Результаты эксперимента "Как успешно сдать ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре на тему

Гильванова Флорида Талгатовна

Результаты эксперимента "Как успешно сдать ЕГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uspeshno_sdat_ege.docx23.01 КБ
Microsoft Office document icon otchyot_gilvanovoy_i_malysh1111.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Как успешно сдать ЕГЭ

Важнейшими задачами, стоящими перед одиннадцатиклассниками, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения.

Их жизнь насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.

С 2009 года в России проводится  Единый государственный экзамен по математике. В МОУ – СОШ с.Подлесное, как и на территории всей Саратовской области, ЕГЭ по математике введен с 2009 года, вместе с созданием системы профильного обучения. Школа является образовательным учреждением с профильными классами, наши выпускники нацелены на продолжение образования в высших и средних специальных учебных заведениях, стремятся сдать ЕГЭ с высокими результатами. Вследствие этого у обучающихся отмечается высокая тревожность, волнение перед экзаменами и во время ЕГЭ, неуверенность в результате своей деятельности.

Мы считаем, что необходимость и важность психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ обусловлена рядом причин:

— наличие ряда особенностей самого ЕГЭ, требующих от выпускника, кроме предметных знаний, еще и личностной, психологической готовности к его выполнению;

— необходимость сохранения здоровья выпускников, как физического, так и психологического;

— нереалистичность установок, необъективность представлений о ЕГЭ у старшеклассников, педагогов и родителей.

Системообразующим ориентиром в процессе данной работы является понятие психологической готовности выпускника, которую следует понимать как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ, что, в свою очередь, является интегральным результатом работы школы.

Одной из приоритетных задач в юношеском возрасте можно считать профессиональное самоопределение, самостоятельное и свободное определение жизненных целей и выбор будущей профессии, которое, по сути, есть часть личностного самоопределения.

Определение предметов для профильного изучения и сдачи в форме ЕГЭ является, по сути, этапом на пути решения задачи профессионального самоопределения, причем в плане реального выбора.

В то же время подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.

Опираясь на вышеупомянутые теории, мы сконструировали собственную систему работы со старшеклассниками в период подготовки к единым государственным экзаменам.

Цель нашей технологии: создание условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

— знакомство выпускников с процессуальными особенностями ЕГЭ, возможными способами подготовки к нему;

— выработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и сдаче ЕГЭ;

— повышение учебной мотивации старшеклассников;

— повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;

— обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;

— знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.

Работа с учащимися 11-го класса

1-й этап — диагностико-аналитический (сентябрь—октябрь) — проведение промежуточной диагностики, обработка и анализ данных.

2-й этап — актуализация полученных знаний и целеполагание (ноябрь). На данном этапе проводится совместное проектирование деятельности в одиннадцатом классе. Используется метод проектов “Как я буду готовиться к ЕГЭ в одиннадцатом классе”, где учащиеся выделяют отдельными этапами самостоятельную работу по предметной и психологической подготовке к ЕГЭ, возможное участие в ней психолога, учителей, классного руководителя, родителей.

3-й этап — тренинг с погружением (январь, зимние каникулы). Первый уровень (для всех): обсуждение итогов реализации программы в течение полугодия, успехов и неудач, путей выхода из них. Второй уровень (работа в группах по направлениям): актуализация знаний по релаксации, NLP, обсуждение возможностей их использования в период экзамена, выработка позитивного настроя на экзамены, адекватной самооценки.

4-й этап — “мгновенная помощь” (непосредственно перед экзаменом и во время него). Возвращение в ресурсное состояние с помощью психолога и самостоятельно. Использование памяток “Как мне действовать на экзамене?”.

5-й этап — итоговый аналитический (после сдачи ЕГЭ). По окончании экзаменов выпускники заполняют опросник “Итоги ЕГЭ”. Психолог проводит анализ результатов сданных экзаменов.

Реализация технологии предполагает возможность обучающимися на любом из ее этапов получить консультацию психолога.

Наше  исследование выявило, что ситуативная тревожность обучающихся повышается с приближением ЕГЭ. Мы сравнили показатели роста ситуативной тревожности у одиннадцатиклассников  с показателями выпускников 2009 и 2010 годов. Рост тревожности у сегодняшних выпускников выше. Одной из причин этого является отсутствие пробных ЕГЭ с выездом в ППЭ.

По нашему мнению,  выпускникам не хватило психологической подготовки к ЕГЭ. Мы предлагаем выпускникам 2014 года и учителям, работающим с ними, проводить различные психологические тренинги. Приведём некоторые примеры.

Опросник “Итоги пробного ЕГЭ”.

Инструкция.

Выберите из предложенных вариантов тот ответ, который наиболее точно соответствует вашему мнению.

1. Охарактеризуйте ваше состояние на пробном ЕГЭ:

1) я совершенно не волновался;

2) я волновался, но вспомнил и применил техники борьбы с волнением, поэтому смог справиться с собой;

3) я сильно переживал по поводу того, что не справлюсь с заданиями, и это помешало мне хорошо выполнить ЕГЭ.

2. Определите, каким образом вы действовали на пробном экзамене:

1) с самого начала действовал в соответствии со стратегией, выработанной в процессе подготовки к нему;

2) сначала я забыл о том, как необходимо действовать, и выполнял задания хаотично, но потом вспомнил об этом и перестроил свою работу;

3) действовал по ситуации, не придерживаясь определенной стратегии деятельности.

3. Предположите, насколько успешно вы выполнили экзаменационные задания:

1) выполнил ЕГЭ успешнее, чем планировал, легко справился с заданиями, рассчитываю на более высокую сумму баллов, чем предполагал ранее;

2) думаю, что выполнил те задания, которые были мне по силам, получу сумму баллов, на которую рассчитывал;

3) задания оказались сложнее, чем ожидал, сумма баллов будет ниже, чем планировал заранее.

4. Всё ли вы знали о процедуре ЕГЭ:

1) знал всё, во время экзамена не возникло непредвиденных ситуаций;

2) мне нужно ближе познакомиться с процедурой ЕГЭ;

3) некоторые моменты экзамена были неожиданны, не знакомы.

5. Ваши выводы после пробного экзамена:

1) ЕГЭ показал, что я хорошо подготовлен и по предмету, и психологически, отчетливо понимаю, что и как нужно делать во время экзамена;

2) мне не хватило предметных знаний, необходимо заниматься дополнительно, чтобы ликвидировать пробелы по отдельным темам;                  

3) у меня возникли проблемы психологического характера, я нуждаюсь в психологической подготовке к ЕГЭ.

Оценка результатов исследования.

Оценка результатов производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о готовности к ЕГЭ.

Каждый ответ под номером 1 оценивается в 1 балл, номер 2 — в 2 балла, номер 3 — в 3 балла.

Суммарная оценка: 5–7 баллов — высокий уровень психологической готовности к экзаменам; 8–12 баллов — средний уровень готовности, требуется уточнить некоторые моменты подготовки; 13–15 баллов — низкий уровень готовности, необходима систематическая подготовка к ЕГЭ.

Опросник “Итоги ЕГЭ”

Инструкция

Выберите из предложенных вариантов тот ответ, который наиболее точно соответствует вашему мнению.

1. Охарактеризуйте ваше состояние на пробном ЕГЭ:

1) я совершенно не волновался;

2) я волновался, но вспомнил и применил техники борьбы с волнением, поэтому смог справиться с собой;

3) я сильно переживал по поводу того, что не справлюсь с заданиями, и это помешало мне хорошо выполнить ЕГЭ.

2. Определите, каким образом вы действовали на пробном экзамене:

1) с самого начала действовал в соответствии со стратегией, выработанной в процессе подготовки к нему;

2) сначала я забыл о том, как необходимо действовать, и выполнял задания хаотично, но потом вспомнил об этом и перестроил свою работу;

3) действовал по ситуации, не придерживаясь определенной стратегии деятельности.

3. Предположите, насколько успешно вы выполнили экзаменационные задания:

1) выполнил ЕГЭ успешнее, чем планировал, легко справился с заданиями, рассчитываю на более высокую сумму баллов, чем предполагал ранее;

2) думаю, что выполнил те задания, которые были мне по силам, получу сумму баллов, на которую рассчитывал;

3) задания оказались сложнее, чем ожидал, сумма баллов будет ниже, чем планировал заранее.

4. Всё ли вы знали о процедуре ЕГЭ:

1) знал всё, во время экзамена не возникло непредвиденных ситуаций;

2) мне нужно ближе познакомиться с процедурой ЕГЭ;

3) некоторые моменты экзамена были неожиданны, не знакомы.

5. Ваши выводы после пробного экзамена:

1) ЕГЭ показал, что я хорошо подготовлен и по предмету, и психологически, отчетливо понимаю, что и как нужно делать во время экзамена;

2) мне не хватило предметных знаний, необходимо заниматься дополнительно, чтобы ликвидировать пробелы по отдельным темам;

3) у меня возникли проблемы психологического характера, я нуждаюсь в психологической подготовке к ЕГЭ.

Оценка результатов исследования

Оценка результатов производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о готовности к ЕГЭ.

Каждый ответ под номером 1 оценивается в 1 балл, номер 2 — в 2 балла, номер 3 — в 3 балла.

Суммарная оценка: 5–7 баллов — высокий уровень психологической готовности к экзаменам; 8–12 баллов — средний уровень готовности, требуется уточнить некоторые моменты подготовки; 13–15 баллов — низкий уровень готовности, необходима систематическая подготовка к ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Подлесное имени Ю.В. Фисенко Марксовского района Саратовской области

Отчёт

учителей-экспериментаторов об опытно-экспериментальной

и инновационной деятельности

за период с сентября 2012 года  по июнь 2013 года

  1. Общие сведения об учителях
  1. ФИО                   Гильванова Ф.Т. и Малыш Т.М.
  2. Предмет              математика
  3. Стаж работы      34 года и 36 лет
  4. Учебная нагрузка:

Учебный год

 2012/2013 уч.г.

Экспериментальный класс

11сг/11фм

Недельная нагрузка в экспериментальном  классе

5/7

  1. Повышение квалификации (курсы, семинары (тема, год, месяц, место прохождения)) 

2011г. и 2012г.

  1. Краткая информация об опытно-экспериментальной и инновационной деятельности
  1. Тема эксперимента (инновационной деятельности)  
  •  Сравнительный анализ диагностических работ и  их влияние на результаты ЕГЭ 2013.
  1. Цель эксперимента
  •   Выявить положительную и отрицательную динамику, определить факторы, оказывающие влияние на её  формирование.

  1. Задачи эксперимента
  •   Помочь одиннадцатиклассникам раскрыть в себе качества, позволяющие получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения.
  1. Срок проведения эксперимента
  •   Сентябрь 2012 года – июнь 2013 года

       

3.5. Ожидаемые результаты эксперимента

  • Максимальное соответствие результатов ЕГЭ по математике и годовых отметок у выпускников.

 3.6. Форма подведения итогов эксперимента

  •    Аналитический отчёт.
  • Методические рекомендации учителям.

  1.  Распространение передового опыта и педагогических идей по результатам ОЭ и ИД.
  •  Школьный уровень.
  •  Размещение на личных сайта.    

5. Характеристика и результаты мониторинга эффективности опытно-экспериментальной и инновационной деятельности

 Жизнь выпускников школы насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально обучающиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.  В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ каждый месяц мы проводили диагностические, тренировочные работы через систему СтатГрад Московского института открытого образования.        Телекоммуникационная система СтатГрад предназначена для осуществления документооборота (выдача заданий и сбор отчетов) при проведении контрольно-диагностических мероприятий. Доступ к закрытым ресурсам системы осуществляется по логину и паролю, индивидуальным для каждого из пользователей. С помощью системы СтатГрад проводили  контрольные мероприятия по математике в 9 и 11 классах. По окончании работ, заполнив специальную таблицу, мы тут же получали результат. Количество баллов программа определяет исходя из опубликованных критериев оценивания заданий.

  Для каждого ученика мы отслеживали  уровень его обученности в виде таблицы, в ней указывались сертификационные баллы, которые он набрал после выполнения каждого теста. Эта таблица более объективно и наглядно показывала динамику достижений того или иного ученика и определяла индивидуальный маршрут в подготовке к ЕГЭ. Как показывает опыт работы, промежуточные результаты диагностики мало отличаются от результатов единого государственного экзамена. Поэтому, основываясь на полученную информацию, можно прогнозировать результаты ЕГЭ каждого ученика и класса. Конечно, бывают исключения.

Итоговый отчёт по результатам диагностических работ в Статграде и ЕГЭ 2013

Фамилия, имя

Диагностические работы

ЕГЭ

03.06.13

С учётом

ЕГЭ

19.06.13

Пониж.

Соотв.

Повыш.

№1

25.09.12

№2

18.12.12

№3

06.03.13

Средний

Первичный

балл

1

 А.А.

2

4

4

3,3

13

13

+

2

Б.Т.

Н

12

12

12

15

15

+

3

Б. В.

6

11

9

8,7

5

5

+

4

Б. Д.

5

3

7

5

2

5

Б. А.

6

Н

6

6

7

7

+

6

Б. Ю.

5

6

6

5,7

3

7

Б. Е.

11

7

9

9

6

6

+

8

Ж. С.

7

10

7

8

5

5

+

9

И. О.

3

4

5

4

7

7

+

10

К. В.

5

6

9

6,7

4

11

К. М.

15

15

17

15,7

14

14

+

12

Л. Р.

6

4

7

5,7

10

10

+

13

Л. В.

6

4

5

5

2

14

М. М.

2

6

6

4,7

6

6

+

15

М. А.

1

4

7

4

1

16

М. А.

8

9

9

8,7

7

7

+

17

М. Е.

5

6

8

6,3

6

6

+

18

Р. П.

6

9

8

7,7

7

7

+

19

С. С.

4

6

7

7

7

7

+

20

Т. Е.

12

14

18

14,7

13

13

+

21

Ц. Е.

5

6

8

6,3

9

9

+

22

Ш. Е.

5

4

н

4,5

10

10

+

  1. Выводы, проблемы, возникающие при подготовке инновационных и экспериментальных проектов, предложения

  Телекоммуникационная система СтатГрад предназначена, в первую очередь, для методической поддержки системы внутришкольного контроля.

  Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений  и навыков учащихся. Тестирование соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.

Разумеется, обучение в школе не должно сводиться только к подготовке к экзаменам, или, тем более, к отрешиванию заданий из открытого банка. Поэтому этот  проект – это не замена школьного учебника, а методическая помощь учителю, родителю.  Многоцелевой открытый банк заданий  нам очень понравился.

 Надеемся, что наша школа на следующий год тоже будет сотрудничать cо СтатГрадом.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ»

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...

Как успешно сдать ЕГЭ

Советы участникам ЕГЭКак настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов ...

Как успешно сдать ЕГЭ?

Системе сдачи ЕГЭ скоро исполнится 10 лет.У этой неё есть свои плюсы, есть минусы. О том, насколько объективно и качественно система оценивает знания учащихся, спорят до сих пор. Тем не менее, сдавать...

Как успешно сдать ЕГЭ

Сдаем единый экзамен В этом разделе собраны рекомендации при подготовке и сдаче экзаменов Подготовка к экзаменам: советы психолога. Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровь...

Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ?

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...

«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»

Практическое занятие для родителей направлено на  развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок», и на изменение отношения родителей к проц...

Родительское собрание на тему "Как успешно сдать ГИА"

Рекомендации родителям об успешной сдачи ГИА...