

Представление команд.

Процентики.

Представление капитана:

Мы в бой идём не насмерть, а за честь

Мы в бой идём не за оценки, а  за знанья

И чело отличный у нас есть

Веди нас в бой  наш капитан – Диана.

 Обращение к команде – сопернице:

Какие у вас приятные лица!

И хочется вам от души улыбаться…

Но время куда-то  как птица стремится.

Готовьтесь! Мы честно готовы сражаться!

Аксиомики.

Представление капитана:

Ровно месяц мы мудрили:

Капитана выбирали!

Этот слишком толстоват!

Тот – немного глуховат!

Тот – секрет не смог сберечь,

У того страдает речь.

Эта ждёт, что ей помогут

И страдает от тоски

Словно в классе у доски.

Капитан – особый номер:

Сплав улыбки и огня.

Я от скромности не помер –

Предложи избрать меня.

Обращение к команде – сопернице:

Друзья, мы относимся к вам с уважением,

Поэтому вносим мы все предложение:

Давайте же драться по-рыцарски честно,

А дружбе уступим мы первое место!

2.Конкурс капитанов: капитаны решают задачу.

От потолка комнаты вертикально  вниз по стене одновременно полезли две мухи. Спустившись до пола, каждая поползла обратно. Первая муха ползла  всё время  с постоянной скоростью, а вторая поднималась вдвое медленнее, а спускалась вдвое быстрее первой. Какая муха быстрее приползла обратно?

3.Задачи матбоя.

4.Во время матбоя проводятся  конкурсы с болельщиками (баллы за решённые задачи болельщики могут подарить своей команде), сообщаются исторические сведения « А знаете ли вы?» (сводка о появлении знака процент,  др.).

Товарищ! Можешь всё забыть,

Но ты с командой тесно связан:

Судьёю можешь ты не быть,

Но быть болельщиком – обязан!

5.Подведение итогов: подсчёт баллов, выявление команды победительницы

 Рефлексия: что даёт вам эта игра?

Доска бела от мела.

Рука  устала, затекла спина.

Мы друг на друга смотрим очумело,

А всё-таки задача решена!

Додумались! «Добили»! «Раскололи»!

Намаялись, однако же смогли!

Забыли о кино и о футболе,

Звонку не рады – до чего дошли!

Учитель: игра закончилась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".

В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...

Урок-игра по математике: Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Урок посвящен  году  российской истории.Методическая разработка занятия содержит план-конспект и презентацию к уроку....

«Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби»

«Методика обучения решению задач на нахождение дроби  от числа и числа по его дроби»                               ...

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу....

Урок по математике в 6 классе по теме:«Решение задач на нахождение части от числа»,

Цель урока: Совершенствовать навыки решения задач по теме: «нахождение части от числа. Общее  представление о взаимодействии компонентов окружающей среды: вода, воздух, почва, растения и жи...

Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби

Систематизация знаний по темам: «Действия с дробями»,  «Нахождение дроби от числа», «Нахождение числа по его дроби»...

"Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по дроби" - урок математики в 5 классе

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку по теме "Обыкновенные дроби". Материал используется в 5 классе по программе к учебнику Вилнекина....