Прикидка суммы и разности многозначных чисел
план-конспект занятия по алгебре на тему

Лазарева Татьяна Ананьевна

В начале занятия идет психологический настрой на хорошую работу. Далее детям задют индивидуальное задание: з за 1 минуту они должны найти ошибку в решении суммы и разности многозначных примеров.И здесь педагог объясняет, в математике есть способ нахождения результатов,  при котором затрачивается меньше времени. И цель занятия узнать этот способ. Дети подбирают однокоренные слова к слову "прикидка". Дети решат примеры , которые написала педагог на доске в начале занятия.Оказывается, можно решить примеры и найти ошибку в них за 1 минутупользуясь способом прикидки.Дети решают примеы на деление и умножени, пользуясь этим способом. Дети решают задачи, уравнения, неравенства, строят диаграмму Венна...Закнчиваетсязанятие рефлекией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikidka.docx144.47 КБ

Предварительный просмотр:

Прикидка суммы и разности многозначных чисел

Задачи:

1.     Учить решать задачи способом прикидки результата; закреплять умение устанавливать соотношение между единицами измерения величин,  видеть и называть разрядный состав многозначных чисел.

2.     Обучать умению пользоваться картами.

3.     Развивать творческое мышление, самостоятельность, речь иразвивать умениеприменять полученные знания.

4.     Воспитание интереса к предмету, ответственности за результат своего труда и труда своих товарищей; воспитание экологической культуры у младших школьников.

I. Оргмомент.

 II. Психологический настрой

– Что вас удивляет в жизни? Удивление встречает нас часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.

ВСЕ:

Свет солнца в ладони возьму,

 И к сердцу я приложу.

 И станет вокруг всё добрее,

 Нежнее, светлее, милее.

Вот с таким настроением мы и начнём урок. Сегодня вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

Работать будем под девизом “Никто не знает так много, как все мы вместе”

III. Актуализация и обобщение существующих у детей знаний.

     Сегодняшний урок математики необычный. Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие на воздушном шаре. Такие полёты стали совершаться ещё в 18 веке, люди поднимались в воздух на шарах, наполненных дымом от костра. Человек умело распорядился этим изобретением. Воздушные шары – аэростаты – приспособили для путешествий, научных исследований. Первый воздушный шар изобрели братья Монгольфье в 1783 году. Сколько лет воздушному шару? (226 лет)

- Сколько это веков? Докажите. (2 века и 26 лет)

Индивидуальные задания

1)Игра «Головоломка». Задание дано на доске, но дети работают по карточкам.

Известно, что среди данных примеров только один решён верно. Сумей отыскать его за 1 минуту!

892.468-591.255=3.993

72.529+3.450=97.085

26.311+3.678= 29.989

34.317- 23.229= 9.088

892468-591255=3993 (301213) – неверно, т.к. 900000-600000≈300000.

72529+3450=97085 (75979) – неверно, т.к. 72000+3000≈75000.

26311+3678= 29989 – верно, т.к. 26000+4000≈30000

34317- 23229= 9088   (11088)- неверно, т.к. 34000-23000≈11000

- В математике есть способ нахождения результатов, при котором затрачивается меньше времени.

- Какова цель сегодняшнего урока? (Узнать этот способ – цель урока)

На слайдах появляется цель урока математики - научиться выполнять прикидку результата действий сложения и вычитания.

- Подберите однокоренные слова к слову «прикидка». (Прикинуть, прикидывать, прикидочный) Это ключевое слово нашего урока. Найдём значение слова в словаре.

Прикинуть (словарь С.И.Ожегова)

1.     Приблизительно сосчитать(разг.) Прикинуть на весах (определить вес чего-либо). Прикинуть в уме (сообразить)

2.     Что и чего. Добавить, прибавить. Прикинуть пять рублей. Прикинуть хворосту в костёр.

V. «Открытие» нового знания.

- Так как же рассуждала Оля?

- А как мы сможем найти результат за одну минуту? (Найдём приближённое значение)

- Что значит, найти приближённое значение? (Это значит, «прикинуть» ответ, найти его не точно, а приближённо.)

- Как найти приближённое значение? (Заменить данные числа близкими по значению круглыми числами.)

- С помощью какого знака выполняется запись прикидки? (Знак «≈» читают «приближённо равно».

1.  а) Вера умножила 248 на 702 и получила в ответе 17 856, Докажи, что она ошиблась.

   б) Володя разделил 42 300 на 6 и получил в ответе 750. Докажи, что он не прав.

В жизни часто бывает удобно использовать не точные, а приближенные значения чисел. Например, мы говорим, что в Москве проживает 10 млн. человек, а в Праге — 2 млн. И хотя эти данные не являются точными, они вполне достаточны, чтобы оценить соотношение между числом жителей этих городов: в Москве проживает примерно в 5 раз больше людей, чем в Праге.

Решая примеры, полезно сначала прикинуть, какой будет ответ. Для этого нет необходимости искать "границы" выражений. Достаточно найти их приближенное значение, заменив данные числа близкими по значению круглыми числами.

Пусть, например, выполняя деление 11 476 на 38, Женя получил в ответе 32, Коля — 302, а Сережа — 3002. Кто из них прав? Сделаем прикидку. 11 476 — это примерно 12 000, а 38 — это примерно 40. 12 000 : 40 = 300. Значит, скорее всего прав Коля: у него получилось 3 сотни, а не 3 десятка и не 3 тысячи. Для более точной проверки достаточно умножить 302 на 38.

2. Игра "Головоломки Стивенса".

Известно, что среди данных примеров только один решен верно. Сумей отыскать его за 1 минуту!

3. Сделай прикидку умножения, а затем вычисли ответ:

603 • 490           708 • 8009              9025 • 5090            7103 • 703

 4. Сделай прикидку деления, а затем найди частное:

422 814 : 7                              168 024 : 3

180 020 : 2                              403 500 : 5

163 680 : 8                              1 600 236 : 4

 5. За а мячей уплатили b рублей, а за с кукол уплатили d рублей. На сколько одна кукла стоит дороже одного мяча? Составь выражение и найди его значение для а = 18, b = 540, с = 16, d = 800.

6. а) В роще 240 берез, а кленов на 93 меньше. Сосен в ней вдвое больше, чем кленов, а елей — в 3 раза меньше, чем сосен и берез вместе. Сколько всего деревьев в этой роще?

б) Из леса принесли 38 грибов: белых, подосиновиков и подберезовиков. Подберезовиков было в 4 раза больше, чем белых, а подберезовиков и подосиновиков вместе было 34 гриба. Сколько грибов каждого вида принесли из леса?

7.При делении на 96 оказалось, что частное равно 325, а остаток равен 37. Какое число делили?

8. Реши уравнения с комментированием и сделай проверку:

а) (920 - х) : 20 + 25 = 63;                          б) (150 : у + 7) • 40 = 480.

9.Сравни множества решений двух неравенств:

а) а < 5 и а5;          б) 3 > Ь и с < 3;                в) х > 7 и х8.

10. На луче указаны некоторые числа. Запиши неравенство так, чтобы отмеченные числа были его решениями.

Существуют ли другие неравенства, удовлетворяющие этому условию? Приведи примеры.

11. Укажи наибольшее решение неравенства:

 х < (294 • 7500 - 3 690 460 : 5) : 4 - 359 999.

12. Сравни, не вычисляя:

327 • 538 ... 356 • 2001                              386 833 : 587  ... 386 833 : 659

732 - 94 ... 800 - 27                                    7 918 + 542 ... 80 396 + 658

 13. Построй диаграмму Венна множеств А, В, С и D, если

А — множество животных,

В — множество птиц,

С — множество рыб,

D — множество животных, занесенных в Красную книгу.

Назови несколько элементов множества D. Приведи примеры подмножеств множества В.

14. Сколько углов ты видишь на чертеже? Назови их. Есть ли среди этих углов острые углы? Прямые углы? Тупые углы?

IX. Рефлексия. Я: повторил, запомнил, узнал, удивился, горжусь.

- Наше виртуальное путешествие подходит к концу, Оля отправилась в свой город, а нас приветствует родной посёлок. Как гласит пословиц: «В гостях хорошо, а дома лучше»

- Проанализируйте свою работу на уроке.

- Что удалось? Над чем ещё нужно поработать?

Самооценка в дневниках школьника или веерами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квадрат суммы и разности двух чисел

Урок подготовлен с использованием ИКТ- технологий, а также приемов и методов проблемного обучения....

Вычитание многозначных чисел. Свойство вычитания числа из суммы и суммы из числа

урок  систематизации и комплексного применения знаний, умений и навыков (урок повторения курса начальной школы.Основными целями ставятся:Особобщения и систематизации знаний по заданной теме, испо...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Нахождение двух чисел по их сумме и разности»

Технологическаям карта урока по математики для 5 класса+презентация...

открытый урок в 5 классе по теме "Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности"

открытый урок в 5 классе по теме "Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности" .Урок закрепления знаний....

Сумма и разность отрицательных и положительных чисел

Как находить сумму и разность положительных и отрицательных чисел...