План - конспект урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе.
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) по теме

Горская Ольга Анатольевна

Материал содержит план - конспект урока по алгебре  "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Избранные вопросы математики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Энтузиастская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено

 на заседании ШМО

учителей математики

руководитель ШМО

__________Куликова Г. В.

протокол № ___________

от «____» _сентября__2013 г _____

"Согласовано"

Заместитель директора по ВР  

_________Кондратьева И. В

«___» _сентября_2013 г

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор МБОУ  "Энтузиастская ООШ»

   _______________   Холодова И. В.  

 

приказ  №

от «_ _» _сентября___2013 г.

Элективный курс

«Избранные вопросы математики»

C:\Users\Оля\Pictures\MP Navigator EX\2011_03_14\учебники.jpg

Составила:

Учитель: Горская О. А.

2013 – 2014 год.

Пояснительная записка.

Математическая подготовка в современной школе необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе

Элективный курс «Избранные вопросы математики» предназначен для учащихся  9 класса. Основной задачей данного курса является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Успешную сдачу ГИА.

Наряду с решением основной задачи изучение данного элективного курса  расширяет кругозор учащихся, развивает их  творческие способности,  логическое мышление, предусматривает формирование  устойчивого интереса к предмету, выявляет и развивает их математические способности.

         Элективный курс «Избранные вопросы математики» является в значительной степени ориентационным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы по окончании 9 класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углублённого либо обычного изучения математики.

Элективный курс рассчитан на 17 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю во втором полугодии.

Учебный план.

         3. Выражения и их преобразование – 3 часа.

Рациональные выражения. Тождественное преобразование рациональных выражений. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Преобразование двойных радикалов.

2. Уравнения – 6 часов.

Целые уравнения. Уравнения с параметром. Уравнения с переменной под знаком модуля. Дробно – рациональные уравнения и дробно – рациональные уравнения с параметром. Иррациональные уравнения.

3. Неравенства – 3 часа.

Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Дробно – рациональные неравенства. Иррациональные неравенства.

4. Функции – 4 часов.

Дробно – линейная функция. Функции у = |f (x)| и y = f (|x|). Преобразование функций: растяжение и сжатие вдоль оси координат, параллельный перенос. Возрастание и убывание функций, чётные и нечётные функции.

5. Итоговая работа – тестирование - 1 час.

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол. час.

Дата

1. Преобразование выражений – 3 ч.

1

Преобразование рациональных выражений.

1

2

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

1

3

Преобразование двойных радикалов.

1

2. Уравнения – 6 ч.

4

Целое уравнение и его корни.

1

5

Целое уравнение с параметром.

1

6

Дробно рациональные уравнения.

1

7

Дробно рациональные уравнения с параметрами.

1

8

Уравнения с параметром под знаком модуля.

1

9

Иррациональные уравнения.

1

3. Неравенства – 3 ч.

10

Дробно – рациональные неравенства с одной переменной.

1

11

Неравенства с переменной под знаком модуля.

1

12

Иррациональные неравенства.

1

4. Функции – 4 ч.

13

Свойства функций.

1

14

Растяжение и сжатие графиков функций. Параллельный перенос графиков функций.

1

15

Дробно – линейная функция.

1

16

Функции у = |f (x)| и y = f (|x|).

 17

Итоговое тестирование

1

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса:

Программа элективного курса обеспечивает достижение следующих результатов :

        

         Личностные:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы;
  • сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности);
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

  • свободно владеть техникой тождественных преобразований целых и дробных рациональных выражений, выражений, содержащих корни;
  •  выражать из формулы одну переменную через другую;
  • находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком;
  • проводить исследование функции;
  • строить и читать графики функций, овладеть основными приёмами преобразования графиков и применять их при построении графиков;
  • научиться решать уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля. Решать уравнения и неравенства с параметрами, дробно – рациональные  уравнения и неравенства с параметрами,  иррациональные уравнения и неравенства.

Литература.

1. Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г Нешков, И. Е. Феоктистов. – 8 – е изд., - М. : Мнемозина, 2008. – 384 с.: ил.

2.  Алгебра. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г Нешков, И. Е. Феоктистов. – 7 – е изд., - М. : Мнемозина, 2008. – 447 с.: ил.

3. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /    [составитель Т. А. Бурмистрова]. – М. :Просвещение, 2011. – 96 с.



Предварительный просмотр:

Тема: Арифметическая прогрессия.

Цели: - закрепить теоретические и практические знания учащихся по теме       «Арифметическая прогрессия»;

          - развитие вычислительных навыков.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Слайд 1.
  2. Проверка выполнения д. з.
  3. Повторение – подготовка к ОГЭ. Слайд 2 – 7.
  4. Фронтальная работа. Слайд 8.
  1. Определение арифметической прогрессии.
  2. Является ли последовательность

0; 1; 8; 27; 64; ….

7; 5; 3; 1; -1; ….

2; 2,2; 2,6; 3, 2; 4; …

6; 12; 18; 24; 36;…  арифметической прогрессией?

                c.   а1 = 4, а2 = 6. d - ?

                d.  6; 2; а3 - ?

                e.   Перечислите члены последовательности, стоящие между хn – 2 и хn + 2;  хn – 4 и хn + 2.

                f.   Найдите а5, если аn = -3n.

    g.  аn – последовательность кубов натуральных чисел. Какое из чисел не  является      членом этой последовательности:

1. 1000;              2. 625;             3. 125;               4. 8                                                  

5.  Математический диктант – проверка знания формул n – го члена арифметической        прогрессии и суммы первых n членов арифметической прогрессии.

a.  Запишите формулу n – го члена арифметической прогрессии.

b.  Запишите формулу для вычисления 8 – го члена арифметической. прогрессии.

  1. Запишите формулы для вычисления суммы первых n – членов арифметической прогрессии.
  2. Запишите формулы для вычисления суммы первых 10 членов арифметической прогрессии.

6.  Проверка диктанта. Слайд 9.

     7.  Работа у доски и в тетрадях. Слайд 10.

1. Найдите разность арифметической прогрессии (аn), в которой а1 = - 50, а9 = 4.

2. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 5 и не превосходящих 300.

3. Найдите сумму членов арифметической прогрессии с 15 – го по 30 – й включительно, если 1- й член равен 10 и разность равна 3.

8. Самостоятельная работа. Слайд 11.

1 уровень.

  1. а1 = 1,d = 4, d10 - ?
  2. а6 = 6, а5 = 46, S5 - ?
  3. а1 = 0,2, d = - 0,3, S5 - ?

      2 уровень.

Разность арифметической прогрессии равна 5. Сумма восьми первых членов равна 1540. Найдите первый член этой прогрессии.

       9. Итог урока.

№ 612

№ 607

№ 601 (б)

     10. Д.з  Слайд 12.



Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Взаимное расположение графиков линейных функций.

Горская  Ольга Анатольевна

МБОУ «Энтузиастская основная общеобразовательная школа».

Учитель

Математика

 7 класс

   Взаимное расположение графиков линейной функции; 2 урок.

Макарычев Ю. Н

  1. Цель  урока: Познакомить учащихся с взаимным расположением графиков линейных функций.

9. Задачи:

- обучающие: дать знания о взаимном расположении графиков линейной функции.

- развивающие: формирование навыка определения взаимного положения графиков линейной функции; развитие чертёжных навыков;

 -  воспитательные: прививание культуры речи.

  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
  4. Структура и ход  урока

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

Сообщение задач урока.

Сообщение учителя.

Принимают сообщение учителя.

2

2

Актуализация знаний.

ЭОР- презентация

«Взаимное расположение графиков линейных функций» - И и П  слайд  2

Демонстрация

Отвечают на вопросы. Выполнение заданий.

5

3

Объяснение учащимися нового материала.

слайд 3 - 4

Демонстрация и объяснение.

Слушают объяснение темы урока.

3

слайд 5 - 6

Задаёт вопросы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

3

слайд 7

Задаёт вопросы учащимся.

Отвечают на вопросы учителя.

2

слайд 8

Объяснение.

Слушают объяснение.

2

слайд 9 - 10

Даёт задание.

Коллективное выполнение задания.

5

слайд 11

Даёт задание.

Выполняют задание.

3

слайд 12

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

1

слайд 13 - 14

Объяснение

Слушают.

2

4

Формулирование контрольного вопроса и задания

слайд 15

Подведение итогов; задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

1

5

Формулирование выводов.

слайд 16 - 20

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

5

6

Закрепление знаний.

слайд 21

Даёт задание.

Коллективное выполнение задания.

5

7

Запись домашнего задания.

слайд 22

Дает задание.

Записывают.

1



Предварительный просмотр:

Тема: Решение задач по теме «Правильный многоугольник».

Цели: - сформировать навык применения формул, связывающих радиус окружности, вписанный в правильный многоугольник и описанной около правильного многоугольника, со сторонами многоугольника;

- формирование навыка решения задач;

- развитие вычислительных навыков.

Ход урока.

1. Орг. момент. Сообщение темы урока. Слайд 1.

2. Проверка выполнения д/з.

3. Устные упражнения – подготовка к ОГЭ. Слайд 2 – 4.

4. Повторение:

  1. дайте определение правильного многоугольника;
  2. дайте определение окружности, вписанной в правильный многоугольник, и окружности, описанной около правильного многоугольника;
  3. как расположены центры вписанной и описанной окружностей;
  4. около любого правильного многоугольника можно описать окружность, вписать окружность?
  5. назовите формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. (Выписать на доску).

5. Упражнения на формирование навыка.

    вывести формулы, применяемые для вычисления: S; R; r; a

    и заполнить таблицу: Слайд 5.

an

R

r

S

n = 3

R√ 3

a3/ √ 3

1/2 R

3√ 3/4 R

n = 4

R√ 2

a4 / √2

√ 2/2 R

2R2

n = 6

R

a6

√3/2 R

3√ 3/2 R2

Подготовить заготовки таблицы для учащихся.

 6. Решение задач: Слайд 6.

  1. Сторона правильного треугольника равна 4 см. Найдите радиусы вписанной и описанной окружностей.

  1. Радиус окружности, описанной около квадрата равен 4√ 3 см. Найдите сторону квадрата и радиус вписанной в него окружности.

  1. Радиус окружности, вписанной в правильный шестиугольник, равен 4√ 3 см. Найдите сторону шестиугольника и радиус описанной около него окружности.

7. Самостоятельная работа: Слайд 7.

Радиус окружности, описанной около правильного шестиугольника, равен 5√ 3 см. Найдите сторону шестиугольника и радиус окружности, вписанной в шестиугольник и площадь правильного многоугольника.

8. Проверка. Слайд 8

9. Итог урока.

10. Д/з. № 1087, п. 108. Слайд 9.



Предварительный просмотр:

План – конспект урока.

_Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Горская  Ольга Анатольевна

МБОУ «Энтузиастская основная общеобразовательная школа».

Учитель

   Алгебра

  8 класс

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 1й урок.

учебник: Макарычев Ю. Н

  1. Цель  урока: научить выполнять сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.

9. Задачи:

- обучающие: сформулировать правила сложения и вычитания рациональных дробей с разными знаменателями, выполнение сложения и вычитания дробей;

- развивающие: формирование навыка нахождения общего знаменателя, дополнительных множителей, сокращения дробей;

- воспитательные: прививание культуры речи.

  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

Сообщение задач урока.

Сообщение учителя.

Принимают сообщение учителя.

1

2

Актуализация знаний.

Фронтальная работа с классом.

1. Заполните пропуски: 3х2/ 5у2 = …/ 15ху2; 2х/(х – 2у) = …/ 3х -6у; 3/( a – b) = …/ a2 – b2

2. Назовите выражения, противоположное выражениям: a; a/ b; a – b; (a + b)

1. Выполняют задания вместе с учителем.

2. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам: сократите дроби:

  1. 6m/ 18n; 2х2у/ 10ху2; ху/ у(х – 1)

3х + 3у/ 6

  1. a2 – b2/3a – 3b;a + 2b/ a2 + 4ab + 4b2
  2. упростите выражение:

x2/( x – 4) – 16/  (x – 4)

  1. упростите выражение и найдите его значение: (17 – 12х)/ х + (10 – х)/ х при х = - 1.

6

3

Изучение темы.

Объяснение темы.

Формулирует алгоритм сложения и вычитания рациональных дробей.

Слушают объяснение темы урока. Рассматривают  и решают примеры на сложение и вычитание дробей вместе с учителем.

8

4

Формирование навыка сложения и вычитания дробей.

Формулирует задание.

Знакомятся с заданием. Выполняют задания на сложение и вычитание дробей (фронтальная работа): № 73 – у;

№ 74;  № 76 (ч. пр.)

13

5

Контролирует выполнение задания.

Задаёт вопросы учащимся.

Отвечают на вопросы учителя.

6

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися самостоятельной работы.

Объясняет задание.

Знакомятся с заданием и выполняют самостоятельно.

№ 75 (а); № 76 (б,г)

7

7

Проверка выполнения задания

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий.

Исправление ошибок.

3

9

Подведение итогов урока

Анализирует ответы учащихся: как выполняется сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Оценивает их деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя

1

10

Домашнее задание

Задаёт задание и объясняет его выполнение.

Записывают д/з

п. 4. № 77; № 106.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Цели урока: - повторение правил сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями, приведение к общему знаменателю, основного свойства дроби;- закреп...

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1.     Математи...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

План- конспект по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"

Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем" в 5 классе является  первым из отведенных на данную тему.Урок построен в соответствии с системно-деятельностным мет...

6 класс Урок- презентация "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Данная презентация прилагается к уроку в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"...

План-конспект урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

План-конспект урока математики«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с применением ЭОРУрок «открытия» нового знания...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень»...