Метод проектов на уроках математики
статья по алгебре на тему

Пономарева Ольга Ивановна

учитель делится опытом работы по проектной деятельности на уроках математики и во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектная работа на уроках математики»

Учитель математики МКОУ «Харьковская СОШ»

 Пономарёва Ольга Ивановна

Проработав много лет в школе, я стала считать, что очень хорошо знаю свой предмет, владею методикой преподавания предмета и вот ,вот все мои ученики будут учиться на одни 5 и4. В 5и 6 классах дети учатся хорошо, но по мере дальнейшего пребывания в школе интерес к математике снижается, для больльшинства учащися математика стновится неинтересна. Возник вопрос: как сделать так, чтобы интерес к моему предмету не угасал, а наооборот возрастал .  В газете  «Математика « я впервые прочитала  статью о проектной деятельности на уроках математики. Меня она очень заинтересовала  .С тех пор я применяю метод проектов на уроках и во внеучебной деятельности. Для чего он нужен? Конечно же не для того, что бы ребёнок научился считать  до 100, безукоризненно применять таблицу умножения, а для того чтобы мои уроки начинались с удивления, вопроса, любопытства,загадки, проблемы. И только решая проблемы, ученик становится самостоятельной и творческой личностью, учится размышлять, делать выводы, учится работать в коллективе, группе.

 Пришлось проштудировать большое количество литературы .

 Первый этап в моей работе– был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы.

 Часто ребятам напоминаюкитайскую мудрость:

Услышишь-забудешь;

Увидишь-запомнишь;

Сделаешь сам-поймёшь и запомнишь

Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:

20% услышанного;

40% увиденного;

 95% от того, чему они обучаются сами. 

 

По мере того , как  ребята учились  работать над проектами,  понимала, что ученики становились более самостоятельными, учились размышлять, выполнять свою работу творчески, и теперь  хочу  надеяться, что , став взрослыми они окажутся более приспособленным: сумеют планировать собственную деятельность, смогут  ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Научить учащихся выполнять учебный проект и есть цель образования: научить детей самостоятельно добывать знания, научить работать и зарабатывать.

 Сейчас с уверенностью можно сказать,использование  проектной  технологии на уроках математики и во внеклассной работе привело к   повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению эстетической привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке,

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.

В кабинете идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся.
Проект – это «пять П».
1.
Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Метод проектов  я использовую в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Учебные проекты, которые мы выполняли: «Столбчатые и круговые диаграммы»( 6 кл), «Графики»   «Теорема Пифагора»( 8 кл),   «Треугольники»(7 кл), «Правильные многогранники»

Мы выполняли так называемые среднесрочные проекты , применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Это прикладные проекты  «Старинные меры»,  «Банковское дело или смогу ли я платно учиться» ;  «Чудо в перьях»,  «Ох, уж эта пластиковая бутылка»,  «Мир симметрий» , «Золотое сечение»,  «Проценты и витамины» Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
«Практическое применение логарифмической и показательной функций»
«Зачем надо знать параболу»

2.
Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта мы вырабатываем план совместных действий ученика и учителя. Рассматриваем все идеи и предложения. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но стараюсь не навязыватьт ученику своё мнение.Участники самостоятельно выбирают своё поле деятельности, распределяют, кто за что будет отвечать.

3.
Поиск информации- обязательное условие каждого проекта.  (Библиотека, Интернет-ресурсы). Обсуждение и отбор информации.

4.Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентация результатов- представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

В заключении работы над проектом, отвечаем на вопросы:Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

 Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Обсуждение проектов:
1.    «Старинные меры»-5 кл

2.. «Ох, уж эта пластиковая бутылка»

3. «Чудо в перья»

При выполнении проектных работ, у ребят формируются ключевые компетенции.

Ключевые компетенции – это важные  компетенции, которые используются в повседневной жизни.

Так как ключевых компетенций свыше 150. На примере  применения метода проектов ,формируются наиболее важные. ЭТО:

 Коммуникативная компетенция: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; уметь  находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений и т.д.

  • Информационная компетенция: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.
  • Умение работать самостоятельно.
  • Умение работать с людьми: совместная деятельность, направленная на достижение общей цели, требует от них коммуникабельности, умения общаться, пойти на компромисс или отстаивать свое мнение, одним словом - умение работать в команде.
  • Умение разрешать проблемы: при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка путем поиска и использования различных приемов, знаний  с учетом их результативности эти проблемы решать.

Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Возрастает мотивация обучения, появляется интерес к математике, к истории, возникает желание узнавать все больше и больше школьного курса математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках математики

Есть в математике нечто,вызывающее человеческий восторг.(Ф. Хаусдорф.)...

Метод проектов на уроках математики

Как применять метод проектов...

Метод проектов на уроках математики

Метод проектов на уроках математики...

Метод проекта на уроках математики

Теоритеческий материал, статья...

"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья

Данная статья о возможности  использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...

Метод проектов на уроках математики

В данной презентации представлен методичекий материал по составлению проекта, в частности, по социальному проекту "Расчет стоимости ремонта школы" . Проект "Расчет стоимости ремонта школы " представле...

Из опыта работы «Использование метода проектов на уроках математики»

Выступление  в районном семинаре учителей математики  и физики на базе МБОУ «Б.Фроловская ООШ»  по теме «Нестандартные формы обучения как средство повышения учебной мотивации школьников...