Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики
статья по алгебре на тему

Формирование информационно-коммуникативной компетенции при компетентностном подходе в обучении детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ikk.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОГОУ для  обучающихся, воспитанников  с  ограниченными    возможностями здоровья

специальная  (коррекционная)  общеобразовательная     школа-интернат  II вида.

Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики

Выступление  учителя математики

Фокиной Н.К.

Областная научно-практическая конференция

 «Компетентностный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

г. Ульяновск

Информационно-коммуникативная компетентность выпускника средней школы - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении и умелом использовании информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими правильно выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Компетенция

Цели

Информационная

  • учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники,  учебники, словари, СМИ, интернет и т.д.)
  • передавать информацию

Коммуникативная

Совершенствовать

  • навыки работы в группе,
  • умение работать на результат,
  • доказывать собственное мнение
  • вести диалог

Информационные и коммуникативные компетенции обучающегося формируются не раздельно, а вместе, образуя информационно-коммуникативную компетентность обучающегося, которая в дальнейшем поможет в эффективной работе с информационными процессами.

Возникает необходимость использования образовательных, развивающих возможностей информационно-коммуникационных технологий, возможности их интеграции с основным образовательным процессом.  Информационно-методические умения педагога должны отражать неразрывное единство эффективной методической деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в предметной методике . Образовательный процесс, интегрирующий компьютерные и педагогические технологии, обеспечивает формирование информационно-коммуникативных  компетенций  обучающихся, способствует раскрытию возможностей мультимедиа технологий для преподавания учебных предметов, обеспечивает не только обучение, но самостоятельную деятельность по овладению знаниями; формирование осознанных мотивов учения.

Использование мультимедиа технологий  на уроках математики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации  на электронных носителях и в сети Интернет, проходить on-line тестирование, что

является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся. Использование компьютерных технологий в курсе алгебры дает возможность производить исследовательские работы на выяснение и установление различных закономерностей, взаимосвязей объектов (например, при исследовании свойств функций). Современный учитель должен не только владеть знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности . Сегодня основой организации самостоятельной работы учащихся является не только традиционная учебная литература, но все возможные виды электронных баз знаний обучающие и тестирующие программные комплексы на CD-RAM  и DVD-RAM, разработанные учеными-специалистами, учителями-предметниками. ИКТ выступают здесь как инструмент исследования, как источник дополнительной информации,  как способ самообразования.

Использование ИКТ в преподавании математики способствует формированию информационно-коммуникативных  компетенций учащихся и повышает эффективность системы образования в целом

Я нередко сталкиваюсь с проблемами, возникающими  у учащихся при работе с текстовой информацией, при этом слыша объяснение «Прочитал, но ничего не понял» .

Неумение передавать прочитанное или услышанное в сжатом и развернутом виде, анализировать содержание, выделять главную мысль прочитанного, наблюдаются проблемы с адаптацией к математическому тексту .

А перед учителем стоит задача развить информационно-коммуникативную компетенцию у учащихся, то есть сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах, а также работы как автономно, так и в группе.

Итак, на первом этапе по развитию информационной компетентности  я использую простые приемы и методы:

  1. Составление вопросов к тексту.
  2. Комментированное чтение текста.
  3. Аналитическое чтение текста.
  4. Составление тезисного плана.
  5. Составление сравнительных таблиц.
  6. Преобразование цифровой информации в диаграмму, график.

Главная задача на первом этапе сделать так,  чтобы учебник для ученика стал другом и помощником,  причем понятным и интересным.

После освоения простых способов работы с информацией переходим к более сложным способам.

На втором этапе чаще всего он начинается в 7-8 классе я использую активные и интерактивные методы, так как в их основе лежит деятельностный подход. Уроки, на которых используются активные методы, предоставляют ученику максимум свободы для индивидуального развития, а также способствуют формированию умения работы в команде при решении поставленной задачи.

Я использую приемы:

  1. Составление логической схемы.
  2. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
  3. Проблемный вопрос.
  4. Подбор аргументов для ответа на вопрос, требующий  доказательств.
  5. Опоры, по которым работают ученики.

Проблему формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся на уроках математики мне кажется ,можно решать, используя следующее:

  • в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетенции;
  • изменение дидактических целей типовых заданий;
  • использование технологии проблемного обучения;
  • использование проектной технологии обучения ;
  • прием решения ситуационных задач.
  • самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
  • активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках математики и во внеклассной работе я применяю следующие виды творческих заданий:

  • составление задач учащимися;
  • конструирование обратных задач;
  • творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
  • реферат, информационное сообщение;
  • составление кроссворда по теме;
  • разгадывание ребусов по математике
  • составление тестов для контроля знаний по предмету;
  • составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу;

Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий в воспитательной работе:

  • создание  тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам,
  • разработка тестовых заданий для проведения анкетирования;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...

Формирование логических умений у неслышащих учащихся на уроках математики.

Рассматриваются методы и приемы формирования логических умений на уроках математики у неслышащих учащихся в старших классах....

Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание ...

Презентация «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ве...

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики

Формирование некоторых метапредметных умений (из опыта работы)...

Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"

Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики...

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики ...