Главные вкладки

    Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».
    материал на тему

    Наливайко Лариса Александровна

    Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание учиться?  Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_inf.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педсовете

    «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

                                                      Учитель математики Наливайко Л. А.

    Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание учиться?  Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

    Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

    Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, дают большие возможности для творчества педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения . При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок учащихся.

    Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

    . Использование ЭВМ на уроках математики экономит время, повышает мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса.

    Учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна

    В специальных школах, так же как и в общеобразовательных, можно очень эффективно использовать компьютерные технологии. Они помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач. Практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера в нашей работе:

    1.Использование прикладного программного обеспечения по математике.( Слайд)

    Арсенал программного обеспечения для специальных школ невелик. Поэтому я использую существующие медиапродукты компаний «1С», «Новый диск» и «БукаСофт», адаптируя работу с ними  для своих учеников. 

    Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности.

    2.Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий. (Слайд)

    У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует  или очень низкая учебная мотивация. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebooc. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка-олигофрена, делают процесс обучения более осознанным. 

    В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как  именно она связана с моторной  памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.

    Сегодня  существует множество  сайтов, которые предлагают готовые развивающие флеш-игры. Их тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.

     ( Слайд     ….кадров) Появление  у меня в классе  такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования  помогает мне решать многие проблемы в обучении наших детей.

    Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

    Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

    Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет  не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

     

    Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

    При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

     Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной  доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке,  перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику.

     При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

    3.Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты.(Слайд)

      Наша задача – уже с начальной школы привить детям гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения (многие наши дети именно так и считают), а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. По мнению современных учёных: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.

          Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, цифр чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные.

    4.Средство эмоциональной разгрузки.( Слайд)

    Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов (Интернет позволяет без труда находить такой материал). Во время проведения уроков  включение коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией.

    5.Средство для создания и использования учебных тренажеров, тестовых заданий.( Слайд)

    Имея в арсенале работы учебные тренажеры по математике  (позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), я могу подготовить урок, коррекционное занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся. А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.

    6.Средство для изготовления раздаточного дидактического материала.( Слайд)

    Поскольку для специальных школ практически нет печатного дидактического материала, приходится самим разрабатывать такие пособия. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.

    Имея опыт  использования возможностей компьютерных технологий  на уроках, могу сказать, что это не просто новое веяние времени, а реальная необходимость. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации и выживания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией  и новыми технологиями.

    Отношение детей к введению на уроках интерактивной доски можно выразить  словами английской пословицы: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил».

    Вывод:  наша задача – превратить учебу в живое, интересное и увлекательное сотрудничество педагога и ученика, в принципе не имеющее границ. А новые технологии – добрые помощники  нам в этом.

    При подготовке доклада использовался материал интернет сайтов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

    Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

    Доклад "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии"

    Компьютеры и информационные технологии  – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знани...

    Презентация «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

    Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ве...

    Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики

    Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...


     

    Комментарии

    Мастер Людмила Викторовна

    Большое спасибо. Очень интересный материал.