Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Петяйкиной Е.И., учителя МОУ "Лицей № 26"
опыты и эксперименты на тему

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Я работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении истории».

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития обучащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи придерживаются этой точки зрения. Среди большого числа инноваций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно - ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании  лежит,   прежде всего, индивидуальность  каждого ребёнка, его развития как индивида.

С первых же дней моей работы в школе как учителя истории, я ставила перед собой следующие задачи: заинтересовать учеников своим предметом, прививать подрастающему поколению любовь к Родине, гордость за свой народ.

Актуальность и перспективность опыта

В последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Такая популярность обусловлена не модой,  а рядом объективных причин:

1.   Динамическое развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

2.   Психологи отмечают, что нынешним обучающимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь, требует от педагогов применение новых подходов, методов во взаимодействии с обучающимися.

3.   Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности, то есть отношения должны строиться на истинном уважении личности обучающегося, уважении его достоинства и т.д.

Из вышеизложенного следует что:

     1. обучающийся должен занимать субъектную позицию в образовательном процессе (т.е. осознать значимость знаний именно для него);

     2. обучающийся должен быть способен выполнить основные субъектные функции;

    3. обучающийся должен хотеть быть субъектом (т.е. быть самостоятельным, ценить самостоятельность).

Концептуальность опыта

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Возникает необходимость обращения к имеющимся концепциям содержания для того, чтобы определить их соответствие целям личностно - ориентированного образования.

Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно – ориентированной образовательной парадигмы.

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

- формирование и развитие мышления;

- учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

- адаптация учебного процесса к особенностям групп обучающихся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.

В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы. Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков (например, проводить дискуссии, уроки-путешествия) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.

Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, так как одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости.

Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.

Наличие теоретической базы опыта

Я работаю в школе 2 года. Целью своей педагогической деятельности считаю распространение среди обучающихся гражданских ценностей, повышение правовой и политической культуры, воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой родине, создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

В своей работе я стараюсь это осуществить, используя различные методы и формы организации учебной деятельности; приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного Отечества. На уроках истории, я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России. Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться. Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»

Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

Довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события. Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика. ИКТ облегчают и актуализируют познавательную и творческую деятельность обучающихся.

Ведущая  педагогическая  идея

Ведущая педагогическая идея – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:

а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);

в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;

д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

е) педагогическое сотрудничество;

Внедрение личностно-ориентированного подхода в обучении меняет тип взаимодействия «учитель — ученик». От командного стиля преподаватель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, мышление ученика направлено на результат. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся.

Оптимальность и эффективность средств

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Способности у всех детей разные. Задача учителя – видеть их и помочь им раскрыться. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

  • Личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание неповторимости, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
  • Дифференцированному обучению;  учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта индивидуальности каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;
  • Проблемно-поисковому методу обучения, который  способствует обобщению ранее приобретенных знаний, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности;
  • Компьютерным технологиям, повышающим уровень учебной мотивации, компьютерной грамотности; развивающим навыки самостоятельного поиска информации. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание обучающихся.

Результативность опыта.

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки обучающихся, развивает творческие способности детей. Обучающиеся участвуют в школьных, муниципальных, республиканских, всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Всероссийская олимпиада школьников по истории и обществознанию:

Муниципальный этап

№ п/п

Учебные годы

Класс

Фамилия, имя победителя/призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию

1

2013-2014

8

Яськин Дмитрий (история; победитель)

2

2014-2015

7

Юткина Алина (история; призер)

3

2015-2016

8

Юткина Алина (история; призер)

Гаранина Алёна (обществознание; призер)

Особой любовью у детей пользуются дистанционные викторины, олимпиады и конкурсы, такие как: «Мир знаний», «Золотое руно» и т.д., участвуя в которых, ученики ежегодно показывают хорошие результаты. Такие конкурсы расширяют кругозор обучающихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

Уровень успеваемости в классах составляет 100%; процент качества колеблется от 50% до 100%.

Позитивные результаты обучения истории были получены по результатам муниципального мониторинга в седьмых классах.

Итоги муниципального мониторинга по истории

(2015-2016 учебный год)

Класс

Обученность

Качество знаний

Средний балл

100%

64%

3,7

100%

53%

3,6

Возможность тиражирования.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия. Выступаю с докладами и сообщениями на заседании школьного объединения учителей истории и обществознания, семинарах и конференциях.

На уровне школы:

  • Доклад: «Гражданско-патриотическое образование и воспитание как источник повышения качества учебно-воспитательного процесса».
  • Доклад: «Формирование исторической эмпатии на школьных уроках».
  • Доклад «Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории».
  • Доклад «Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках истории».
  • Доклад: «Использование современных технологий как один из путей формирование интеллектуальной и творческой личности»
  • Доклад «Внеклассная работа по истории как средство развития творческих способностей учащихся».

На муниципальном уровне:

  • Участие в научно-методическом десанте учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений г.о. Саранск «Научно-методическое сопровождение учащихся в условиях реализации ФГОС»
  • Участие в авторском семинаре-совещании по теме: «Формирование метапредметных умений как инструмент реализации требований ФГОС при преподавании общественно-научных предметов по УМК издательства «Академкнига/Учебник»
  • Участие в городском научно-методическом вебинаре «Актуальные проблемы новейшей истории: теория и практика»
  • Участие в семинаре «Школа учителя предпринимательства»

Проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия:

2013 – 2014  учебный год:

  • Открытый урок «Борьба Руси с западными завоевателями», 6Б класс.
  • Внеклассное мероприятие «Город мужества и славы», посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда, 6А класс

2014 – 2015 учебный год:

  • Урок-путешествие «Древний Восток», 5Б класс.
  • Литературно-музыкальная композиция «Подвиг, вошедший в века», посвященная 70-летию Великой Победы, 5Б класс

2015 -2016        учебный год:

  • Открытый урок «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс», 8К класс
  • Внеклассное мероприятие «Нюрнбергский процесс. Суд народов», 8К класс. 

С публикациями о представленном собственном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте http://nsportal.ru/petyaikina-elena.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой этап художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск Мокшиной Елизаветы Валериановны

Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики». Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Карповой Т.Н., учителя русского языка и литературы, мордовского языка и литературы.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по  пунктам:1.Актуальность и перспективность опыта.2.Концептуальность.3.Наличие теоретической базы.4. Ведущая педагогичес...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Винокуровой Марфы Петровны, учителя английского языка МОБУ «Центр образования»

Сегодня лингвострановедческий аспект образования превращается из вспомогательного фактора в один из базовых и приоритетных.Использование ЛСА способствует формированию мотивации учения, что в условиях ...