Примеры конструирования методической концепции учителя математики
статья по алгебре (5 класс) на тему

Дьячкова Светлана Николаевна

Мы часто слышим на педагогическом совете, конференциях такие лозунги: «Свобода ребенка в деятельности. Обучение – это ответы на незаданный вопрос детьми», «Индивидуализация процесса обучения, ориентация на личностный опыт обучающегося» и т.п.. Так как же выстроить модель учебного процесса по математике, чтобы учесть личностные цели обучаемых и подвигнуть их к самостоятельному добыванию знаний? Ответ на этот вопрос можно найти в работах Г.И. Саранцева, Логвиновой И.М., Копотевой Г.Л., В.Манахова и других известных авторов, исследующих проблемы и перспективы развития методики математики в современной школе. Мы же основываемся на том, что каждый учитель должен понять одну истину: неудача ученика, есть методически неправильно организованная деятельность с данным учеником учителем. Только индивидуальная работа, работа на данного ученика, а не на класс в целом может привести к результатам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дьячкова Светлана Николаевна, МОУ средняя школа № 44

Примеры конструирования методической концепции

учителя математики

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот  к личности обучаемых и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этого стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной жить в изменяющихся социально-экономических условиях. Мы часто слышим на педагогическом совете, конференциях такие лозунги: «Свобода ребенка в деятельности. Обучение – это ответы на незаданный вопрос детьми», «Индивидуализация процесса обучения, ориентация на личностный опыт обучающегося» и т.п.. Так как же выстроить модель учебного процесса по математике, чтобы учесть личностные цели обучаемых и подвигнуть их к самостоятельному добыванию знаний? Ответ на этот вопрос можно найти в работах Г.И. Саранцева, Логвиновой И.М., Копотевой Г.Л., В.Манахова и других известных авторов, исследующих проблемы и перспективы развития методики математики в современной школе. (СЛАЙД2) Мы же основываемся на том, что каждый учитель должен понять одну истину: неудача ученика, есть методически неправильно организованная деятельность с данным учеником учителем. Только индивидуальная работа, работа на данного ученика, а не на класс в целом может привести к результатам Приведу примеры конструирования методической концепции (модели управления образовательным процессом на уроке) учителя математики отображающий деятельностный подход в обучении.

(СЛАЙД3) Можно отобразить модель учебного процесса математики в виде стандартного календарно-тематического планирования учителя , составленного на основе рекомендованной Министерством образования программы, в котором отражены тема раздела, прописано, что ученик должен узнать и чему научиться, тема урока, дата проведения, отображена  форма контроля знаний по разделу. Далее приобрести учебник и дидактический материал к урокам. Но это, скорее всего содержание процесса с его четко выраженным конечным результатам (ЗУН) а не его управление. Не прослеживаются основные функции управления. Где ученик? Что он может и знает? Как я буду добиваться результата усвоения математических понятий? Каков уровень усвоения программного материала ребенком? При данной модели учителю придется для достижения целей из урока в урок продумывать деятельность каждого ученика в системе формирования математических понятий.

Но даже прежде чем грамотно составить модель обучения каждому учителю придется хорошо поработать в каникулярное время. (СЛАЙД4)   Вспомните алгоритм решения любой нестандартной задачи. Анализ данных, поиск решения, анализ результата. Такова и методическая концепция учителя  нашей школы.

Во-первых, изучить стандарт математического образования, программы предмета. Выделить уровень теоретического представления математического образования, уровень учебного предмета, уровень учебных материалов, уровень реального учебного процесса. Проследить взаимосвязь с предметами физико-математического цикла и занятиями дополнительного образования в рамках данного предмета. Далее выделить, что ребенок должен узнать и  чему научиться на каждом этапе учебного процесса (цели обучения и предметное содержание урока). Чтобы перейти к выстраиванию самого учебного процесса усвоения знаний учителю необходимо осуществить первичную диагностику знаний, умений и уровень развития школьников.

Во-вторых, подобрать метод обучения как форму движения содержания, учитывая, что содержанием будет взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, ориентированная на цель, методом обучения- способы этой деятельности и математическое содержание учебного предмета. Математическое содержание должно развиваться посредством индукции, дедукции и обобщения, а способы взаимодействия через репродукцию, эвристику и исследование.

В–третьих перейти к выстраиванию самого процесса обучения – к формированию математических понятий через мотивацию к понятиям (почему? зачем?); через выявление существенных свойств (что изучаем?); через усвоение определения понятия (когда?); через использование в конкретных ситуациях (как?); через систематизацию и логические операции с понятиями.

(СЛАЙД5)Свою же модель учебного процесса мы представляем в виде целостного образовательного процесса: урок, внеурочная деятельность, воспитательный процесс. Урок как этап в достижении цели. Устанавливаем его место в процессе овладения математическим понятием, время, содержание. Вот пример Карты урока, которая конечно, же является лишь средством достижения цели, и выступает как координатор деятельности ребенка. Здесь отражена тема  и место урока в учебном материале, цель урока (что должен ученик знать и уметь) и сам процесс обучения  с планом и контролем знаний, индивидуальной деятельностью обучающихся, и коррекция. Вначале представлены подготовительные упражнения на отработку предыдущих понятий, но с элементами нового материала для активизации внимания и мотивации на дальнейшую деятельность. Далее идет краткая теоретическая справка  и сама практическая часть, с упражнениями на базовый уровень, продвинутый и сложный, творческий, которые ученик должен выполнить за урок, и предложено дифференцированное домашнее задание. Выполнив базовый уровень задания, проверив его выполнение с учителем ли помощником (в качестве помощника может выступать любой ученик, выбранный учителем, в качестве поощрения, как самый лучший на предыдущем уроке и т.п.), ученик приступает к выполнению следующего уровня заданий. Такое построение упражнений дает свободу выбора ученику, а упражнения продвинутого и сложного уровня  систематизируют предыдущие и вновь полученные знания ученика и заставляют задуматься, а что я еще не знаю или что я упустил в данном математическом понятии. Уходя с урока, ученик знает, что он получил за урок, что ему следует доработать. Данная карта урока следует таким принципам обучения как наглядности, открытости, доступности, индивидуализации, осознанности в деятельности. Как вы заметили, ученик время не теряет, а учитель лишь направляет и корректирует работу каждого ребенка в зависимости с уровнем овладения знаний.

Отработка понятий происходит на индивидуально-групповых занятиях, и через систему дополнительного образования (мы работаем тесно с ГЦИР программы выстроены с учетом интеграции основного и дополнительного образования, что требует и новый образовательный стандарт) также через всемирную сеть Интернет. Ученик, а таких учеников в конце дня остается не более 5-6, получает карту занятия или адрес сайта с набором упражнений и богатым теоретическим материалом, выполняет задания, в этот же вечер отправляет на электронный адрес учителя, что приближает к нулю процесс списывания.

Результаты каждого ребенка по сравнению с самим собой озвучиваются на классных часах, доводятся до родителей через дневник и родительских собраниях, обсуждаются на педагогических консилиумах

Таким образом, первичная кропотливая летняя работа учителя по выстраиванию такой модели учебного процесса освобождает время учителя для саморазвития и самореализации в учебное время, так как учитель в учебное время лишь корректирует свою карту, а ученик знает, что его ждет на уроке и самое главное стремиться попробовать решить более сложные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

Сборник вариантов экзаменационных примеров и задач по математике для слушателей подготовительных курсов(на базе основного общего образования-9 классов)

Сборник содержит 35 вариантов примеров задач. Материалы сборника составлены по программе для поступающих в средние специальные заведения....

Конструирование системы уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО

ВведениеГлава 1. Логико-дидактический анализ темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».1.1. Целеполагание.1.2. Логико-дидактический анализ учебного материала темы.1.3. Анализ дидактической единицы...

Карточки с пояснениями и примерами для слабоуспевающих по математике 5-7 класс.

Карточки с пояснениями и примерами для слабоуспевающих по математике 5-7 класс....

КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО» В ФОРМЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СТАЖИРОВКИ

КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»В ФОРМЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СТАЖИРОВКИ...

Конструирование современного урова математики в свете требований ФГОС

В статье рассматриваются основные типы уроков и их конструирование....