Урок по теме " Нахождение дроби от числа"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Петрова Ольга Саксиевна

Бинарный урок по математике и истории города Санкт-Петербурга. Третий урок по теме. Проходит в игровой форме. Требует особой предварительной подготовки. Приложение: презентация. Буду рада, если кому-то этот урок пригодится.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме Нахождение дроби от числа 6 класс Учитель математики Петрова О.С. Школа 568 г. Санкт Петербурга 2012

Слайд 2

Устный счет 2 1 3 4

Слайд 3

Чем знаменателен этот год? 2 1 3 4 1 7 0 3

Слайд 5

Задача 1 В каком году началась Северная война между Россией и Швецией? Подсказка: Найди от числа 2380.

Слайд 6

Ответ В 1700 году

Слайд 7

Северная Война (1700-1721) Война между коалицией северных государств и Швецией за прибалтийские земли, закончившаяся поражением Швеции

Слайд 8

Причины войны К концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству , Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз

Слайд 9

В 1701 Пётр I году приказал начать новое наступление на севере. Русские войска под командованием Бориса Шереметева вторглись в Шведскую Ингерманландию ( Ингрию ) и 30 декабря 1701 года одержали свою первую победу в Северной войне в битве при Эрестфере . К осени, 11 октября 1702 года русское войско осадило шведскую крепость Нотебург , расположенную у истока Невы из Ладожского озера, и одержало победу .

Слайд 10

Таким образом к началу 1703 года в руках русских оказалось всё течение Невы. И 27 мая 1703 года Пётр I заложил новый город Санкт-Петербург, ставший портом Московского государства на Балтийском море — так называемым «окном в Европу»

Слайд 11

Задача 2 Сколько лет длилась Северная война? Подсказка: Найди от числа 31,5

Слайд 12

Ответ 21 год

Слайд 13

Разминка

Слайд 14

Положение изменилось в 1709 году, после разгрома армии Карла XII под Полтавой. Стало очевидно: принадлежащие Руси с 9 века земли Невы и побережья Балтики, которые захватила Швеция в 17 веке, навсегда возвращены России. Город стали строить из камня, фундаментально, красиво. Ежегодно на строительство города присылали из всех губерний страны 40 тыс. рабочих. С 1714 года было запрещено каменное строительство в любом городе России кроме Санкт-Петербурга. Запрет был снят только в 1721 году.

Слайд 15

Задача 3 Длина фрегата составляла 0,55 от суммарной длины фрегата и галеры. Вычислите длину каждого судна, если известно, что длина фрегата была больше длины галеры на 6 метров

Слайд 16

Решение Пусть длина фрегата x м, Тогда длина галеры ( x – 6) м Составим уравнение: 0,55(2х -6) = х 1,1х – 3,3 = х 0,1х = 3,3 х = 33 1) 33 – 6 = 27(м) Ответ: 33м, 27м

Слайд 17

Задача 4 В 1725 году в Санкт-Петербурге было 75 тыс. жителей. 70% жителей жили в нем постоянно, а остальные были временными строительными рабочими. Сколько человек жили в Петербурге постоянно и сколько временно в 1725 году?

Слайд 18

Решение 100% - все жители Санкт Петербурга. 1) 70% = 0,7 75 · 0,7 = 52,5(тыс. чел.) жили в городе постоянно 2) 75 – 52,5 = 17,5(тыс. чел.) Ответ: 52,5 тыс. чел. жили постоянно, 17, 5 тыс. чел, -временно.

Слайд 19

Война полностью изменила (в пользу России) соотношение сил на Балтике. Была решена ключевая задача, поставленная Петром I — обеспечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. В устье реки Невы появился новый город – Санкт Петербург.

Слайд 20

Домашнее задание: Повторить п.14 № 529,решить задачу В 1712 году население России обязали собрать деньги для Петербурга, из которых 0,4 израсходовали на изготовление кирпича, а остальные деньги отдали Адмиралтейству на строительство флота. При этом строительство судов стоило 3о тысяч рублей. Какую сумму собрали россияне для Петербурга в 1712 году?

Слайд 21

Спасибо за активную работу на уроку!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 568

Красносельского района Санкт-Петербурга

         

Методическая разработка бинарного урока по  математике и истории города Санкт - Петербурга по теме «Нахождение дроби от числа»

6 класс

Автор урока

учитель математики высшей

квалификационной категории

Петрова Ольга Саксиевна

2012

Введение к уроку

        Данный урок задуман был давно. Материал из истории математики используется мною уже не первый год. Только чаще это происходит во внеурочной работе. Материал подобран специально для класса с пониженными учебными способностями, в котором я сейчас и работаю. По той же причине выбраны и педагогические технологии: игровая, развивающая. Своей целью на уроке я поставила: закрепить знания учащихся по теме «Нахождение дроби от числа», поднять мотивационную планку учащихся, обратить их внимание на город, в котором они живут, разбудить в них гордость за свою причастность к этому славному городу, а также за ответственность всех и каждого в отдельности за сохранность и процветание города  Санкт - Петербурга, что невозможно без образованных и культурных людей.

Бинарный урок (математика + история города) по теме

« Нахождение дроби от числа»

6 класс

Цели урока

Образовательные: 1. закрепить знания по теме Нахождение дроби от числа

2. продолжить решать текстовые задачи с применением правила нахождения дроби от числа

3. углубить изучение истории города Санкт-Петербурга, решая задачи с использованием исторических данных

4. связать математические знания с реальными событиями, усилить межпредметные связи.

Развивающие:

  1. продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся, внимание;
  2. расширять кругозор;
  3. продолжить работать с текстовым материалом;
  4. способствовать формированию умений применять математические знания к решению исторических задач.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию чувства патриотизма путем расширения знаний об истории своей Родины и своего города;
  2. воспитывать потребность в грамотной речи, умение слушать;
  3. формировать умение работы в группе;
  4. воспитывать культуру личности средствами математики и истории города, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

Данный урок  - третий по теме.

Оборудование: раздаточный материал: мультимедиа, «строительный материал» ( параллелепипеды 5х6х7, изготовлены  в 5 классе при изучении темы Прямоугольный параллелепипед), карточки с заданиями.

Слайд 1

Класс разделен на четыре группы за неделю до данного урока (по  5-6 человек). Каждая группа получила задание:

  1. Прочитать в учебнике по истории города  о начале строительства города Санкт-Петербурга,
  2.  подготовить презентации по теме «Петр Первый и Санкт Петербург»,
  3. выучить  правила нахождения дроби, части и процента от числа

Организационный момент

 Учитель: Сегодня на уроке мы повторим правило нахождения дроби от числа. Будем решать задачи, но не простые, а особенные. Задачи  о городе Санкт Петербурге.  

Презентация слайды 2-3

Устный счет: 

Решить примеры и записать ответы в таблицу

  1.     -  8

  1.     -

  1.  

2

1

3

4

1

7

0

3

1703 год. Чем знаменателен этот год?  В 1703 году в устье реки Невы был заложен город Санкт Петербург.

                Слайды 4-6

Учитель:  И сегодня наш город считается самым красивым городом

 в России и в мире. Наша задача сделать так, чтобы город становил-

ся только краше, ведь нам в нем жить.  

Сегодня вы будете строителями,  вам необходимо будет как можно больше заработать «кирпичиков» для строительства дома.  «Кирпичи» можно заработать, решив задачи по теме «Нахождение дроби от числа».

 На экране появляется первая задача (слайд 8). Ученик из первой «бригады», решившей верно задачу  получает 3 кирпича (очка),  вторая – 2, третья – 1, четвертая не получает ничего.  Затем вторая задача (слайд 10).

После второй задачи провести небольшую разминку (Видео).

Учитель: По какому правилу мы смогли быстро ответить на вопросы первой и второй задачи? Учащиеся несколько раз повторяют правило нахождения дроби от числа.

На экране появляется третья задача (слайд13), учитель ждет, когда третья по счету команда закончит решать эту задачу, просит кого-нибудь записать решение на доске. Для сравнения показывает свое решение на экране.

Учитель: По какому правилу можно найти процент от числа?

На экране появляется четвертая задача (слайд 15).

После разбора 4 задачи, подведение итогов соревнования: у какой бригады в конце урока оказывается наибольшее число кирпичей, та бригада и победила.

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание:

Повторить п.14 № 529, решить задачу:

В 1712 году население России обязали собрать деньги для Петербурга, из которых 0,4 израсходовали на изготовление кирпича, а остальные деньги отдали Адмиралтейству на строительство флота. При этом строительство судов стоило 3о тысяч рублей. Какую сумму собрали россияне для Петербурга в 1712 году?( на листе)

Задачи на урок

задачи

Текст задачи

ответ

1

В каком году началась Северная война между Россией и Швецией? Подсказка: Найди  от числа 2380

1700 год

2

Сколько лет длилась Северная война? Подсказка: Найди  от числа 31,5

21 год

3

Длина фрегата составляла 0,55 от суммарной длины фрегата и галеры. Вычислите длину каждого судна, если известно, что длина фрегата была больше длины галеры на 6 метров.

Пусть длина фрегата x м,

        Тогда длина галеры  (x – 6)м

        Составим уравнение:

        0,55(2х -6) = х

        1,1х – 3,3 = х

        0,1х = 3,3

        х = 33

1) 33 – 6 = 27(м)

        Ответ: 33м, 27м

4

В 1725 году в Санкт-Петербурге было 75 тыс. жителей.  70% жителей  жили в нем постоянно, а остальные были временными строительными рабочими.  Сколько человек жило в Петербурге постоянно и сколько временно в 1725 году?

100% - все жители Санкт Петербурга.

1) 70% = 0,7

75 · 0,7 = 52,5(тыс. чел.) жили в городе постоянно

2) 75 – 52,5 = 17,5(тыс. чел.)

Ответ: 52,5 тыс. чел. жили постоянно,

                     17, 5 тыс. чел. - временно.

        

Ход  урока

этапа урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Организационная часть

Распределяет, по группам, объявляет тему  и форму урока

Ученики выбирают бригадира,

Слушают тему урока

Целеполагание

Планирование

Учебного сотрудничества

Решение конфликта

2

Устный счет

Дает  задание, следит за объективностью выполнения

Устно решают примеры самостоятельно и в группе

Моделирование

Коррекция

Управление поведением партнеров

3

Исторический экскурс

Дополняет рассказ учеников

Дети рассказывают, что узнали о начале строительства Санкт-Петербурга

Смысловое чтение

Управление поведением

наблюдение

коррекция

4

Задача 1

Наблюдает,

Решают в группах, объясняют своим одногруп-пникам

Смысловое чтение, применение знаний, формулировка проблемы

5

Объяснение задачи 1

Наблюдает, поправляет,

Наблюдают, сравнивают решения, исправляю ошибки

Рефлексия, коррекция

Постановка вопросов

Устная речь

6

Задача 2

Направляет

Решают в группах, объясняют своим одногруп-пникам

Смысловое чтение, применение знаний, формулировка проблемы

7

Объяснение задачи 2

Наблюдает, поправляет

Наблюдают, сравнивают решения, исправляют ошибки

Рефлексия, коррекция

Постановка вопросов

оценка

8

Физкультминутка

Двигаются под музыку, разминают руки и шею

Изменение позы, эмоциональный заряд

9

Задача 3

Направляет

Решают в группах, объясняют своим одногруп-

пникам, разбирают задачу у доски

формулировка проблемы

Рефлексия, коррекция

10

Объяснение задачи 3

Наблюдает, поправляет

Наблюдают, сравнивают решения, исправляют ошибки

Рефлексия, коррекция

Постановка вопросов

оценка

11

Задача 4

Наблюдает, корректирует, разбирает другие способы решения задач

Решают задачу самостоятельно, ищут разные способы

Рефлексия, коррекция

Постановка вопросов

Устная речь

12

Объяснение задачи 4

Наблюдает, поправляет

Наблюдают, сравнивают решения, исправляют ошибки

Рефлексия, коррекция

Постановка вопросов

оценка

13

Подведение итогов соревнования

Объявляет команду-победителя, объясняет, почему команда выиграла

Подсчет «кирпичей»

Рефлексия

Нравственно-эстетическое оценивание

14

Подведение итогов урока

Объявляет результаты усвоения темы урока, определяет задачи на ближайшие уроки, оценивает деятельность учеников, нацеливает на предстоящую контрольную работу, задает домашнее задание

Определяют свои проблемы,

Записывают домашнее задание

Рефлексия деятельности

Структурирование знаний

Оценивание своей деятельности

Используемая литература:

  1. Виленкин Н.Я. и другие, учебник Математика М.:ЭКЗАМЕН, 2009 год.
  2. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики, М. «Педагогика-ПРЕСС», 1994
  3. Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6 класс. СПб., Издательский дом «Книжный мир», 2003.
  4. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб: СМИО Пресс, 2001
  5. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Нахождение дроби от числа" (УУД)

Урок в 6 классе по теме "Нахождение дроби от числа" (УУД)...

Открытый урок на тему: "Нахождение дроби от числа" (для 6-х классов)

Открытый урок на тему: "Нахождение дроби от числа"...

Тесты по теме "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

Тесты по математике для 6 класса выполнены с использованием табличного редактора Excel...

Тесты по теме "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

Иетерактивные тесты по теме "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби""...

Открытый урока по теме: "Нахождение дроби от числа"

Открытый урок по математике 6 класс...

Урок по теме "Нахождение дроби от числа"

использую здоровьесберегающие технологии...