: Сложение и вычитание десятичных дробей
классный час по алгебре на тему

развивать математическую речь, интеллектуалную восприимчивость, критическое мышление, способность

самооценивания учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

учителя математики МБОУ  Суг-Аксынской СОШ

Ооржак Саязуу Чечек-ооловна

Предмет: математика

Класс:5

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Цели урока:

Образовательные:познакомить учащихся  с правилами сложения и вычитания          

                                    десятичных дробей. Формировать умение, используя  правила сложения и вычитания десятичных дробей,  работы с действиями

над десятичными числами.

Развивающие:развивать математическую речь, интеллектуальную

                                    восприимчивость, критическое мышление, способность

самооценивания учебной деятельности.

Воспитательные:    формировать сознательное отношение к учебе; развивать

                                    чувство коллективизма и чувство партнерства;

                                    ответственности;  уважение  к учителю, товарищам.

Тип урока: Объяснение нового материала

Оборудование:        экран, проектор, ноутбук, магнитная доска, копировальная

                                   бумага,  таблицы «З-Х-У», цветные лепестки ромашки Блума.

Современные образовательные технологии,  применяемые на уроке:

1.Проблемно- диалогическая технология.

2.Здоровьесберегающая технология.

3.Технология развития критического мышления.

4. Игровые технологии.

5. Личностно-ориентированные технологии.

Ход урока

Этап 1.Вводно-мотивационная часть.

Учитель. Наш урок хочу начать словами знаменитого американского

                Математика ДьердяПойа (1887-1985):

               « Лучший способ изучить что – либо это открыть самому».

Сегодня мы продолжим работу с десятичными дробями и попытаемся сами сделать открытия, вывести новые правила для работы с десятичными дробями.

Благодаря числам можно доказать все что угодно. Для этого нам предстоит в ходе урока поработать в исследовательской мастерской и узнать много нового.

Этап 2.Актуализация учебного материала.

УВМ 1. (Учебно-воспитательный момент).

Задача: Повторить правила сравнения натуральных чисел; десятичных

               дробей, сложения и вычитания многозначных чисел.

Учащимся предлагаются задания устного характера на повторение пройденного материала.

СУМ: (Содержание учебного материала)

№1. Сравнить   пары чисел, используя правила:

1) 37 и 402;  2) 72 и 81;  3) 153 и 149;  4) 7652 и 190;  5) 5,47 и 5,71;

6) 2,309 и 2,305;    7) 12,45 и 12,403;     8) 4,127 и 4,1359;    9) 2,37 и 3,37.

№2. Выполните сложение, используя правила:

1)3456+7858=;    2)389+7561=;  3)17603+203580;

№3. Выполните вычитание, используя правила:

1)3457-1548=;     2)4082-993=;         3)632401-85683=.

Результат: Правила сравнения натуральных чисел, десятичных  дробей; сложение и вычитание многозначных чисел.

УВМ 2.Постановка проблемы. (Игровые технологии)

Задача:Выявить и сформулировать проблему темы.

Учитель: К нам пришло письмо от клоуна с картой.

18.713.62

P = 42.9

                             «Мудрые пятиклассники!

Я измерил стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7м и 13,62м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает канава. Которую не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 42.9м. Сказал и ушел. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и, причем здесь странное слово «периметр». Помогите мне разобраться».

В письме видно, что измерения проведены в десятичных дробях. Сравнивать десятичные дроби, складывать и вычитать многозначные числа мы умеем.

Давайте сложим следующие числа и попробуем вывести новые правила, а так же обозначим тему нашего урока.

СУМ: Самостоятельно выполните действия с десятичными дробями, записанными на доске:

1)3,4+5,2=;     2)81,34-35,78=;    3)65,8+103,24

Проблемный   учебный диалог.

-Что мы получили в результате сложения первой пары чисел?

- Сколько мнений в классе? (2)

- Почему? (не знаем правило сложения десятичных чисел)

- А вы смогли выполнить действия со 2 и 3 парой чисел? (затрудняемся)

- Почему? Чем они отличаются от первой пары чисел? (тем, что в них выполняется действия с числами с разным количеством знаков после или до запятой)

- Так чего же мы еще не знаем?

- Тогда как сформулируем тему урока? (сложение и вычитание десятичных чисел).

Результат:  Выявленная  проблема, постановка темы урока.

Этап 3.Объяснение нового материала. ( Личностно-ориентированные технологии)

Учитель: Вернемся к нашей проблеме и попробуем найти пути ее решения. Сейчас вам предстоит работа в парах. Подумайте какое правило из тех, что мы повторили, позволит вам складывать или вычитать любые числа, и в том числе десятичные дроби.

УВМ 1.Открытие учащимися новых знаний.

Задача: Вывести правила сложения и вычитание десятичных чисел.

СУМ:1)Сложите числа

1)2,43+4,16=         2)1,7+12,6=     3)72,4+8,5=          4)13,08+2,7=

2)Выполните несколько примеров на вычитание

1)4,16-2,14=        2)12,6-1,7=    3)13.4-4,68=   4)56,78-45,483=

 Вопросы:

- Вспомним правило сложения и вычитание многозначных чисел?

- Таким образом, использовалось поразрядное сложение. Давайте, используя аналогию, сформулируем правило сложения десятичных дробей.  

- Кто  готов сформулировать правило сложения десятичных дробей?

-Кто  готов сформулировать правило вычитания десятичных дробей?

-Молодцы! Оказывается, мы сами без учебника можем выводить правила.            

Результат: Правила сложения и вычитания десятичных дробей.

УВМ 2.Объявляется валео-пауза.

 Упражнение « Вкрути лампочку». Встали прямо, спина ровно. Поднять правую руку, потянуться к « лампочке» и вкрутить ее, опустили руку. Аналогично с левой рукой. Лампочка горит ярко, зажмурить глаза, лампочка погасла, открыть глаза(повторить 2 раза.)

Результат: Снятие напряжения с мышц глаз.

Этап 4. Первичное закрепление знаний и умений. (Технология

саморазвивающего обучения, игровые технологии)

 УВМ 1.

Задача:А теперь вернемся к письму, которое в начале урока мы с вами получили.

СУМ:1)«Мудрые пятиклассники!

Я измерил стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7м и 13,62м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает канава. Которую не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 42.9м. Сказал и ушел. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и, причем здесь странное слово «периметр». Помогите мне разобраться».

             2)На доске записаны примеры, с другой стороны доски, нарисован круг, в каждом секторе число, каждому ответу в примере находим соответствующую букву и составляем слово.

1)0,769+42389=

2)5,8+22,191=

3)95,381+3,219=

4)9,4-7,3=

5)88,252-4,69=

6)11,1-2,8=                          (УМНИЦА)

Результат: Алгоритм сложения и вычитания десятичных чисел.

УВМ 2.Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и

определением личного  уровня знаний.

Задача: Выявить уровень знаний по теме.

Учащиеся выполняют работу через копировальную бумагу. После выполнения работы один экземпляр сдают учителю, а другой оставляют у себя для проверки.

Проверка работы идет по « ключу» через проектор, где  так же указаны уровни

оценивания:

1 уровень-выполнено верно все задания;

2 уровень-допущена одна ошибка;

3 уровень-допущено более двух ошибок.

СУМ:1 вариант.

                       1)6,45+3,23; 2)59,83-37,45; 3)509,36+37,532; 4)176,308-31,895;

                       5)645,32+12,68; 6)339,47-89,301.

2 вариант.

                         1)5,34+4,34; 2)65,72-43,34; 3)514,137+35,755; 4)197,738-53,325;

                       6)402,39+255,61; 6)785,34-535,171.                                                                                            

Результат: Самооценка учащимися результатов своей работы и выявление

                     уровня знаний по теме.

Этап 5. Подведение уроков (Личностно-ориентированные технологии)

УВМ 1.

Задача: Научиться правильно  и разнообразно задавать вопросы по теме.

Дети делятся на 6 групп и на цветных лепестках формулируют по одному оценочному вопросу по теме урока, в которых  первая часть вопроса уже указана, обращаясь к вывешенным в виде таблиц на доске правилам. В итоге на доске вывешивается получившаяся ромашка и каждая группа ребят задает остальным учащимся свой вопрос и оценивает ответ.

СУМ: Допишите формулировку вопроса.

  1. То есть вы говорите, чт. . .? ( положительное числобольшелюбого

                 отрицательного числа)

  1. Если мы правильно поняли, то …? (из двух отрицательных чисел большим считают то…)
  2. Я могу ошибиться, но по-моему вы сказали, что…? ( положительное число больше нуля)
  3. Вы действительно думаете, что …? (отрицательные числаменьшенуля)
  4. Как вы думаете, а из двух отрицательных чисел меньшим будет …?
  5. Что изменилось бы в решении, если бы в условии А(а) и В(в),где а< в изменить на условиеа>в.

Результат:Сформулированы основные вопросы по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел».

Этап 6. Рефлексивно-оценочный

Задача:Оценить  свою работу

На доске высвечивается таблица для оценки работы учащихся

Я УЗНАЛ…

МНЕ БЫЛО ТРУДНО…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

Результат:Оценка деятельности учащихся на уроке.

Дифференцируемое домашнее задание.

Домашнее задание предлагается учащимся выбрать самостоятельно исходя из своего уровня знаний по теме.

1 уровень:№997, №980(к-м);

2 уровень: №996, №980(ж-и);

3 уровень:  №995, №990.

-Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

ЦЕЛЬ: Раскрыть для учащихся содержательную сторону экономических понятий через математические задания.

     В ходе урока  математические задания выступают  как  самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания.

Обобщающий урок в 7 классе по теме
«Степень с натуральным показателем».

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о свойствах степени с натуральным показателем.
  2. Развивать операционно-контрольные умения.
  3. Воспитывать интерес к предмету посредством ознакомления учащихся с экономическими понятиями.

I Организационный момент.

Этап организации урока. Внешняя  и внутренняя готовность учащихся к уроку.

а) приветствие;

б) визуальная проверка готовности учащихся к уроку;

в) информация о теме урока и его цели;

г) запись темы урока в тетрадь учащихся;

д) запись домашнего задания.

II Устная работа с классом.

Обобщение и систематизация свойств степени с натуральным показателем.

Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

На доске помещена таблица с ответами:

а

т

о

в

р

1

34

(-3)7

-32

26

53

2

а2

m3

m5

в4

m

3

34

c4

34в4с4

в3

4

64

8

16

24

32

5

9

15

81

3

27

 

Ребята, свойства степени с натуральным показателем довольно часто применяются при нахождении значений выражений, при преобразованиях выражений. Быстрота вычислений и преобразований, связанных со свойствами степени с натуральным показателем продиктована и введением ЕГЭ.

Итак, сегодня мы повторим и обобщим ваши знания и умения по этой теме. Устно вы должны решить ряд задач и вспомнить словесную группировку свойств и определения степени с натуральным показателем.

? Дайте определение степени с натуральным показателем.

а) Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен а.

аn= a*a*a*a*a…

      n раз

? Что называют степенью, показателем степени, основанием степени?

n -показатель степени

a - основание степени

аn степень

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с экономическими понятиями, а математические задания, которые мы будем сегодня выполнять, будут служить как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания

? Как можно назвать продукт, который изготовили не для того, чтобы потребить его самим, а для того, чтобы продать?

Вы подтвердите правильность выбора ответа, если решите следующие задания и заполните пустые клетки буквами

Т

О

В

А

Р

Задание: Упростите, используя свойства.

1. (-3)2*(-3)5 = (-3)7

2. m8:m3 = m5

3. (3*в*с)4 = 34в4с4

4. (23)2 = 26 = 64

5. 32*34 : 33 = 33 = 27

Одни люди занимаются производством продуктов питания, другие шьют одежду.

Товар – это то, что получается в процессе производства и предлагается для продажи.

III Самостоятельная работа.

 Часть ребят работает по карточкам.

?  В мультфильме «Простоквашино» Кот Матроскин взял корову напрокат у государства. Как называется это явление в экономике?

Свой ответ подтвердите, если выполните задания.

Вычислите:

I вариант.

1.

2.

II вариант.

1.

2.

Аренда – это передача во временное пользование зданий, земли и другой собственности за определённую плату, которая называется арендной платой. Тот, кто взял собственность в аренду, называется арендатором. Кот Матроскин - арендатор.

IV Итог урока.

а) оценка знаний учащихся

б) В ходе фронтальной беседы ещё раз повторить словесную группировку свойств степени с натуральным показателем.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка № 1. «5»

Участник игры «Звездный час» получил в качестве приза целую пачку лотерейных билетов. Он продал эти билеты ученикам своей школы. Как называется деятельность по продаже лотерейных билетов?

Найдите значение выражения:

а) 10*а*в2       при а = 0,2; в = - 0,1;

б) – 2 * х22    при х = - ; у = . 

 

Ответ: Бизнес – это деятельность людей, направленная на получение прибыли. Часто бизнес называют предпренимательством.

Карточка № 2. «4»

Есть такая русская поговорка «Менять шило на мыло». Как называется обмен товара без денег?

Найдите значение выражения:

а) 2+1            при  х =2; 

б) 10 + 6m3       при  m = 0.

Ответ: Бартер.

Карточка № 3. «3»

Все работающие члены общества выплачивают обязательную часть заработанных денег государству. Как называются такие выплаты?

Найдите значение выражения:

а) 33;                 в) (-3)2;

б) 22*23;           г) 56 : 54.

Ответ: Налог –это денежные выплаты, которые получает государство из прибыли предприятий и доходов граждан. Из различных налогов формируется государственный бюджет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...