урок в 5 классе "Проценты"
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме

Терещенко Галина Николаевна

 

Закрепить умение и навыки находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока математики в 5 классе по теме «Проценты»

Предмет:

математика

Класс:

5

Тема:

Проценты

Тип:

Урок -  изучения нового материала

Цель:

Развивающая:

  • закрепить умение и навыки находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты;
  • развитие логического мышления, внимательности, навыков самостоятельной и коллективной работы.

Воспитательная:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;
  • развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

Методы:

проблемно-поисковый

Оборудование:

 ПК, интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы по новой теме, маркер, доска.

Формы работы:

  • самостоятельная  работа в парах,
  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • дифференцированная.

Время урока

45 минут

Общая продолжительность использования ЭОР на уроке соответствует требованиям СанПиН.        

Литература.

1. Н.Я.Виленкин и др., «Математика 5», «Мнемозина», Москва, 2012 г

2. Баранова И.В. и др., «Задачи по математике для 4-5 классов», Москва, «Просвещение», 1988.

3. М.А.Попов, «Контрольные и самостоятельные работы по математике», «Экзамен», Москва, 2009.

4.  Интернет-ресурсы:  http://www.festival.1september.ru//

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

1.Самоопределение к деятельности- 2 мин

Здравствуйте, дорогие ребята!  Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

Садитесь!

Сегодняшний урок я хочу начать  словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...».

  Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в  этих словах.

- Вы готовы к работе?

(присаживаются)

(ознакомление учащихся с планом урока)

Ответы детей

Слайд 1  Титульный слайд

                

Слайд 2  План урока

        

Слайд 3

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...».

2.  Актуализация  ранее изученного – 5  мин.

(Проводится инструктаж игры «Поле Чудес»)

Начнем урок с повторения пройденного материала.

Перед вами примеры,  вы должны их решить и получившейся ответ сопоставить с буквой, в итоге получится тема нашего урока.

(Фронтальная работа, вместе с учащимися заполняют табло на доске, анализируют шифр)

Какой у Вас получился шифр?

(Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса – что такое процент?).

Что ж, сегодня наши мыслительные операции будут направлены на то, чтобы найти ответ на этот проблемный вопрос, этому и посвятим наш урок. Итак, тема нашего урока?

Курс задан, какова цель урока?

Учащиеся решают примеры и правильные ответы появляются в спрятанном слове.

(формулируют совместно с учителем тему урока, записывают её в тетрадь)

Тема урока: «Проценты».

  • познакомиться с понятием «процент»;
  • научиться находить процент различных

     чисел и  величин;

  • переводить проценты в десятичную дробь и обратно.

Слайд 4 «Игра «Поле Чудес»

         

     Тема урока: «Проценты»

Слайд 5: Цели урока.

  • познакомиться с понятием «процент»;
  • научиться находить процент различных

     чисел и  величин;

  • переводить проценты в десятичную дробь и обратно.

3. Изучение нового материала (фронтальная работа) – 15 мин

Посмотрите, на доске записаны дроби,  прочитайте их?        

А для изучения нашей новой темы  поможет нам в этом шахматная доска. Сколько в  шахматной доске клеток?

А в моей  доске – 100 клеток.

Скажите  пожалуйста, какую часть доски составляет 1 клетка?  3 клетки? 12 клеток?

Итак,  одна сотая часть числа – это и есть 1 %, тогда вся величина равна  100%.

Посмотрите на рисунок А.

 Весь круг мы принимаем за 1 целое то есть за  100 %. Тогда какая часть круга закрашена красным цветом. А сколько это процентов?

А откуда же произошло слово процент?

Слово "процент" происходит от латинских слов pro centum, что буквально означает "со ста". Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше - вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не "со ста", а "с шестидесяти", так как в Вавилоне пользовались шестидесятиричными дробями). 

А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом "cento" (сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 в Париже была напечатана книга - руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.

А теперь скажите, какие величины вы знаете?

а в каких из них встречается цифра 100?

1 рубль это сто копеек,

 тогда 1 копейка составляет 1 % от рубля.

1 метр -…..               1 центнер-…….

 (Выслушиваются ответы)

1\2-половина, 1\3-треть, 1\4-четверть

1\100-? (учащиеся затрудняются ответить на последний пример).

(Ответы детей - 64).

(Ответы детей).

Слушают и записываю в тетрадь выражение.

(Ответы детей).

Учащиеся слушают историю возникновения процентов.

Ответы детей.

Слайд 6-7

1\2-половина, 1\3-треть, 1\4-четверть, 1\100-?

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

1 рубль = 100 копеек,

 1 коп-1 % от рубля.

1 метр=100 см,

1 см-1% от 1 м.

1ц=100 кг,

1 кг-1 % от 1 ц.

5. Закрепление  изученного ( работа у доски) – 8  мин

-Давайте посмотрим как осуществляется перевод процентов в десятичные дроби?

Вспомните,  что означает дробная чета - знак деления,  а так как  1 %- это одна сотая часть числа, следовательно, надо один разделить на сто.

(2 ученика вызываются к доске, выполняют задания)

А теперь после решения примеров  скажите мне правило перевода процентов в десятичные дроби?

А теперь познакомимся с правилом перевода десятичных дробей в проценты.

Давайте найдем сколько костюмов в 1 % что нужно сделать?

Всего костюмов - 1200 

Черного цвета - 32% 

Ск-ко костюмов черн. цвета-? 

 (все решают самостоятельно, затем проводят проверку решений на доске)

(учащиеся делают вывод сами на основе решенных примеров) чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить  число на 100 .56:100%=0,56).

 

(Учащиеся делают вывод сами на основе решенных примеров -чтобы обратить десятичную дробь в %,  надо ее умножить на 100 (0,24*100%=24%).

(Выслушиваются ответы и правильные решения записываются в тетрадь)

1200:100=12 костюмов в 1%.

32%*12=384 костюма.

Задания на закрепление

Слайд 12

1%=1:100=0,01 ,  

45%=…..,  

30%=…..,  

2%=….,  

150%= … .

Слайд 13

0,05=0,05*100%=5%

0,12=

0,48=

1,36=

Слайд 14

Вывод:

-чтобы обратить десятичную дробь в %,  надо ее умножить на 100 (0,24*100%=24%)

-чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить  число на 100

 (56:100%=0,56).

Слайд 15

Задача. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы черного цвета. Сколько костюмов черного цвета выпустила фабрика?

6. Физминутка – 2 мин

Мы славно потрудились,

И славно отдохнем,

Мы сделаем зарядку,

И снова в путь пойдем.

 Все движения повторяйте за мной.

 Руки за спину, головки назад,

Пусть глаза в потолок поглядят.

Глазки опустим, на парту гляди,

И снова наверх - где там муха летит?

Глазами поводим, поищем ее,

И снова решаем, немножко еще.

Повторяют движения за учителем под музыку

Слайд 16

7. Проверочная работа (самостоятельная работа, взаимопроверка) – 8 мин

(Раздаются карточки с заданиями, время работы 5 минут).

(Проводится анализ: количество выполнивших на «5», «4», характер ошибок, выявляется степень усвоения материала)

(Решают задания на карточке, подписывают их, затем обмениваются с соседом по парте и выполняют с помощью доски взаимопроверку).

(Проводится анализ: количество выполнивших на «5», «4», характер ошибок)

(поднимают руки)

Слайд 17

Слайд 17

(Высвечиваются ответы на этапе взаимопроверки)

Слайд 18 (Высвечиваются критерии ответов)

8. Рефлексия урока – 2 мин

Наш урок подходит  к концу. Давайте подведем его итог и выясним какие новые знания вы получили и чему научились? А поможет нам в этом ряд вопросов? 

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. у меня получилось …
  5. теперь я могу…

(Отвечают на поставленные вопросы, анализируя собственную деятельность на уроке)

Слайд 19

9. Домашнее задание – 3 мин

Записываем домашнее задание.

есть ли вопросы?

(контролирует запись домашнего задания в дневник)

А я довольна всеми вами. Вы хорошо работали на уроке! Я рада вашему успеху.

Спасибо вам за интересный урок!

(записывают, задают вопросы при возникновении таковых)

Слайд 20-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...