Сложение и вычитание деятичных дробей, 5 класс, по учебнику Н.Я.Виленкин
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Муллагалеева Гульшат Хасановна

 

тренировать умение складывать и вычитать десятичные дроби, используя свойства сложения и вычитания чисел;

 Урок закрепления знаний, умений, навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobei.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе (Н.Я. Виленкин идр)

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Основные цели:

1) тренировать умение складывать и вычитать десятичные дроби, используя свойства сложения и вычитания чисел;

2) повторить и закрепить решение уравнений, задачи на движение.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Над какой темой вы работаете? (Сложение и вычитание десятичных дробей.)

Что используется при выполнении сложения и вычитания десятичных дробей? (правило сложения и вычитания.)

-Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.

-Как фактически выполняете сложение и вычитание десятичных дробей? (Как сложение и вычитание натуральных чисел.)

-Какие свойства натуральных чисел вы знаете? (Переместительное, сочетательное, вычитание числа из суммы, вычитание суммы из числа.)

-Для чего применяются свойства?( облегчения вычислений, устного вычисления)

Вывешивается плакат:

 Переместительное свойство:                                   Сочетательное свойство:

            a + b = b + a;                                 a + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c

       Вычитание числа из суммы;                        Вычитание суммы из числа:

(a + b) – c = (a – c) + b;                                               a – (b + c) = (a – b) + c

Как вы думаете, можно использовать свойства натуральных чисел при выполнении действий с десятичными дробями?

- Сегодня на уроке вы сможете доказать или опровергнуть ваше утверждение.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- С чего надо начать работу? ( повторения, оно пригодится при изучении нового)

- Не вычисляя, сравните выражения:

а) 23 032 + 1158 и 1158 + 23 032;

б) (7015 + 635) + 47 и 7015 + (635 + 47);

в) 1027 + (1103 + 17) и (1027 + 1103) + 17.

Назовите свойства, которые вы использовали при выполнении заданий.

Какие ещё правила сложения и вычитания помогают упрощать вычисления? (Правило вычитания числа из суммы, правило вычитания суммы из числа.)

-Что вы повторили?

- Какое следующее задание я вам предложу? (пробное)

На доску вывешивается карточка с пробным заданием

 а) 4,56 – (3,56 + 0,7);

б) (7,54 + 8,146) – 5,146;

в) (6,31 + 1,005) + (14,195 + 3,69)

- Сформулируйте задание. (Найти значения числовых выражений.)

- Будет ли это задание для вас пробным?

- Я уточню задание: найдите устно значения данных числовых выражений.

 -У кого нет ответа?

- Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли устно найти значения числовых выражений.)

- У кого есть ответы?

Результаты фиксируются на доске.

- Кто уверен, что правильно нашёл значения числовых выражений?

- Какое правило вы использовали при выполнении задания?

- В чём у вас затруднение?

- Что дальше вы будете делать?

3. Выявление места и причины затруднения

Какое задание вы должны были выполнить? (Найти значение числовых выражений устно.)

- Чем вы пользовались при выполнении задания? (...)

– Где возникло затруднение? (В определении возможности использовать известные способы.)

- Почему у вас возникло затруднение? (У нас утверждения о том, что для десятичных дробей выполняются свойства чисел.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Сформулируйте цель вашей деятельности? (Определить возможность использовать свойства чисел для рационального нахождения значений числовых выражений, составленных из десятичных дробей и научиться применять свойства чисел для вычислений.)

Сформулируйте тему урока. (Нахождение суммы и разности десятичных дробей, используя свойства чисел.)

Цель урока фиксируется на доске.

- Чем вы можете воспользоваться при достижении цели. (Можно найти значения каждого выражения, можно использовать то, что десятичные дроби это другая запись обыкновенных дробей и смешанных чисел.)

- Какой следующий шаг вы сделаете?

5. Реализация построенного проекта

- Какой из предложенных способов удобнее применить?

- Обсудите этот вопрос в группах и сделайте вывод. На работу 2 минуты.

Одна из групп предлагает свою версию, остальные уточняют, дополняют.

Возможный вариант ответа:

Так как любую десятичную дробь можно представить в виде обыкновенной дроби или смешанного числа, а для дробей и смешанных чисел мы доказали, что свойства выполняются, можно сделать вывод, что и для десятичных дробей все рассмотренные свойства чисел выполняются.

- Выполните в группах пробное задание, используя свойства.

Группы работают и вывешивают результаты.

а) 4,56 – (3,56 + 0,7) = (4,56 - 3,56) - 0,7 = 1 - 0,7 = 0,3;

б) (7,54 + 8,146) – 5,146 = 7,54 + (8,146 - 5,146) = 7,54 + 3 = 10,54;

в) (6,31 + 1,005) + (14,195 + 3,69) = (6,31 + 3,69) + (1,005 + 14,195) = 10 + 15,2 = 25,2.

-Вы достигли поставленной цели?

- Что теперь вы будете делать?

6. Первичное закрепление

 1228а,г,д      Задание выполняется на доске с комментарием.

№1228 б,е   Задание выполняется в парах с проверкой по образцу

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Что дальше вы должны сделать?

На доску вывешивается карточка с заданием

Вычисли удобным способом:

а) 0,715 + 2,83 + 4,285 + 0,17;

б) (8,914 + 5,07) – 7,914;

в) 11,395 – (7,395 + 1,15)

 После выполнения учащиеся проверяют по эталону для самопроверки, который им раздаётся

 эталон для самопроверки самостоятельной работы:

а) 0,715 + 2,83 + 4,285 + 0,17 =

= (0,715 + 4,285) + (2,83 + 0,17) = 5 + 3 = 8

1) a + b = b + a;

2) a + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c

б) (8,914 + 5,07) – 7,914 =

= (8,914 – 7,914) + 5,07 = 1 + 5,07 = 6,07

(a + b) – c = (a – c) + b

в) 11,395 – (7,395 + 1,15) = (11,395 – 7,395) – 1,15 =

= 4 – 1,15 = 4,00 – 1,15 = 2,85

a – (b + c) = (a – b) – c

- Какие свойства вы использовали при выполнении задания?

- У кого возникли затруднения при нахождении значений выражений?

- В каком месте?

- Почему у вас возникло затруднение?

- Кто правильно выполнил задание?

8. Включение в систему знаний и повторение.

№1238г,д,е   Задание выполняется у доски.

 1220, 1222   Задание выполняется у доски.

9. Рефлексия деятельности на уроке

- Что нового вы сегодня узнали?

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы выполнили задачу урока?

- Что вы использовали при достижении цели?

Какие свойства использовали при нахождении суммы и разности десятичных дробей?

Проанализируйте свою работу на уроке.

Учащиеся работают с карточками рефлексии.

карточка для рефлексии:

Я понял, как использовать свойства при сложении и вычитании десятичных дробей___________

Я могу использовать свойства при нахождении суммы и разности десятичных дробей_________

В самостоятельной работе у меня были ошибки_________________________________________

На какие свойства я допустил ошибку_________________________________________________

Над чем необходимо поработать дома_________________________________________________

Домашнее задание:

№№ 1263а,б, 1260


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...

Урок-зачет по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкин и др.

Урок  проверки  уровня  и  качества  усвоения  материала  по  данным  темам...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Урок математики для 6 класса по учебнику Н.Я.Виленкину по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».Урок нацелен на закрепление  умения выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменател...