Из опыта преподавания математики в учителей МБОУ «Лицей №2» г. Дзержинский Московской обл. Айвазовой А.И. и Селивановой О.А.
статья по алгебре на тему

Айвазова Аида Исмаиловна

Материал предназначен для учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_prepodavaniya_matematiki_v_uchiteley_mbou.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта преподавания математики в учителей МБОУ «Лицей №2»   г. Дзержинский Московской обл. Айвазовой А.И. и Селивановой О.А.

При подготовке к уроку каждый учитель пользуется большим количеством методической литературы, отбирая наиболее интересный дополнительный материал, позволяющий сделать урок занимательнее и эффективнее. Это связано в первую очередь с тем, что возникновение у учащихся интереса к математике во многом зависит от методики ее преподавания.

Добиться от учащихся глубокого и осознанного овладения большим количеством математических понятий нелегко, если придерживаться только академического стиля строгих определений. Результаты надежны только тогда, когда введение в область математических знаний совершается в доступной и приятной форме, на примерах повседневной обстановки, подобранных и изложенных с надлежащим остроумием.

Особенно актуально это для учащихся 5-х классов, когда устойчивые интересы и Склонности к тому или иному предмету еще только формируются, а вопросы создания положительной мотивации к обучению приобретают особое значение. Выделяют несколько мотивов, побуждающих учиться:

-принуждение (поддерживаемое страхом наказания и соблазном награды);

-сознательность;

-интерес к предмету.

Последний стимул, как правило, является самым действенным. Следовательно, именно его желательно развивать самыми разнообразными способами, включающими в себя необычные методические приемы обучения и формы проведения уроков, новизну содержания материала и посильную сложность заданий, а также положительный эмоциональный   настрой урока. Возрастные особенности учащихся 5-го класса требуют включения работы различных органов чувств, а значит, разнообразия видов деятельности учащихся на уроке. Поэтому в числе различных приемов обучения важная роль отводится игровым формам получения знаний.

Существуют следующие подходы для создания игровой ситуации на уроке:

-занимательные задачи;

-проблемные ситуации;

-практические задачи.

Одним из способов комплексной реализации данных подходов является использование на уроках оригинальных задач, подборка которых по темам «Обыкновенные дроби» и «Проценты» представлена в этой статье.

Надо отметить, что предлагаемая подборка является скорее «подсобным» рабочим материалом для творчества. В виду этого, рассмотрим цели и методику использования этих задач в двух аспектах.

  1. Основной целью использования данных задач является усиление мотивационной составляющей урока, снижение утомляемости учеников, создание определенного эмоционального настроя и, как следствие, активизация учебной деятельности учащихся.

Легкий юмор преамбулы, неожиданность ситуации или развязки, доставляемой решением задачи, усиливают собственную эстетику математики, а значит способствуют быстрому запечатлению в сознании учащихся  как условия задачи, так и методов ее решения. Это особенно важно при использовании данных задач, большинство из которых предполагает осуществление цепочных вычислений, для развития навыков устного счета.

Однако, роль этих задач не ограничивается поддержанием умения считать, они - хороший инструмент для развития оперативной памяти детей, тренировки внимания. В виду того, что подборка задач осуществлена таким образом, что включает в себя проверку всех основных знаний и умений по данным темам, она может быть использована в качестве математических диктантов.

2. Наряду с учебными,  данные задачи выполняют также очень важные воспитательные функции. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что настоящая подборка может служить творческим импульсом к самостоятельному составлению учителем подобных задач. Каждый учитель знает, сколько проблемных ситуаций возникает в детском коллективе и как трудно порой бывает их разрешить. В предлагаемых задачах все действующие лица - это реальные учащиеся 5-го класса одной из школ г. Ижевска, почти все события, описываемые в задачах - реальные события, произошедшие с ними в этом учебном году. Опыт показывает, что составление и включение подобных задач в урок делает воспитательный процесс более результативным, чем бесконечные замечания и рафинированные нотации.

Очевидно, что привлечение реальных ситуаций в качестве сюжета задач повышает эмоциональный настрой урока, создает теплоту взаимоотношений между учителем и учениками, что способствует улучшению учебного и воспитательного процесса.

Обыкновенные дроби

  1. У Никиты было 24 фломастера. 3/8 всех фломастеров он отдал Алине, 10 фломастеров подарил Кате, остальные вручил Эльвире. Кто из девочек нравится Никите больше?
  2. Настя разговаривала по телефону 1 час. 2/3 этого времени она обсуждала с Машей новый фильм, 5 мин. Выясняла у Кирилла какие завтра уроки, 15 мин. Читала Тане ее гороскоп, потом позвонила Антону. О чем говорила Настя с Антоном?
  3. Рост Маши составляет 1м. 50см. Рост Ксюши-9/10 роста Маши, рост Тани составляет 1м.45см. Кто выше Ксюша или Таня?
  4. Мама дала Илье 45 руб. 4/9 этих денег Илья потратил на «Орбит» , 15 руб. у него отобрали Антон с Артемом, 3 руб. он потерял. Будет ли ругать Илью мама, если она просила купить две буханки хлеба по 6 руб.?
  5. 2/13 всех ребят нашего класса слушают только группу «Король и шут», 5/13 поклонники исключительно «Руки вверх», 6/13 кроме «Hi-Fi» ничего не признают. Сколько человек из нашего класса могли бы пойти на концерт Алсу?
  6. На день рождения к Маше 2/7 всех гостей пришли без приглашения, 1/7 гостей явилась без подарков, с остальными 8 ребятами Маша дружит до сих пор. Сколько ребят было у Маши в гостях?
  7. 7/15 всех мальчиков нашего класса вчера ушли с урока истории, все 15 девочек обсуждали это целый день. Сколько учеников вызовут в кабинет директора, если всего в классе 30 учеников?
  8. 3/10 всех замечаний в школе Денис получает из-за своего внешнего вида, 2/5 замечаний приходится на опоздания, 1/5 замечаний Денис получает за поведение, остальные за неподготовку к урокам. За что чаще всего ругают Дениса?
  9. На контрольной по математике Иван 2/5 урока штрихом закрашивал свои двойки в дневнике, 1/5 урока искал ручку, 10 мин  точил карандаш, 5 мин читал условия задач. Успел ли Иван за оставшееся время списать решение у Данила?
  10. На проверку классному руководителю сдали дневники 5/6 всех ребят нашего класса.Скольким родителям будет звонить классный руководитель вечером, если в классе 30 учеников?
  11. В 20.00 Артем сел учить уроки. На приготовление 3/5 домашнего задания у него ушел 1 час. Будет ли Артем обсуждать завтра с ребятами фильм «Блэйд», который начинается в 21.45, если он выполнил все задание полностью?
  12. Во время уборки 3/10 всех парт вымыла Юля, 1/5 - Маша, половину всех парт вымыли Данил с Вовой. Сколько парт вымыл Илья?

Проценты

  1. 28% всех учеников нашего класса занимаются футболом, 22% ребят ходят за них болеть. Сколько человек было вчера на дополнительных занятиях, если вчера был футбольный матч, а всего в классе 30 учеников?
  2. Кирилл продал свои учебники за 120 руб. 25% этих денег он потратил в компьютерном зале, 7/9 оставшихся денег ушли на покупку нового диска, Пойдет ли Маша с Кириллом в кино на фильм «Матрица», если билет стоит 30 руб.?
  3. Шести девочкам нашего класса нравится Дима Сычев, остальным десяти Александр Губин. На сколько процентов популярность футбола меньше популярности эстрады среди девочек в нашем классе?
  4. Вчера произошла драка между Антоном и Кириллом. 45% всех ударов досталось Кириллу, 26% ударов получил Артем, который их разнимал, остальные получил Антон. На кого из ребят сегодня больнее всего смотреть?
  5. Вчера у Ивана был день рождения . Он принес в школу 40 конфет. До уроков вместе с Ильей он съел 30% всех конфет, остальные конфеты он раздал ребятам. Сколько человек сегодня не разговаривает с Иваном , если в классе 30 учеников?
  6. За полурока я сделала 25 замечаний. 20% всех замечаний получил Денис, 8 замечаний - Иван, 1/5 всех замечаний - Кирилл, остальные - Антон, отвлекающий Ксюшу. Кто из ребят оставшиеся полурока простоит в углу?
  7. 75% всех цветов, которые на лето брала Маша домой, были возвращены в сентябре в кабинет. Сколько цветов съел Машин кот, если всего она брала 8 цветов?
  8. На школьной олимпиаде по математике Юля решила 70% всех заданий, Ира справилась с 9/10 всех заданий, а Павел решил 4/5 заданий. Кто из ребят примет участие в городской олимпиаде по математике?
  9. 30% ребят из 30 учеников нашего класса не справились с контрольной работой. Сколько ребят должны остаться сегодня на дополнительные занятия, если один из учеников, получивших двойку, заболел?
  10. 40% мальчиков нашего класса весь урок не сводят глаз с Маши, 2/5 девочек мечтательно глядят на Антона. На внимание скольких человек может рассчитывать учитель, если в классе 30 человек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из опыта преподавания математики в 6 классе"

"Из опыта преподавания математики в 6 классе"Адаптация педагогической технологии Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович, Ю.А.Глазкова, Г.Г.Левитаса для комплектов средств обучения Н.Я.Виленкина, А.С.Чеснокова, С.И...

«Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ"

В данной работе представлена  система подготовки учащихся к сдаче экзаменов, которая включает в себя несколько направлений: создание банка тестовых заданий, освоение тестовых технологий, повышени...

Как повысить вычислительную культуру учащихся по подготовке их к ЕГЭ (Из опыта преподавания математики).

 Задачи первой части ЕГЭ на первый взгляд кажутся настолько простыми, что никакая подготовка к решению таких задач в старших классах школы не требуется. Однако результаты ЕГЭ показывают, ч...

Consolidation урок24 5класс Форвард разработан учителем МБОУ Лицей №1 им.А.П.Г.ужвина г.Камызяк.

Урок повторения и обобщения знаний за 1 четверть по учебнику 5 класса Форвард с презентацией. Это полностью авторская разработка учителя МБОУ Лицей№1 им.А.П.Гужвинаг.Камызяк Егоровой В.С....

Сценарий праздника, посвященного 55-летнему юбилею МБОУ «Лицей №2» г.Дзержинский МО

Данная разработка представляет собой сценарий празднования 55-летия лицеяЦель: празднование юбилея школы, популяризация роли лицея в жизни общества.Задачи:1.Воспитание уважения и любви к школе - малой...

План работы центра консалтинговой поддержки по промежуточной и государственной итоговой аттестации по математике на базе МБОУ «Лицей №83 – Центр образования» Приволжского района города Казани

Название проектаПлан работы центра консалтинговой поддержки по промежуточной и государственной итоговой аттестации по математике на базе МБОУ «Лицей №83 – Центр образования» Приволжс...