Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Винокуровой Марфы Петровны, учителя английского языка МОБУ «Центр образования»
статья по английскому языку

Винокурова Марфа Петровна

Сегодня лингвострановедческий аспект образования превращается из вспомогательного фактора в один из базовых и приоритетных.

Использование ЛСА способствует формированию мотивации учения, что в условиях школьного обучения важно, т.к. само иноязычное общение не подкреплено языковой средой. Важнейший мотивационный стимул изучения иностранного языка является стремлением к расширению своего общего кругозора. Следовательно, в школе учебный предмет английского языка является средством приобщения учащихся к духовной культуре других народов.

В практическом плане ЛСА направлен на реализацию конечных целей обучения иностранному языку, а именно, на обучение общению. Подготовить же учащихся к иноязычному общению, сформировать коммуникативную способность без привития им норм адекватного речевого поведения и в отрыве от знаний невозможно. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с разработкой ЛСА в обучении иностранному языку в средней школе.

Я работаю над методической проблемой «Лингвострановедческий аспект обучения английскому языку».       

Пользуясь дополнительным материалом по страноведению, нестандартными формами проведения уроков, мы повышаем интерес к предмету способствуем лучшему усвоению программного материала. А изучающий язык остается носителем своей собственной культуры, однако его фоновые знания обогащаются, приобретенные элементы культуры страны изучаемого языка; тем самым как личность он становится в какой-то мере носителем мировой культуры и начинает лучше понимать и ценить собственную культуру.

 

Д      Для повышения уровня лингвострановедческой компетенции целесообразно внедрение дополнительно материала по страноведению, проведение познавательных викторин, классных часов, которые не только расширят кругозор знаний каждого учащегося, но и повысят мотивацию в обучении английского языка. Потому-то и стало востребованным проводить предметные недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Винокуровой Марфы Петровны, учителя английского языка МОБУ «Центр образования»

Лингвострановедческий аспект обучения английскому языку

 Актуальность и перспективность опыта

В последние годы мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового социокультурного пространства. В этой ситуации меняется характер социализации молодого поколения. Перед системой образования встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. Поэтому значимость изучения иностранного языка возрастает, возрастает потребность в овладении иностранным языком как средством общения.

Сегодня лингвострановедческий аспект образования превращается из вспомогательного фактора в один из базовых и приоритетных.

Использование ЛСА способствует формированию мотивации учения, что в условиях школьного обучения важно, т.к. само иноязычное общение не подкреплено языковой средой. Важнейший мотивационный стимул изучения иностранного языка является стремлением к расширению своего общего кругозора. Следовательно, в школе учебный предмет английского языка является средством приобщения учащихся к духовной культуре других народов.

В практическом плане ЛСА направлен на реализацию конечных целей обучения иностранному языку, а именно, на обучение общению. Подготовить же учащихся к иноязычному общению, сформировать коммуникативную способность без привития им норм адекватного речевого поведения и в отрыве от знаний невозможно. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с разработкой ЛСА в обучении иностранному языку в средней школе.

Я работаю над методической проблемой «Лингвострановедческий аспект обучения английскому языку».

Теоретическая база опыта

Основной в решении моей методической проблемы послужили трудыотечественных основоположников лингвострановедения Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова, Г. Д. Томахина, Р. К. Миньяр-Белоручева, которые считают, что основной целью лингвострановедения является изучение языка с одновременным соизучением культуры страны изучаемого языка в том виде, как она опосредована языком.

Положение о необходимости изучения иностранного языка в неразрывной связи с культурой народа - носителя данного языка уже давно воспринимается в методике обучения языкам как аксиома.

В теоретическом плане работа показала, что современное преподавание иностранного языка невозможно без привития учащимся иноязычной культуры. Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранному языку с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.

В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка.

Основной целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствуя желанию участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности.

Обучение иноязычной культуре включает в себя следующие немаловажные задачи, которые учитель должен знать и, которым должен следовать во время отбора лингвострановедческого материала:

1) выяснить, какие реалии культуры соответствуют целям изучения ИЯ;

2) определить минимальный объем лингвострановедческого материала;

3) отобрать соответствующий поставленным целям материал;

4) формировать у учащихся навыки работы с лингвострановедческим материалом;

5) вызвать мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.

Основной целью лингвострановедения является изучение языка с одновременным соизучением культуры страны изучаемого языка в том виде, как она опосредована языком. Весь учебный процесс выступает как процесс последовательного решения цепочки задач, соотносящихся с целями.         

На современном этапе ученик должен владеть иностранным языком как средством межкультурной коммуникации, что предполагает необходимость формирования у него лингвострановедческой компетенции.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание на уроках английского языка условий для активного участия учащихся в творческой деятельности, используя разнообразные методы и приемы, технологии развития коммуникативных способностей школьников. Я глубоко убеждена, что использование коммуникативно - ориентированных технологий повышает мотивацию учащихся, прививает учащимся интерес к изучению английского языка, приобщает учащихся к культуре стран изучаемого языка и приведет к лучшему осознанию культуры своей собственной страны.

Используемые педагогические технологии

Учитывая, что школа для многих - это единственная возможность для развития и воспитания, уроки английского языка направлены на формирование позитивного отношения к культуре англоязычных стран через реализацию индивидуального подхода к обучению, использование современных педагогических технологий, вовлечение ребят в творческую деятельность.

Только создавая ситуацию успеха на своих уроках, я привлекаю внимание к предмету учащихся, имеющих различный уровень знания и владения английским языком. Даже их малейшее стремление улучшить свои результаты обязательно заслуживает моего поощрения. 

Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать.

В своей педагогической деятельности широко использую технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности.  Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

        Применение инновационных технологий обучения  на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению английского языка.  Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности детей.

Думаю, что и моя работа с учащимися по развитию личностного потенциала помогает ученикам стать успешными в жизни, а также является мощным трамплином для самореализации.  

Выводы

В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус иностранного языка как учебного предмета.

Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость усиления грамматических аспектов изучения языка. В данный момент ведется поиск реального выхода на иную культуру и ее носителей, что особенно актуально в наши дни.

В теоретическом плане работа показала, что современное преподавание иностранного языка невозможно без привития учащимся иноязычной культуры. Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранному языку с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.

В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка.

         Пользуясь дополнительным материалом по страноведению, нестандартными формами проведения уроков, мы повышаем интерес к предмету способствуем лучшему усвоению программного материала. А изучающий язык остается носителем своей собственной культуры, однако его фоновые знания обогащаются, приобретенные элементы культуры страны изучаемого языка; тем самым как личность он становится в какой-то мере носителем мировой культуры и начинает лучше понимать и ценить собственную культуру.

Я считаю, что в современной школе необходимо преподавание иностранного языка в неразрывной связи с национальной культурой. Иноязычная культура, содержащая в себе социокультурные факторы, способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а также более осознанному изучению иностранному языку.

Для стимулирования интереса учащихся к изучению английского языка немаловажную роль играет проведение внеклассных мероприятий, которые будут доступны и интересны. Они являются одним из эффективных способов решению многих проблем обучения. Подготовка к такому мероприятию дает возможность более тесно общаться вне урока, выявить активность и любознательность школьников. Именно во внеурочном общении можно намного лучше раскрыть  личность учащегося, его способности и таланты. Для повышения уровня лингвострановедческой компетенции целесообразно внедрение дополнительно материала по страноведению, проведение познавательных викторин, классных часов, которые не только расширят кругозор знаний каждого учащегося, но и повысят мотивацию в обучении английского языка. Потому-то и стало востребованным проводить предметные недели.

Каждый год наши учащиеся активно участвуют на разного уровня Интернет-олимпиадах по английскому языку и занимают там призовые места. При отборе участников огромную роль играют внутришкольные олимпиады, проводимые в рамках предметной Недели. Таким образом, можно сделать заключение, что внеклассные мероприятия побуждают учащихся познавать культуру, язык другого народа. У учащихся возрастает мотивация и интерес к овладению навыками английского языка, и школьники открывают в себе новые возможности использования полученных знаний.

Анализ результативности опыта

Использование ЛСА на уроках английского языка способствовало:

  1. положительной динамике результатов по предмету и повышению процента качества знаний обучающихся;
  2. увеличению интереса к английскому языку;
  3. усилению коммуникативно-познавательной мотивации обучающихся;
  4. расширению общекультурного кругозора у обучающихся;
  5. активности и инициативе обучающихся на уроках;
  6. потребности в получении знаний и во владении умениями и навыками по английскому языку;
  7. участию обучающихся в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня по английскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Карповой Т.Н., учителя русского языка и литературы, мордовского языка и литературы.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по  пунктам:1.Актуальность и перспективность опыта.2.Концептуальность.3.Наличие теоретической базы.4. Ведущая педагогичес...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск»» Борисовой Янины Борисовны

Поэты и писатели многие столетия воспевали и преумножали богатство русского языка, боролись за его чистоту. Но в настоящее время современные лингвисты все чаще говорят о том, что доступность, широкое ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.

На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....