умножение и делние дробей в 5 классе ФГОС
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

БУРДЫГИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

карта открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_i_khod_uroka.doc119 КБ
Package icon umnozhenie_delenie_drobey.zip2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 156 с углублённым изучением предметов художественно-

эстетического цикла» МБОУ СОШ № 156 Г. Новосибирск, ул. Гоголя. 35-а,

тел./факс 224-75-29, E-mail: sck 156 nsk@nios.ru

Информационная карта открытого урока

Учитель

Бурдыгина Ирина Николаевна

Учитель математики ВКК

Предмет

Математика

Класс

Тема урока

Умножение и деление дробей

Тип урока

Урок  систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока

Систематизировать знания по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»

Технологии

Проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания образовательных результатов

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Оборудование

Цветные карточки, аквариумы, вода, ПК, мультимедийный проектор, карточки с домашним заданием

Планируемые результаты и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Виды

деятельности учащихся на уроке

Личностные

Учиться ответственно относиться к учебе, вести диалог на основе взаимного уважения

Объясняют необходимость изучения математических тем

       Познавательные

Учиться работать с информацией: осмысливать и использовать её для решения задач;

Объясняют значение понятий, вычитывают из условия задачи необходимую информацию, формулируют вопросы

        Регулятивные

Учиться организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат;

Составляют план своей деятельности, оценивают свою работу в соответствии с поставленной на уроке целью

      Коммуникативные

Учиться общаться и взаимодействовать с другими людьми, владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать

Ведут диалог с учителем; учатся сотрудничать, работая в парах

        

        Предметные

       

Научиться умножать и делить дроби,  использовать эти умения для решения жизненных задач.

Применяют полученные на уроках знания в решении практических задач

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь. Сегодня мы проведем несколько необычный урок.

Актуализация знаний

-определение темы урока

-повторение материала,

 

-мотивация на учебную деятельность,

-создание проблемной ситуации

-постановка цели

-составление плана решения проблемы вместе с учителем

-поиск необходимой информации в тексте

-самостоятельная работа. 

-работа в парах, оценивание работы друг друга

-подведение итогов урока

-анализ результатов, самооценка

Постановка домашнего задания 

Слайд №1

Ребята, как называются числа, приведенные  на экране? (Дроби)

А какие действия, которые можно применять к дробям, приведены на доске? (Даны записи  со сложением, вычитанием, сравнением).

Как вам кажется, может, здесь чего-то не хватает? (Умножения и деления).

Предположите, как будет называться тема сегодняшнего урока?

(Умножение и деление дробей)

А кто может напомнить нам правила умножения и деления дробей?

Как называют перевернутую дробь?

Ребята, как вы думаете, а для чего мы с вами изучаем действия с дробями.

Как вы считаете, а в жизни человеку необходимо уметь работать с дробями? Приведите примеры…

На Слайде №2 ребятам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных:

;    ;    ;    

(предлагаемые ответы: ; ;; 1)

Благодаря вашим правильным ответам открылись вот такие милые, весёлые картинки. Они здесь появились не с проста!

У меня дома живет кот. Но я давно мечтаю завести себе…

Как вы думаете, что? (Аквариум с рыбками)

В отличие от других домашних животных они не линяют, их не надо выгуливать, они не точат когти об мебель и не грызут обувь, но как радуют глаз…

Вот только не знаю с чего начать, на что обратить внимание, что надо знать, чтобы его содержать…

Помогите мне составить план моих дальнейших действий!

Совместно мы намечаем план:

1) рассчитать размеры аквариума,

2) заполнить дно грунтом,

3) налить воды,

4) запустить рыбок,

5) рассчитать корм,

6) прочитать дополнительную литературу об аквариумистике.

А вы знаете, что такое аквариум? (Да…) А как появилось это слово?..

Слайде №3

Слово аквариум (лат. аquarium, от аqua - вода)

  1. сосуд для содержания и разведения водных животных и растений,
  2. учреждение, где содержатся представители морской и пресноводной фауны и флоры с целью их изучения и демонстрации.

Первый публичный аквариум был открыт в 1853 в Лондоне.

Большие морские аквариумы чаще называются океанариумами.

Каких только форм аквариумов сегодня не существует!...

Слайд №4

На стол выставляются 2 разных аквариума…

А эти аквариумы имеют форму какого геометрического тела? (Прямоугольного параллелепипеда)

А чем отличаются друг от друга данные аквариумы?

(Размерами, вместимостью…)

Давайте сейчас вместе попытаемся нарисовать точное изображение данного аквариума у себя в тетради.

Как нам это сделать?..(надо найти все измерения: длину, ширину и высоту)

Вспоминаем понятие масштаба,  и рисуем прямоугольный параллелепипед.

Слайд №5

Так, аквариум у нас готов, что теперь необходимо сделать? (Узнать, каков у него объем)

Давайте поступим следующим образом: один человек будет измерять объём аквариума литрами воды практически (в его распоряжении есть ведро с водой и литровый сосуд), а мы рассчитаем теоретически. Посмотрим, кто быстрее и точнее справится с этим заданием, ведь мы же знаем формулу объема прямоугольного параллелепипеда.

Решение задачи

Делаем соответствующие выводы.

Но прежде чем заливать в аквариум воду необходимо положить что-то на дно… Это называется грунт. 

Слайд №6

Обычно в аквариумы закладывают от  до 1 кг грунта на каждые 5 л его объема. Сколько кг грунта необходимо для нашего аквариума?

Решение задачи

Слайд №7

Если же планируется устроить в аквариуме настоящее «морское дно», то слой грунта должен быть не менее 5 см.

Какую часть аквариума тогда будет занимать грунт?

Решение задачи

Слайд №8

Но воду в аквариум, насколько мне известно, наливают не до самого края, для аквариумов таких размеров воды наливают 9/10 от объёма.

Так сколько литров воды надо налить?

Решение задачи

Слайд №9

Аквариум почти готов…

Теперь надо позаботиться о его обитателях…

На 1 рыбку размером до 4 см. должно приходиться 5 литров аквариума,

4-7 см. – 10 л, 7-10 – 15 л., от 15 и более – 25 – 50 л.

Давайте рассчитаем. Сколько рыбок необходимо купить, чтобы им вольно жилось в нашем аквариуме?

Решение задачи

Слайд №10

Но рыбок необходимо каждый день кормить. В зоомагазинах продают специальные корма.

За I неделю аквариумным рыбкам скормили пакетика с кормом, а за II неделю – в 2 раза больше. Какая часть пакетика с кормом осталась?

Решение задачи

Слайд №11

За неделювсей воды в аквариуме испарилось. Сколько литров воды необходимо будет нам долить?

Решение задачи

Слайд №12

В аквариумах часто с рыбками живут улитки.  За сколько минут улитка проползёт  м, если средняя её скорость м/ч ?

Решение задачи

Слайд №13

Ребята! Случилось непоправимое. Пока я несла аквариум к вам на урок, нечаянно его ударила, он треснул, я его заклеила скотчем. Но если его убрать, то вода начнет подтекать из нашего аквариума.

За 1 час вытекает л воды, через какое время аквариум окажется пустым?

Решение задачи

Слайд №13

В Книге Рекордов Гиннеса можно найти самый маленький в мире аквариум

и самый большой (их несколько) Слайд №14 - 19

Воду в аквариуме положено менять, а вот частота смены зависит опять же от объемов аквариума. В таких огромных океанариумах воду меняют раз в год.

Ну что же, как вы думаете, будет ли мой аквариум жизнеспособным, если я после похода в зоомагазин, воспользуюсь всеми вашими расчётами?

(да, ведь мы всё правильно рассчитали, пользуясь справочной информацией…)

Сейчас у нас осталось время для того, чтобы проверить, научились ли мы выполнять умножение и деление обыкновенных дробей.

Вам предлагается выполнить небольшую проверочную работу.

На экране представлено два варианта работы, выберите тот, с которым вы в состоянии безошибочно справиться.

Слайд №20

Слайд № 21

ВАРИАНТ «рыбка»

Найдите значение выражения:

;     ;     ;     ;     ;

Решите уравнение:

;

ВАРИАНТ «золотая рыбка»

Найдите значение выражения:

;    ;      ;      ;      

Решите уравнение:

;        

Решение проверочной работы…

Ну что же,  теперь давайте проверим, насколько успешно вы выполнили задания. Для этого вам необходимо поменяться тетрадями с соседом по парте. Слайд №21

Поднимите руки те, кто заработал 3 и более  баллов.

А теперь те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

Ну что же. Пора подводить итоги нашего урока.

У вас на столе лежат карточки различных цветов, поднимите карточку нужного цвета, если вы считаете, что сегодня на уроке вы пытались научиться:

Слайд №21

         

            Организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат;

         

            Работать с информацией: осмысливать и использовать её для решения задач;

            Общаться и взаимодействовать с другими людьми, владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать.

          Научились умножать и делить дроби,  использовать эти умения для решения жизненных задач.

Слайд №22

 А теперь выберите себе смайлик, который бы соответствовал вашему настроению на сегодняшнем уроке, нарисуйте его и подарите мне…      

                                

Покажите мне их, улыбнитесь так же, как и этот смайлик!

Слайд №23

Вот и закончился урок,
Подведем сейчас итог.
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила все повторили,
На практике их применили,
Задачи, находя решенье,
Развивают нам мышление,
Память и внимание,
Мы закрепили знания.

Домашнее задание

Не вызовет проблем,
Решенья  ход известен всем.
Урок закончен наш, друзья,
До  скорого  свиданья!

Я думаю, что у меня всё должно получиться с аквариумом, если приняться за дело с любовью. Так же как и у вас всё будет получаться, если вы будете  любить математику!  

Домашнюю работу вы получаете сегодня на карточке, урок окончен, до свидания, вы сегодня молодцы, всем спасибо за работу!



Подписи к слайдам:

+
-
>
Умножение и деление дробей
Выберите правильный ответ
(лат . аquarium, от аqua - вода)сосуд для содержания и разведения водных животных и растенийучреждение, где содержатся представители морской и пресноводной фауны и флоры с целью их изучения и демонстрации. Первый публичный аквариум был открыт в 1853 в Лондоне. Большие морские аквариумы чаще называются океанариумами.
АКВАРИУМ
V=abc
V-?
?
Обычно в аквариумы закладывают от до 1 кг грунта на каждые 5 л его объема. Сколько килограммов грунта необходимо для нашего аквариума?
Если же планируется устроить в аквариуме настоящее «морское дно», то слой грунта должен быть не менее 5 см. Какую часть аквариума тогда будет занимать грунт?
Воду в аквариум, насколько известно, наливают не до самого края, для аквариумов небольших размеров воды наливают 9/10 от объёма.Сколько литров воды надо налить?
На 1 рыбку размером до 4 см должно приходиться 5 л аквариума, 4-7 см. – 10 л, 7-10 – 15 л, от 15 и более – 25 – 50 л.Сколько рыбок необходимо купить, чтобы им вольно жилось в аквариуме?
За I неделю аквариумным рыбкам скормили пакетика с кормом, а за II неделю – в 2 раза больше. Какая часть пакетика с кормом осталась?
За неделю всей воды в аквариуме испарилось. Сколько литров воды необходимо будет нам долить?
В аквариумах часто с рыбками живут улитки. За сколько минут улитка проползёт м, если средняя её скорость м/ч ?














За 1 час вытекает л воды, через какое время аквариум окажется пустым?
12 февраля 2011 г. г. Омск
Самый маленький аквариум с живыми рыбками Размер: 30 х 24 х 14 мм Объём - 10 млВ него были запущены аквариумные рыбки – данио рерио.Авторы: Анатолий и Станислав Коненко Объем аквариума 10 000 000 л и по высоте занимает 3 этажа. Гуляя по тоннелю, расположенному под аквариумом, можно любоваться подводной жизнью, наслаждаясь обзором в 270 градусов или через большую прозрачную панель, занесенную в Книгу Рекордов Гиннеса как самую большую в мире.
Самые большие в мире аквариумы аквариум в торгово-развлекательном центре в Дубае, который является домом для 33 тысяч различных морских существ. Самые большие в мире аквариумы
Аквариум Джорджии расположен в Атланте (США). В нем живут более 100 000 экзотических морских обитателей, включая китовых акул, белуг и скатов. Его объем составляет 31 000 000 л свежей морской воды. Самые большие в мире аквариумы Авкариум в Окинаве (Япония поселок Мотобу)Его объем составляет 7 500 000 л Самые большие в мире аквариумы AQWA — аквариум в западной Австралии (Хилларис) Самые большие в мире аквариумы AquaDom (Берлин, Германия) крупнейший в мире цилиндрический аквариум, расположен в отеле Рэдиссон. Высота аквариума 25 м, посетители могут наслаждаться подводной панорамой от подножия до самой вершины, перемещаясь на лифте, расположенном в центре него. Посмотрите, дом стоитДо краев водой налит.Без окошек, но не мрачный,С четырех сторон прозрачный.В этом домике жильцыВсе умелые пловцы.
ВАРИАНТ «рыбка»
Найдите значение выражения:
Выбери сам!
ВАРИАНТ «золотая рыбка»
Решите уравнение:

общаться и взаимодействовать с другими людьми, владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать
организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат
работать с информацией: осмысливать и использовать её для решения задач
Научились умножать и делить дроби, использовать эти умения для решения жизненных задач.

Вот и закончился урок,Подведем сейчас итог. Мы много вспомнили, друзья, Без этого никак нельзя.Правила все повторили,На практике их применили,Задачи, находя решенье,Развивают нам мышление,Память и внимание,Мы закрепили знания.Домашнее заданиеНе вызовет проблем, Решенья  ход известен всем.Урок закончен наш, друзья,До  скорого  свиданья!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение и деление дробей 6 класс

Презентация,  конспект урока...

открытый урок по теме: "Умножение десятичных дробей", 5 класс,ФГОС

Урок отработки умений и рефлексии.технологическая карта урока + презентация...

Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей" - 5 класс ФГОС

Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей" - 5 класс ФГОС...

разработка урока по теме :"Умножение положительных десятичных дробей"6 класс

Аннотация к урокуДанный урок проводится в 6 классе, по учебнику «Математика, 6», автор С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин.Тип урока: урок закрепленияФормы рабо...

Путешествие в страну Дробей по теме: «Умножение и деление дробей», 5 класс

Данная методическая разработка представлена уроком, который проходит в рамках темы «Обыкновенные дроби». Для успешного достижения цели урока продуманы различные  формы организации...

Умножение и деление дробей 6 класс

Умножение и деление дробей 6 класс...

Разработка урока «Умножение и деление дробей» 6 класс.

Урок   повторения  и закрепления знаний...