Развитие вычислительных навыков учащихся при помощи устного счета
статья по алгебре (5 класс)

Морозова Татьяна Михайловна

Развитие вычислительных навыков учащихся при помощи устного счета

 

 

Математика  является одной из важнейших наук на  земле и именно  с ней  человек  встречается  каждый  день  в  своей  жизни.  Именно  поэтому учителю необходимо  развивать  у  детей интерес  к  этой науке, предмету. На мой  взгляд,  развивать  познавательный  интерес  к  математике  возможно  с помощью  использования   различных  видов  устного  счета,  и  привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.

            В связи с внедрением обязательных ЕГЭ и ГИА по математике, возникает необходимость научить учеников  решать быстро и качественно задачи

базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений, так

как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы,  необходимо

умение быстро и правильно оценить результат вычислений, затратив на это минимум времени и сил, чтобы выполнению более трудных заданий уделить больше

внимания, делать их спокойно, а не в суматохе. 

Уже в 5–6-х классах необходимо начать подготовку школьников к возможности выполнения некоторых заданий устно.

Именно в эти годы обучения закладываются основные приемы устных вычислений,

которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у  них  память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

 Устный  счет  на  уроках  математики  может  быть  представлен

разнообразными  формами  работы  с  классом:

- математический, арифметический  и  графический   диктанты, 

- математическое  лото, 

- ребусы, кроссворды, 

- тесты,

- опрос,

- разминка и многое другое.

 В  него  входит  алгебраический  и  геометрический   материал, решение  простых  задач  и  задач  на  смекалку,  рассматриваются  свойства и действий над числами и величинами.

Устный  счет  это  находится  в  методической связи с основной темой и носит  проблемный характер.

На  каждом уроке  математики  отводится 5-10  минут  для  проведения  устных упражнений. Если хорошо проведен устный счет, то с известной долей уверенности можно ожидать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений.

Важнейшими вычислительными умениями и навыками  в программе по математике в 5 и 6 классах являются :

-  умение выполнять все арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с целыми числами; 

- выполнять основные действия с десятичными числами; 

- применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; 

-использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9; 

-  округлять числа до любого разряда; 

-  определять порядок действий при вычислении значения выражения.

Далее будут приведены некоторые примеры.

1. Последовательность отсчитывания нескольких единиц или присчитывания. Этот вид счета развивает память, внимание, быстроту счета и вычислений.

Например: Первое число 75. Сколько единиц надо отсчитать, чтобы получить 69, присчитать, чтобы получить 87?

2.Счет цепочкой  развивает память, быстроту вычислений и помогает точному усвоению таблиц сложения, умножения.

  Например:             38 + 4                 24 . 4

                                     - 8                        - 8

                                     - 6                       + 7

3.Беглый счет. Можно выполнять устно или письменно.  Учащиеся считают молча, поднимают руки в знак того, что задания выполнены. Этот прием оживляет класс, возбуждает активность класса.

4. Решение уравнений. Этот способ помогает выработать  умение  решать  уравнения, усвоивать  связи  между  компонентами  и  результатами арифметических действий. Уравнения можно предлагать в разных формах.

Например:            

- из какого числа надо вычесть 4, чтобы получить 19?

- решение уравнения х · 8 = 24;

-  найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

- Лена задумала число, умножила его на 8 и получила 96. Какое число

задумала Лена?

        5. Решение задач. Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Они включаются с целью выработки умений решать задачи, и помогают  усвоению  теоретических  знаний  и  выработке  вычислительных  навыков.

Разнообразие  упражнений  и  возбуждает  интерес  у  детей,  активизирует  их

мыслительную деятельность.

         Например:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнить клетки в квадрате так, чтобы сумма чисел была одинаковая. Какая сообщает учитель.

 

Чтобы ученики относились к устному счету серьезно необходимо выставлять оценки. В  случаях ошибочных  ответов  надо  учитывать,  что  устные  упражнения  выполняются  всеми учащимися  и  прерывать  их  длительным  объяснением  одному  ученику  вряд  ли

целесообразно,  в  то  же  время  оставить  ошибку  без  внимания  нельзя.  Ученик,

сделавший  ошибку  должен  исправить  ее  или  выполнить  аналогичное  задание.  При  выполнении  устных упражнений учителю не следует часто спрашивать ответ  у сильных учащихся, это ослабляет  инициативу  средних  и  слабых  школьников. Сильные

ученики могут, например, написать ответ и показать его учителю. Не стоит

сразу  же  подтверждать  правильность  полученного  ответа,  надо  стремиться

выяснить, нет ли других ответов, даже неправильных.

Итак, цель всех приемов устных вычислений – пробудить интерес и привить любовь к математике. С помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно работать с учебным материалом, пробуждать у них стремление находить более совершенные способы вычислений и решения задач. Это важнейшее условие сознательного усвоения материала. Полученные навыки, несомненно, помогут ученикам в старших классах, при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. 

 

Список литературы: 

1.  Беримец  В.И. “Использование  различных  видов  устных  упражнений,

как  средство  повышения  познавательного  интереса  к  уроку

математики”. 

2.  В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

3. С. С. Минаев “ Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике.”

4.  Н.К. Винокурова: «Подумаем вместе»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ СЧЁТ

как средство развития вычислительных навыков у учащихся.

Математика  является одной из важнейших наук на  земле и именно  с ней  человек  встречается  каждый  день  в  своей  жизни.  Именно  поэтому учителю необходимо  развивать  у  детей интерес  к  этой науке, предмету. На мой  взгляд,  развивать  познавательный  интерес  к  математике  возможно  с помощью  использования   различных  видов  устного  счета,  и  привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.

        В связи с внедрением обязательных ЕГЭ и ГИА по математике, возникает необходимость научить учеников  решать быстро и качественно задачи

базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений, так

как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы,  необходимо

умение быстро и правильно оценить результат вычислений, затратив на это минимум времени и сил, чтобы выполнению более трудных заданий уделить больше

внимания, делать их спокойно, а не в суматохе.  

Уже в 5–6-х классах необходимо начать подготовку школьников к возможности выполнения некоторых заданий устно.

Именно в эти годы обучения закладываются основные приемы устных вычислений,

которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у  них  память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

 Устный  счет  на  уроках  математики  может  быть  представлен

разнообразными  формами  работы  с  классом:

- математический, арифметический  и  графический   диктанты,  

- математическое  лото,  

- ребусы, кроссворды,  

- тесты,

- опрос,

- разминка и многое другое.

 В  него  входит  алгебраический  и  геометрический   материал, решение  простых  задач  и  задач  на  смекалку,  рассматриваются  свойства и действий над числами и величинами.

Устный  счет  это  находится  в  методической связи с основной темой и носит  проблемный характер.

На  каждом уроке  математики  отводится 5-10  минут  для  проведения  устных упражнений. Если хорошо проведен устный счет, то с известной долей уверенности можно ожидать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений.

Важнейшими вычислительными умениями и навыками  в программе по математике в 5 и 6 классах являются :

-  умение выполнять все арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с целыми числами;  

- выполнять основные действия с десятичными числами;  

- применять законы сложения и умножения к упрощению выражений;  

-использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;  

-  округлять числа до любого разряда;  

-  определять порядок действий при вычислении значения выражения.

Далее будут приведены некоторые примеры.

1. Последовательность отсчитывания нескольких единиц или присчитывания. Этот вид счета развивает память, внимание, быстроту счета и вычислений.

Например: Первое число 75. Сколько единиц надо отсчитать, чтобы получить 69, присчитать, чтобы получить 87?

2.Счет цепочкой  развивает память, быстроту вычислений и помогает точному усвоению таблиц сложения, умножения.

  Например:             38 + 4                 24 . 4

                                     - 8                        - 8

                                     - 6                       + 7

3.Беглый счет. Можно выполнять устно или письменно.  Учащиеся считают молча, поднимают руки в знак того, что задания выполнены. Этот прием оживляет класс, возбуждает активность класса.

4. Решение уравнений. Этот способ помогает выработать  умение  решать  уравнения, усвоивать  связи  между  компонентами  и  результатами арифметических действий. Уравнения можно предлагать в разных формах.

Например:            

- из какого числа надо вычесть 4, чтобы получить 19?

- решение уравнения х · 8 = 24;

-  найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

- Лена задумала число, умножила его на 8 и получила 96. Какое число

задумала Лена?

        5. Решение задач. Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Они включаются с целью выработки умений решать задачи, и помогают  усвоению  теоретических  знаний  и  выработке  вычислительных  навыков.

Разнообразие  упражнений  и  возбуждает  интерес  у  детей,  активизирует  их

мыслительную деятельность.

         Например:

Заполнить клетки в квадрате так, чтобы сумма чисел была одинаковая. Какая сообщает учитель.        

Чтобы ученики относились к устному счету серьезно необходимо выставлять оценки. В  случаях ошибочных  ответов  надо  учитывать,  что  устные  упражнения  выполняются  всеми учащимися  и  прерывать  их  длительным  объяснением  одному  ученику  вряд  ли

целесообразно,  в  то  же  время  оставить  ошибку  без  внимания  нельзя.  Ученик,

сделавший  ошибку  должен  исправить  ее  или  выполнить  аналогичное  задание.  При  выполнении  устных упражнений учителю не следует часто спрашивать ответ  у сильных учащихся, это ослабляет  инициативу  средних  и  слабых  школьников. Сильные

ученики могут, например, написать ответ и показать его учителю. Не стоит

сразу  же  подтверждать  правильность  полученного  ответа,  надо  стремиться

выяснить, нет ли других ответов, даже неправильных.

Итак, цель всех приемов устных вычислений – пробудить интерес и привить любовь к математике. С помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно работать с учебным материалом, пробуждать у них стремление находить более совершенные способы вычислений и решения задач. Это важнейшее условие сознательного усвоения материала. Полученные навыки, несомненно, помогут ученикам в старших классах, при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.  

Список литературы:  

1.  Беримец  В.И. “Использование  различных  видов  устных  упражнений,

как  средство  повышения  познавательного  интереса  к  уроку

математики”.  

2.  В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

3. С. С. Минаев “ Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике.”

4.  Н.К. Винокурова: «Подумаем вместе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

В связи с введением обязательного ГИА  и ЕГЭ по математике  возникает необходимость научить учащихся старших классов решать качественно задачи базового уровня. Важность формирования ...

Формирование и развитие вычислительных навыков через упражнения устного счета на уроках математики

Овладение приемами и навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить алгоритмы письменных вычислений, способствуют усвоению многи...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.

Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое...

Устный счет как развитие вычислительных навыков учащихся 5-6-х классов

Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики - как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных кач...

Статья "Роль устного счета в формировании устойчивых вычислительных навыков учащихся на уроках математики 5 - 6 классов"

В практике многих школ устный счёт ставят в начале урока, вслед за проверкой домашненго задания. Но нельзя превращать это в шаблон. Усьный счёт можно проводить и в середине урока. Например, после выво...

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....

Развитие устных вычислительных навыков учащихся на уроках геометрии

  Устный счет на уроках геометрии способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умении, он также развивает логическое и абстрактное мышления, личностные качества ре...