Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения стереометрии через реализацию одного из принципов обучения – наглядности.

Скачать:


Подписи к слайдам:

В декабре 2011 года, в рамках месячника математики, в 10-Б классе был проведен открытый урок по теме «Решение задач на построение сечений и вычисление их площадей».Цель урока: повторить методы построения сечений и использовать их при решении задач. Этот урок был заключительным по этой теме, ему предшествовала большая работа по построению сечений. Тема сложная, и очень хотелось, чтобы учащиеся ее освоили. К заключительному уроку все подготовили презентации задачи на построение сечения, которую и представили на уроке. Ниже представлены работы учащихся 10-Б класса.
Сечения многогранников
Марданов Тимур
Сечение
1.
2.
4.
3.
Методы построения сечений
При построении сечений используются :Аксиома о пересечении плоскостей.Теорема о линиях пересечения двух параллельных плоскостей третьей.Метод следов.Параллельное проектирование.Центральное проектирование.Внутреннее проектирование.
Методы построения сечений
Аксиома о пересечении плоскостей.
Теорема о линиях пересечения двух параллельных плоскостей третьей.
Если две точки принадлежат как плоскости сечения, так и одной из граней многогранника, то прямая проходящая через них – линия пересечения плоскостей сечения и грани многогранника.
Линии пересечения двух параллельных плоскостей третьей параллельны
P
Q
P,Q – точки сечения, значит прямая PQ тоже.
P
Q
Так как противоположные грани кубы параллельны, то через точку L можно провести прямую параллельно PQ
L
Методы построения сечений
Метод следов.
Проектирование
Продолжаем прямую сечения до пересечения с гранью для получения следа секущей плоскости, который принадлежит и сечению, и грани многогранника.
Проецируем точки сечения на основание с помощью параллельного или центрального проектирования. Прямая проходящая через пересечения прямых точек сечения и прямых проекций этих точек – след секущей плоскости.
B
A
D
R
C
P
Q
C
B
A
Проекции точек
Точки пересечения прямых
След секущей плоскости
Сечение многогранника
B
A
C
S
H
G
F
E
X
Дано:K,L,MK€(ABC)L€(ABC)M€(ASC)
Построение:1)KL2)KL пересекает ACВ точке X3)XMЕдинственность решения вытекает из аксиомы плоскости
K
L
M
Условие.Пример 2,6
Построить сечение пирамиды SABCD плоскостью а ,проходящей через точки K и L параллельно ребру SB, где K ,L Э (ABC)
Дано:
1)SABC-пирамида.2)K,L принадлежат плоскости ABC
Решение
1)KL-след секущей плоскости грани ABCD.2)KL пересекает DC=P23)KL пересекает AB =P14)т.к SB параллельна а,то линия пересечения а и ASB параллельна SB.5)через P1 строим прямую || SB6)построенная прямая пересекает AS в точке P47)KL пересекает BD=X
8)BSD проходит через прямую || а => линия пересечения этих плоскостей ||SB9)строим прямую через X || SB-линию пересечения плоскостей а и BSD10)эта прямая пересекает SD =P311)P2P4
Власов Павел 10б
Постройте сечения многогранников плоскостью, проходящей через точку Р параллельно плоскости DEB
ПОСТРОЕНИЕ
1)В плоскости (DSB) через точку Р проведём прямую параллельную DOB2)В плоскости (DSC) построим прямую Р1Р2 параллельную прямой DE 3) Соединим точки Р3Р2 4)методом следов выведем прямую Р1Р2 на плоскость DCB ,получим точку Х 5) Через точку Х проведём прямую параллельную DB.6)Сечение Р1Р2Р3Р4Р5
Пример 2.9
Курзенева Наталия
Дано:SABCDAC∩BD=OSO-высотаP€SOплоскость (BDE)Построить: сечение, параллельное (BDE)Построение:EOE1L║EOE1L∩AC=XX€FMFM║BDE1B1║EBE1D1║EDF€(ADS),D1€(ADS),т.о. FD1€(ADS)-по аксиоме прямой и плоскостиB1€(ABS),M€(ABS),т.о.BM€(ABS) -по аксиоме прямой и плоскостиСечение - FMB1E1D1.
A
B
C
E
D
O
S
D1
B1
E1
F
α
P
X
L
M
Дано:ABCDA1B1C1D1ABA1B1║DCC1D1плоскость (ACD1)P€BB1Построить: сечение, параллельное (ACD1)Построение:Т.к. ABA1B1║DCC1D1, LP║CD1ML║AD1PK║BCNK║LP║CD1N€(A1B1C1D1), M€(A1B1C1D1), т. о. NM€(A1B1C1D1) -по аксиоме прямой и плоскостиСечение – PKNML.
A
B
C
D
P
L
M
N
K
A1
B1
C1
D1
Выполнила:Фадеева Татьяна 10 «Б» класс
Дано:SABC-пирамида, пл.KLM
Построить: сечение пирамиды SABC плоскостью (KLM)
Построение
1.Построить центральные проекции точек K,L и M. Это будут точки
2. 3.
3. 4. 5.6.7. -сечение, четырехугольник
Постройте сечение многогранника плоскостью, проходящей через точки P и Q параллельно прямой l
1)через точку Р проводим прямую параллельную l и пересекает прямую AB в точке Р2
2)Прямую P2Q пересекаем с продолжением прямой DC,в точке х.
3)Через точку Q в плоскости BD1C проводим прямую параллельную прямой l и пересекает D1C в точке Y.
4)Соединяем X Y , эта прямая пересекает CC1 в точке P3, и прямую D1D в точке P4.
5)P4 соединяем с P, эта прямая пересекает A1A в точке P5.
6)Соединим P5 u P2.
8)P1P2P3P4P5-cечение.
Дано: ABCDA1B1C1D1 - куб; AB = 1;A1P = PD1; AQ = 2QB1;B1C ⋂ BC1 = R;
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
R
Найти: Периметр сечения;Отношение, в котором плоскость сечения делит диагональ AC1 куба.
Построить: Сечение куба PQR;
Построение:1) QQ1 || AA1;2) RR1 || AA1;3) QR ⋂ Q1R1 = X;
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
R
Q1
Построение:1) QQ1 || AA1;2) RR1 || AA1;3) QR ⋂ Q1R1 = X;
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
R
Q1
R1
Построение:1) QQ1 || AA1;2) RR1 || AA1;3) QR ⋂ Q1R1 = X;4) ∆AA1B1 ~ ∆QQ1B1 => QQ1 = 5) RR1 = 6) ∆XQQ1 ~ ∆XRR1 => = = => = 27) = 2, а ∆A1XQ1 ~ ∆B1R1Q1 => (A1X) || (R1B1) => точка X лежит на прямой A1D => сечение будет выглядеть так:
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
R
Q1
R1
X
A1
D1
C1
B1
R1
Q1
P
X
Построение:1) X ∈ (AA1D1);2) XP || RN; N ∈ BB1; M ∈ CC1;3) В пл. (AA1B1) NQ;4) В пл. (СС1D1) MD1;5) Сечение A1D1MN
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
R
Q1
R1
X
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
Q1
R1
X
R
N
M
Построение:1) X ∈ (AA1D1);2) XP || RN; N ∈ BB1; M ∈ CC1;3) В пл. (AA1B1) NQ;4) В пл. (СС1D1) MD1;5) Сечение A1D1MN
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
Q1
R1
X
R
N
M
Построение:1) X ∈ (AA1D1);2) XP || RN; N ∈ BB1; M ∈ CC1;3) В пл. (AA1B1) NQ;4) В пл. (СС1D1) MD1;5) Сечение A1D1MN
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
Q1
R1
X
R
N
M
Построение:1) X ∈ (AA1D1);2) XP || RN; N ∈ BB1; M ∈ CC1;3) В пл. (AA1B1) NQ;4) В пл. (СС1D1) MD1;5) Сечение A1D1MN
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
Q1
R1
X
R
N
M
Построение:1) X ∈ (AA1D1);2) XP || RN; N ∈ BB1; M ∈ CC1;3) В пл. (AA1B1) NQ;4) В пл. (СС1D1) MD1;5) Сечение A1D1MN Вид сечения – прямоугольник;
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
Q1
R1
X
R
N
M
Построение:1) ∆A1B1N – прямоугольный => A1N =2) P сечения = A1N + NM + MD1 + A1D1 =2(A1N + NM) = 2( ) = 2+
Построение:1) AC1 ⋂ (PQR) = K;2) ∆AD1K ~ ∆C1RK => = = 2.
A
B
C
D
A1
B1
P
Q
Q1
R1
R
N
K
X
M
D1
C1
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
P
Q
Q1
R1
X
R
N
M
Построение:1) (AD1C1B) ⋂ (PQR) = K;2) ∆AD1K ~ ∆C1RK => = = 2.
K
D1
C1
A
B
K
R

Решение задачи по стереометрии на построение и нахождение площади сечения
Садков А. 10 “Б”


S
C
B
A
M
N
O
D
Дано: ABCDS – правильная четырехугольная пирамида; Плоскость Я || AS, M,N принадлежат Я;AB = a, SB = b; AM=MB; AN=ND.Найти: S сечения


S
C
B
A
M
N
O
D
Дано: ABCDS – правильная четырехугольная пирамида;Плоскость Я || AS, M,N принадлежат Я;AB = a, SB = b; AM=MB; AN=ND.Найти: S сеченияРешениеI. Построение 1) Соединим точки M и N, принадлежащие плоскости Я и лежащие в плоскости основания (ABC).


S
C
B
A
M
N
O
D
F
Дано: ABCDS – правильная четырехугольная пирамида;Плоскость Я || AS, M,N принадлежат Я;AB = a, SB = b; AM=MB; AN=ND.Найти: S сеченияРешениеI. Построение 1) Соединим точки M и N, принадлежащие плоскость Я и лежащие в плоскости основания (ABC).2) В плоскости (ASD) через точку N проведем прямую, параллельную ребру AS. Она пересечет сторону SD в точке F.


S
C
B
A
M
E
N
O
D
F
Дано: ABCDS – правильная четырехугольная пирамида;Плоскость Я || AS, M,N принадлежат Я;AB = a, SB = b; AM=MB; AN=ND.Найти: S сеченияРешениеI. Построение 1) Соединим точки M и N, принадлежащие плоскость Я и лежащие в плоскости основания (ABC).2) В плоскости (ASD) через точку N проведем прямую, параллельную ребру AS. Она пересечет сторону SD в точке F.3) В плоскости (ABS) проведем прямую через точку M параллельно ребру AS. Она пересечет сторону SB в точке E.


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
Дано: ABCDS – правильная четырехугольная пирамида;Плоскость Я || AS, M,N принадлежат Я;AB = a, SB = b; AM=MB; AN=ND.Найти: S сеченияРешениеI. Построение 1) Соединим точки M и N, принадлежащие плоскость Я и лежащие в плоскости основания (ABC).2) В плоскости (ASD) через точку N проведем прямую, параллельную ребру AS. Она пересечет сторону SD в точке F.3) В плоскости (ABS) проведем прямую через точку M параллельно ребру AS. Она пересечет сторону SB в точке E.4) В плоскости (ASC) через точку пересечения K отрезков MN и AC проведем прямую, параллельную ребру AS. Она пересечет сторону SC в точке H.


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
Дано: ABCDS – правильная четырехугольная пирамида;Плоскость Я || AS, M,N принадлежат Я;AB = a, SB = b; AM=MB; AN=ND.Найти: S сеченияРешениеI. Построение 1) Соединим точки M и N, принадлежащие плоскость Я и лежащие в плоскости основания (ABC).2) В плоскости (ASD) через точку N проведем прямую, параллельную ребру AS. Она пересечет сторону SD в точке F.3) В плоскости (ABS) проведем прямую через точку M параллельно ребру AS. Она пересечет сторону SB в точке E.4) В плоскости (ASC) через точку пересечения K отрезков MN и AC проведем прямую, параллельную ребру AS. Она пересечет сторону SC в точке H.5) В плоскости (DSC) соединим F и H, а в плоскости (SBC) соединим E и H.


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
Дано: ABCDS – правильная четырехугольная пирамида;Плоскость Я || AS, M,N принадлежат Я;AB = a, SB = b; AM=MB; AN=ND.Найти: S сеченияРешениеI. Построение 1) Соединим точки M и N, принадлежащие плоскость Я и лежащие в плоскости основания (ABC).2) В плоскости (ASD) через точку N проведем прямую, параллельную ребру AS. Она пересечет сторону SD в точке F.3) В плоскости (ABS) проведем прямую через точку M параллельно ребру AS. Она пересечет сторону SB в точке E.4) В плоскости (ASC) через точку пересечения K отрезков MN и AC проведем прямую, параллельную ребру AS. Она пересечет сторону SC в точке H.5) В плоскости (DSC) соединим F и H, а в плоскости (SBC) соединим E и H. 6) MNFHE – сечение.


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. Вычисление
L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= =
L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .
L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм.
L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.
L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.5. Треугольник SFH = SEH (по стороне и двум прилежащим углам) FH=EH; треугольник FHE – равнобедренный.

L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.5. Треугольник SFH = SEH (по стороне и двум прилежащим углам) FH=EH; треугольник FHE – равнобедренный.6. H: - медиана (FL=EL) HL – высота; ; MNFE – прямоугольник.

L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.5. Треугольник SFH = SEH (по стороне и двум прилежащим углам) FH=EH; треугольник FHE – равнобедренный.6. H: - медиана (FL=EL) HL – высота; ; MNFE – прямоугольник.7. Треугольник ASC подобен KHC (по 2 углам); AKM подобен AOB (k=2); AK=AO=AC/4 KH= = .

L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.5. Треугольник SFH = SEH (по стороне и двум прилежащим углам) FH=EH; треугольник FHE – равнобедренный.6. H: - медиана (FL=EL) HL – высота; ; MNFE – прямоугольник.7. Треугольник ASC подобен KHC (по 2 углам); AKM подобен AOB (k=2); AK=AO=AC/4 KH= = .
8. KL=NF=b/2 HL=KH-KL=b/4

L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.5. Треугольник SFH = SEH (по стороне и двум прилежащим углам) FH=EH; треугольник FHE – равнобедренный.6. H: - медиана (FL=EL) HL – высота; ; MNFE – прямоугольник.7. Треугольник ASC подобен KHC (по 2 углам); AKM подобен AOB (k=2); AK=AO=AC/4 KH= = .
8. KL=NF=b/2 HL=KH-KL=b/4 9. S HEF=FE*HL/2=

L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.5. Треугольник SFH = SEH (по стороне и двум прилежащим углам) FH=EH; треугольник FHE – равнобедренный.6. H: - медиана (FL=EL) HL – высота; ; MNFE – прямоугольник.7. Треугольник ASC подобен KHC (по 2 углам); AKM подобен AOB (k=2); AK=AO=AC/4 KH= = .
8. KL=NF=b/2 HL=KH-KL=b/4 9. S HEF=FE*HL/2= 10. S MNFE=

L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.5. Треугольник SFH = SEH (по стороне и двум прилежащим углам) FH=EH; треугольник FHE – равнобедренный.6. H: - медиана (FL=EL) HL – высота; ; MNFE – прямоугольник.7. Треугольник ASC подобен KHC (по 2 углам); AKM подобен AOB (k=2); AK=AO=AC/4 KH= = .
8. KL=NF=b/2 HL=KH-KL=b/4 9. S HEF=FE*HL/2= 10. S MNFE= 11. S=

L


S
C
B
A
M
H
E
N
O
D
F
K
II. ВычислениеAMN – прямоугольный тр-к ( ); MN= = 2. ASB подобен MEB (по 2 углам); k=2; AS=2ME; FND подобен SAD (по 2 углам); k=2; AS=2NF; NF=ME= = .3. EM || NF; EM=NF EMNF – параллелограмм. 4. Треугольник ANK = AMK NK=MK; по теореме Фалеса ME||KL||NF FL=EL.5. Треугольник SFH = SEH (по стороне и двум прилежащим углам) FH=EH; треугольник FHE – равнобедренный.6. H: - медиана (FL=EL) HL – высота; ; MNFE – прямоугольник.7. Треугольник ASC подобен KHC (по 2 углам); AKM подобен AOB (k=2); AK=AO=AC/4 KH= = .
8. KL=NF=b/2 HL=KH-KL=b/4 9. S HEF=FE*HL/2= 10. S MNFE= 11. S=
Ответ:
L
Пусть на диагоналях AB1 и BC1 граней куба ABCDA1B1C1D1 расположены точки M и N соответственно так, что отрезок MN параллелен грани ABCD. Найти отношения, в которых точки M и N делят отрезки AB1 и BC1, если MN =
A
B
C
D
B1
C1
A1
D1
M
N
Проведем через отрезок MN плоскость, || основаниям куба. Сечение куба этой плоскостью является квадратом, который равен грани куба. Пусть ребро куба будет равно а, а
A
B
C
D
A1
C1
B1
D1
М
N
P4
P2
P1
P3
a
AM = xAB1 AB1 = MB1 = AB1-MB1 = (1-x)AB1
Из подобия треугольников МВ1Р2 и АВ1В имеем

A
B
C
D
A1
C1
B1
D1
М
N
P4
P2
P1
P3
Так как МВ1 = (1-х)АВ1, то МР2=(1-х)а, В1Р2 = (1-х)а, ВР2 = ВВ1 – В1Р2 = ха.
Из подобия треугольников ВР2N и ВВ1С находим, что Поэтому P2N = xa, а По теореме Пифагора из треугольника MP2N имеем откуда х1 = 2/3 и х2 = 1/3. Тем самым задача имеет два решения.
A
B
C
D
A1
C1
B1
D1
М
N
P4
P2
P1
P3
A
B
C
D
A1
C1
B1
D1
М
N
P4
P2
P1
P3


Подписи к слайдам:

Сечения.Пример 2.4
Антонова Анна 10 «б»
Построить сечение призмы ABCDEA1B1C1D1E1 плоскостью, проходящей через точки K, L и M, где K, L (ABC), M (A1B1C1)
плоскость(ABC):KL AB = QKL CD = Pплоскость(A1B1C1 ):MF QPMF A1B1 = HMF D1E1 = FHF C1D1 = Yплоскость(C1D1D):YP DD1 = Nплоскость (ABB1):HQплоскость(D1E1E):FN
K
L
M
Q
A
B
C
D
E
A1
B1
C1
D1
E1
P
N
F
H
Y
K
L
M
Q
A
B
C
D
E
A1
B1
C1
D1
E1
P
N
F
H
Сечение HFNPQ
Задача 2.7
Полонского С.
Построить сечение многогранника плоскость PQR
P принадлежит плоскости ABSR лежит на SOQ лежит в плоскости DEC
C
D
B
B
B
A
F
E
S
.
Q
P
.
.
R
O
В пл (ASD) QR пересекает AS в точке H
C
D
B
B
B
A
F
E
S
.
Q
P
.
.
R
H
O
Шаг 1
Шаг 2
C
D
B
B
B
A
F
E
S
.
Q
P
.
.
R
H
G
O
В пл (ABS) HP пересекает AB в точке G
Шаг 3
C
D
B
B
B
A
F
E
S
.
Q
P
.
R
H
G
L
O
В пл (ABC) GQ пересекает ED в точке L
Шаг 4
C
D
B
B
B
A
F
E
S
.
Q
P
.
.
R
H
G
L
O
GL пересекает DE в точке XВ пл (SEB) XR пересекает SE в точке K
X
K
Шаг 5
C
D
B
B
B
A
F
E
S
.
Q
P
.
.
R
H
G
L
K
N
Y
O
GL пересекает OC в точке YВ пл (SFC) YR пересекает SF в точке N
X
Шаг 6
C
D
B
B
B
A
F
E
S
.
Q
P
R
H
G
L
K
N
Y
O
Проводим в пл (ASF) NH, в пл (FSE) NK и в пл (DSE) KL
X
Готовое сечение
C
D
B
B
B
A
F
E
S
.
Q
P
.
.
R
H
G
L
K
N
O
Пример 2.7
А
В
K
S
C
Дано: пирамида SABC, Точка K, лежащая внутри SABC.Построить сечение пирамиды SABC плоскостью, проходящей через точку Kлежащую внутри SABCпараллельно скрещивающимся рёбрам AB и BC
А
В
K
S1
S
C
А
В
K
S1
C1
S
C
А
В
K
S1
C1
S
C
А
В
K
S1
C1
C
S
Y
X
В плоскости (SCC1)
А
В
K
S1
C1
Y
X
P1
P2
S
C
А
В
K
S1
C1
Y
X
P1
P2
S
C
P3
В плоскости (SAC)
А
В
K
S1
C1
Y
X
P1
P2
S
C
P3
P4
В плоскости (ABS)
А
В
K
S1
C1
Y
X
P1
P2
S
C
P3
P4
В плоскости (SBC)
P1P2P3P4
- сечение
Построить сечение призмы ABCA1B1C1 плоскостью α, проходящей через точку K € (АА1С) параллельно плоскости АВ1С.
Решение: Допустим, что сечение данной плоскостью α построено. Так как плоскости α и АВ1С параллельны, то линии их пересечения плоскостью АА1С также параллельны. Поэтому следом секущей плоскости на плоскости грани АА1С является прямая, параллельная прямой АС и проходящая через точку К. Постоим эту прямую. Пусть она пересечёт отрезки АА1 и СС1 в точках Р1 и Р2.
Рассуждая аналогично, получаем, что линия пересечения плоскостей α и АА1В проходит через точку Р1 параллельно прямой АВ1, а линия пересечения плоскостей α и ВВ1С – через точку Р2 параллельно прямой СВ1. Дальнейшее очевидно. Решение задачи единственно согласно теореме о признаке параллельности прямых.
Построить сечение призмы ABCA1B1C1 плоскостью KLM, KЄ(AA1B), MЄ(AA1C),LЄ(BB1C),
A1
C1
B1
A
B
C
M
L
K
M1
L1
K1
Построить сечение призмы ABCA1B1C1 плоскостью KLM, KЄ(AA1B), MЄ(AA1C),LЄ(BB1C)
KK1 AA1; LL1 AA1; MM1 AA1;
A1
C1
B1
A
B
C
M
L
K
M1
L1
K1
Построить сечение призмы ABCA1B1C1 плоскостью KLM, KЄ(AA1B), MЄ(AA1C),LЄ(BB1C)
KLпересекает L1K1 в точке хMK пересекает M1K1 в точке у
A1
C1
B1
A
B
C
M
L
K
M1
L1
K1
x
Y
Построить сечение призмы ABCA1B1C1 плоскостью KLM, KЄ(AA1B), MЄ(AA1C),LЄ(BB1C)
Пл.(АВС).ХУ пересекает АС в точке Р1Пл.(АА1С)Р1М пересекает СС1 в точке Р2Пл.(ВВ1С). Р2L пересекает ВВ1 в точке Р3Пл.(АВВ1) Р3К пересекает АВ в точке Р4Пл.(АВС). Р2Р4.
A1
C1
B1
A
B
C
M
L
K
M1
L1
K1
X
Y
P1
P2
P3
P4
Пример 2.12
Марданов Тимур
P
Q
B
C
R
D
A
Пример 2.12
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
Построение
P
Q
B
C
R
D
A
По теореме о линиях пересечения двух параллельных плоскостей третьей плоскостью стороны сечения, лежащие на параллельных граня куба, параллельны.
Определение сечения
P
Q
B
C
R
D
A
Определение сечения
P
Q
B
C
R
D
A
Определение сечения
Q
B
C
R
D
A
P
Определение сечения
P
Q
B
C
R
D
A
Нахождение площади
P
Q
B
C
R
D
A
Построение сечения. Пример 2.14
Титова Романа
В основании треугольной пирамиды SABC лежит правильный треугольник. Точки P,Q и R взяты на медианах SP1, SQ1 и SR1 граней SAB, SBC и SCA соответственно так, что SP : PP1=2, SQ : QQ1=2/3, а R – середина отрезка SR1. Нужно построить сечение плоскостью PQR и определить, в каком отношении эта плоскость делит ребро SB.
УСЛОВИЕ
Сначала построим след секущей плоскости на плоскости основания пирамиды, соединив точки X и Y пересечения прямых PR, P1R1 и PQ, P1Q1.
ШАГ 1
Уточним теперь положение точек X и Y, найдя отношения XP1 : XR1 и YP1 : YQ1. Для их вычисления воспользуемся теоремой Менелая. Согласно этой теореме, применённой к треугольнику SP1R1, (SR/RR1)*(R1X/XP1)*(P1P/PS)=1, следовательно, 1*(R1X/XP1)*0,5=1, откуда XP1/XR1=0,5. Аналогично из треугольника SP1Q1 находим, что YP1/YQ1=1/3.
ШАГ 2
Так как YP1/YQ1=1/3, то YP1/P1Q1=0,5 илиYP1/AR1=0,5 (так как P1Q1=AR1), а раз XP1/XR1 =0,5 и ےYP1X=ےAR1X, то треугольник YP1X подобен треугольнику AR1X, следовательно , точки X, Y и А лежат на одной прямой. Теперь уже легко достроить сечение.(рис. внизу)
ШАГ 3
Точка P, делящая медиану SP1 в отношении 2/1, считая от вершины S, является точкой пересечения медиан треугольника ASB. Поэтому АМ – медиана этого треугольника и SM/MB=1.
Ответ на вопрос


Предварительный просмотр:

                                      МБОУ  лицей  г. Лобня.

                                Методическая работа

«Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

                           Выполнил: учитель математики Ярковая В.Н.

                                                       2012 год.      

    Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики можно применять различные педагогические технологии:

модульное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии. В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности. Словом, система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным, увлекательным, но особо значимым для тех, кто действительно испытывает удовольствие от поиска истины, от красоты самой математики.

Компетентностный подход в обучении математики заставляет учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках информатики и ИКТ. Компьютер на уроках математики стал реальной необходимостью. Его использование позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения стереометрии через реализацию одного из принципов обучения – наглядности. Наглядность – «золотое правило дидактики» (Я.А. Коменский) составляет содержание одного из ведущих принципов обучения. Одной из основных задач при изучении стереометрии в школе является развитие пространственного воображения у учащихся. Поэтому целесообразно применять компьютер на уроках стереометрии в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. И особенно важно, в свете компетентностного подхода в обучении математики,                                     

перейти от использования готовых программ по предмету к созданию силами учителей и учащихся собственных учебно-методических пособий в среде Microsoft Power Point. Создание учебных презентаций - это, прежде всего, приобщение школьников к исследованиям, призванное активизировать познавательную деятельность учащихся. При использовании продуктов такого рода на уроках и во внеурочной деятельности повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Процесс обучения проходит успешно, так как он основан на наблюдении объектов и явлений. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью информационных технологий способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачок на пути развития пространственных представлений.

Использование презентации на уроке не подменяет деятельность учителя, а дополняет ее. Часть необходимой информации вынесена на демонстрационные слайды, а часть проговаривается учителем, что, несомненно, повышает продуктивность урока. Это позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба для восприятия новых знаний учащимися. Продуктивность повышается за счет сокращения времени на   «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и увеличивается число решаемых задач.

В связи с этим можно выделить ряд преимуществ использования мультимедийных продуктов на уроках и во внеурочной деятельности:

  • аккуратное, яркое, цветное изображение на экране легко воспринимается даже учениками, сидящими за последней партой,
  • наглядность материала прямо пропорциональна его усвоению, так как работает наглядно-образное мышление,
  • появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и математики,
  • у учеников формируется пространственное и логическое мышление.

А все это, несомненно, способствует формированию у выпускника школы ключевых компетентностей, позволяющих ориентироваться в ситуациях неопределенности, применять знания в нестандартных ситуациях.

При реализации компетентностного подхода особое внимание нужно уделять на   использование приобретенных знаний и умений в практической и повседневной жизни. Предмет математики разделен на  области: арифметика; алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности. К каждой области математики к практическим умениям сформированы определенные требования. Так в области  арифметики: решение несложных практических расчетных задач, устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

алгебры: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами, описания зависимостей между физическими величинами, при исследовании несложных практических ситуаций;

геометрии: описания реальных ситуаций на языке геометрических расчетов, включаемых простейшие тригонометрические формулы, решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин, построение геометрическими инструментами;

элементы логики, комбинаторики, статистики теории вероятности: выстраивание аргументации при доказательстве, распознание логически некорректных рассуждений.  

Для реализации компетентностного подхода в обучении математики мною на уроках применяются различные педагогические технологии: проектная  деятельность;  игровые технологии; модульное обучение.

Математическая грамотность учащихся определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использование математики.

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера (в том числе и предметного обучения).
Одним из средств развития учебно-познавательной компетентности являются должны стать «компетентные задачи», которые должны содержать некую практическую или личностную направленность для учащегося, чтобы деятельность в ходе решения была мотивированной, а также цель решения задачи должна заключаться не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы, т.е. предметное знание должно выступать в роли средства для получения некоего межпредметного или общепредметного знания.
Математическое моделирование — основа происходящей в настоящее время математизации научных знаний и, кроме того, важный этап познания: математические модели соответствуют понятию отражения в диалектической теории познания. Поэтому одной из основных задач школьного математического образования является ознакомление учащихся с соотношениями между явлениями реального или проектируемого мира и его математическими моделями, практическое их обучение построению математических моделей, объяснение им того, что абстрактная математическая модель, в которой отброшено все несущественное, позволяет глубже понять суть вещей.

Компетентностное обучение – это переход от формального образования к концепции развития и саморазвития личности. Оно позволяет избежать отчужденности между изучаемым предметом, личностью ученика, его интересами. Это переход от формального обучения к концепции развития и саморазвития. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. А это очень важно, так как при обучении математике формируются качества мышления, характерные для данной деятельности и необходимые человеку для полноценной жизни в обществе; происходит овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования.

 Общеучебные компетенции, как выделение главного из прочитанного, точная формулировка правил, теорем, аксиом, исследование различных вариантов решения задач, оценка результатов своей деятельности должны формироваться не отдельно, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Задача учителя научить учеников анализировать нестандартные ситуации, ставить перед собой цели, планировать результат своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации.
Обучающиеся на уроках должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов, применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности.
Компетентностный подход в образовании, в том числе и в преподавании математики, позволяет повысить эффективность результатов обучения.

Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы.

1. Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

2. На каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют краткий конспект этого параграфа. Перед ними стоит задача - пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

3. Подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

Рассмотрим предложенную детям задачу: «Вася учится в 11 классе, а Коля – в 7 классе. В каком классе учился Коля, когда Вася был в 6 классе?» При решении данной задачи ученикам важно выделить в её решении два действия: а) нахождение разницы в возрасте между детьми, б) нахождение конечного ответа. Большинство учеников найдут верный ответ, но лишь несколько из них, как показывает опыт, смогут правильно составить краткую запись – наглядное изображение задачи, и именно у этих учеников развито математическое мышление, они смогли интерпретировать текст задачи схематически.

4. В этом виде компетенции можно говорить и о профориентации, именно в школьные годы мы способствуем выбору детьми той сферы, которая им наиболее интересна – это либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.

Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь в виду не только использование материала из других наук на уроках математики, но и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач с помощью систем уравнений дети испытывали трудности по нескольким причинам: «зашумленность» физической ситуации – сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Существует несколько путей решения этой проблемы.

1. Учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований;

2. Можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель.

Эффективность работы в этом направлении возрастает при кооперации нескольких учителей по поводу одного предметного умения или при использовании методов одной науки в другой. Работа учителей состоит в создании условий для накопления опыта детей и его осмысления. Тренировки умений могут происходить в предметном или межпредметном поле.

Рассмотрим еще несколько способов формирования общекультурной компетенции.

3. Для формирования грамотной, логически верной речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа (натуральные, обыкновенные и десятичные дроби);

4. В качестве дополнительного материала может использоваться написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы: «Натуральные числа и ноль», «Отрицательные и положительные числа», «Проценты и дроби» и на темы, предложенные детьми.

5. При решении текстовых задач в условии могут быть умышленно пропущены числа. Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). Кроме того, можно предложить текстовые задачи со скрытой информативной частью. Например: «Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.

Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

6. По уравнению, схеме к задаче составляются различные текстовые задачи, которые могут быть решены при помощи этого уравнения или схемы. Если решение требует большого количества действий, то к условию составляется минимальное количество вопросов, ответив на которые можно ее решить. Ответы на эти вопросы строятся с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

Диагностировать компетентность ученика можно и с помощью проверочных и контрольных работ и тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Например, трудно определить коммуникативную компетентность ученика по результатам индивидуальной работы, учитывая, что данный вид компетенции включает в себя навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Здесь следует учитывать полезность проводимой работы для ученика. Поэтому, внедряя компетентностный подход в преподавание математики, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.

   В качестве иллюстрации изложенного выше прилагаются разработки уроков по планиметрии и стереометрии  выполненные учениками нынешнего 11-б класса.

  9 класс – «Решение задач из Сканави на вычисление элементов трапеции».

 10 класс – «Построение сечений многогранников. Вычисление площадей полученных сечений»

 11 класс – «Решение задач по стереометрии (С-2) из ЕГЭ-2012».

 Причем урок в 9 классе был открытым в лицее, урок в 10 классе был тоже открытым в лицее, а урок в 11 классе был открытым на область, и многие учителя города взяли себе его копию.А самым ценным в этом случае является то, что хорошо видно, как с каждым годом растет качество работ детей.

                                         

   Литература:

    1)А.Ю.Калинин, Д.А.Терешин «Стереометрия-10».

    2) А.Ю.Калинин, Д.А.Терешин «Стереометрия-11».

   3) В.А.Смирнов «Задача С-2».

   4) И.Р.Высоцкий, А.Р.Рязановский, И.В.Ященко «Типовые экзаменационные варианты(математика), ЕГЭ 2012.

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках"

           В  профессиональной деятельности учителя  всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные  педа...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

Метод проблемного обучения в современной школе на уроках математики

Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуации  под руководством учителя. Проблемное обучение- это система методов и средств обучения, ...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Применение кейсовых технологий. В кейсах используются ситуации – иллюстрации, ситуации – оценки, ситуации – упражнения....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в старшей школе

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в старшей школе...