План-конспект открытого урока по математике в 5 классе "В стране натуральных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Фотеева Лидия Федоровна

 Обобщение понятия натурального числа,  ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_naturalnykh_chisel.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Открытый урок

по математике

в 5А классе

Учитель: Фотеева Л.Ф.

Урок-путешествие
«В стране натуральных чисел»

Цепь урока: обобщить понятие натурального числа, используя приёмы занимательности; ввести понятие совершенных чисел, познакомить учащихся с числами-великанами; продолжить развитие у школьников логического мышления, сообразительности, вычислительных навыков.

Оборудование: карта с маршрутом путешествия и названиями станций-остановок.

Ход урока

1.Организационный момент.

Страна Натуральных Чисел — это необыкновенная, замечательная страна, в которой живут, трудятся и властвуют натуральные числа. Интерес к изучению чисел возник у людей в глубокой древности, и вызван он был не только практической необходимостью. Привлекала магическая сила Числа, которым можно выразить количество любых предметов. Натуральными числами обозначались и боги, и космос, и люди, и их взаимоотношения. Поэтому изучению натуральных чисел уделялось особое почтительное внимание.

Чтобы отправиться в путешествие по стране натуральных чисел, необходимо выбрать гида. Чтобы стать гидом, нужно ответить на следующие занимательные вопросы:

  1. Сумма каких натуральных чисел равна их произведению?

 Ответ: 2 и 2.

  1.   Сумма каких двух натуральных чисел больше произведения?

   Ответ: 1 и 1.

  1.   Расставьте скобки так, чтобы получилось верное равенство

4 * 12+18:6+3=50

    Ответ: 4* 12+18 :(6+3)=50

  1.    Во сколько раз километр длиннее миллиметра?                                                                                                     Ответ: в 1000000 раз.

Кто первый ответит на все вопросы, становится гидом.

2. Основная часть урока.

Отправным пунктом путешествия является город «Вычислительный». Эпиграф к экскурсии: «Счёт и вычисления — основа порядка в голове» (Песталоцци). Гид знакомит учащихся класса с законами, по которым живут жители этого города.

Гид (читает законы):        

 a+b=b+а, (а+Ь)+с=а+(Ь+с),

 a*b=b*а, (а*b)*с=а*(b*с), (а+Ь)*с=а*с+Ь*с, (а-b)*с=а*с-b*с.

Задание № 1

Найдите значение выражения наиболее удобным способом:

47*63+37*47=?        8*35*125=?

125*18-25* 18=?        25 14*4* 10=?

Какие свойства натуральных чисел вы применяли в каждом конкретном случае?

Далее путь лежит в город «Лучших Друзей». Такими друзьями являются числа 0 и

1. И хотя число 0 прибыло в город из другой страны, которая называется Страной Целых Чисел, это не мешает им дружить и быть часто вместе. Прежде чем войти в город, гид познакомит путешественников с законами, по которым живут его жители.

Гид (зачитывает законы):

а+0=0+а=а; а*0=0*а=0; 0:а=0,

где а = 0; а-а=0; а-0=а.

Задание №2

  1. Найдите наименьшее семизначное число и наименьшее двузначное число. Найдите разность.

 Ответ: 1000000-10=999990.

  1. Подряд выписаны все натуральные числа от 1 до 100. Сколько раз в этой записи встречаются цифры: а) нуль; б) единица?

 Ответ: 11 и 21 раз.

  1. В записи 88888888 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы в результате получилось 1000.

 Ответ: 888+88+8+8+8=1000.

  1.  Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение всех чисел от 10 до   20?

                Ответ: 3.

  1.  Найдите значение выражения:

                    135201 *(14*8* 125-14000)*(241-3б)+15.

                Кто из вас смог вычислить устно?

                Ответ: 15.

  6.  Вычислите: а) 14011-10=?        б) 288+0:99=?

   Ответ: 1404 и 288.

Поезд прибывает на станцию «Магические Квадраты». Гид даёт справку об этом

населённом пункте.

Магическими квадратами называются квадраты, сумма цифр в которых по горизонтали, вертикали и диагонали равна одному и тому же числу.

    Задание №3

1. Расставьте недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы этот квадрат стал

магическим.

 

9

 

4

 

3

 

6

 

1

(сумма цифр по горизонтали, вертикали и диагонали должна быть 15) Ответ: 2,9,4; 7,5,3; 6,1,8.

2. Представьте числа так, чтобы в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном ряду сумма чисел составила 9.

2

 

2

 

2

3

3

3

4

4

4

Ответ: 3,2,4; 4,3,2; 2,4,3.

Среди натуральных чисел есть много замечательных, особенных.

       Поезд прибывает в город «Удивительные числа».

 Гид даёт справку: К удивительным числам относятся совершенные числа 6,28,496,8128 и др. Эти числа обладают замечательными свойствами. Например, назовите все натуральные числа, на которые 6 делится без остатка.

       Ответ: 1,2,3,6.

       Сумма первых трёх делителей равна самому числу: 1+2+3=6.

       Назовите все натуральные числа, на которые делится число 28.

  Ответ: 1,2,4,7,14,28.

  Назовите сумму всех делителей, кроме самого числа 28.

  Ответ: 1+2+4+7+14=28.

  Такое же свойство числа 496 проверить дома самостоятельно.

   Ученики знакомятся с удивительным числом 11. На него легко умножать двузначные и трёхзначные числа:

43 * 11=473,        17* 11=187,        57*11=627

Какую закономерность вы заметили? Попробуйте сформулировать правило.

Задание №4

  1. Какое известное вам целое число делится  без остатка на любое натуральное число? Ответ: 0.
  2. Какое число не изменится, если его перевернуть?

            Ответ: б9.

  1. Как из числа 666 получить число на 333 больше, не производя никаких арифметических действий с ним?

         Ответ: перевернуть и получить число 999.

  1. Как число 12 разделить  пополам, чтобы получилось число семь? Ответ: использовать римскую нумерацию ХII.
  2. Как записать число 100 шестью одинаковыми цифрами?

          Ответ: 99+99:99=100 или (444-44):4 и т.д.

        -Пятью одинаковыми цифрами?

           Ответ: 111-11.

  1.  Вычислите устно: 999*37, 197*12, 247*З

         Ответ: 36963. 2364, 741.

     В «Городе Великанов» ученики знакомятся с классами чисел великанов.

Название класса

Число нулей

 

Степень

Биллион ( миллиард)

9

109

Триллион

12

1012

Квадриллион

15

1015

Кинталлион

18

1018

Секстиллион

21

1021

Септиллион

24

1024

Окталлион

27

1027

В жизни такие большие Числа встречаются крайне редко, но в научных исследованиях без них обойтись сложно. Например, в 16 граммах воздуха содержится примерно септиллион мельчайших частиц, которые называются молекулами.

   3. Итоги

Путешествие в страну Натуральных Чисел подошло к концу.

      1)Что нового узнали на уроке?

      2)Какие числа называются совершенными?

      3)Какие квадраты называются магическими?

      4)Сформулировать правило умножения на 11.

      5)Какие числа-великаны вы знаете?

Самым активным знатокам законов этой страны вручается жетоны, и пожелать не терять своей сноровки, пополнять свои знания всё новыми и интересными фактами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс "Деление натуральных чисел" (ФГОС)

Урок комплексного применения знаний и способов действий на основе системно - деятельностного метода обучения...

Конспект урока математики 5 класса "Умножение натуральных чисел и его свойства"

Предлагаемый  урок  по теме «Умножение натуральных чисел его свойства» для учащихся 5 класса. Это первый урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих ...

Открытый урок-игра «Путешествие в страну натуральных чисел»

Повторить, систематизировать знания учащихся по всей теме «Натуральные числа» и проверить степень их усвоения; закрепить практические навыки вычислений с применением изученных свойств и правил; обеспе...

Контрольная работа по математике 5 класс "Делимость натуральных чисел"

Контрольная работа по математике для 5 класса по теме "Делимость натуральных чисел" на два варианта.В контрольной работе предлагаются задания на признаки делимости, на разложение чисел на простые множ...

Технологическая карта урока по математике.5 класс." Сложение натуральных чисел. Сравнение чисел."

Урок общеметодологической направленности  по математике. 5 класс. Авторы: Мерзляк и др....