Конспект урока "Как записывают и читают десятичные дроби"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Конспект урока открытия новых знаний  "Как записывают и читают десятичные дроби" составлен для обучающихся 6 класса по УМК Дорофеева Г.В. в соотвтьствии с ФГОС в системно -деятельностном методе. Содержит две презентации к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  ПОРОНАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 8 г.ПОРОНАЙСКА

Тема урока

«Как записывают и читают десятичные дроби»

Автор:

Сафенкова Елена Николаевна

учитель математики высшей квалификационной категории

Поронайск

2014

Сценарий

урока математики  в 6 классе

Тема: Как записывают и читают десятичные дроби

Тип урока: открытие новых знаний

 Цель урока: Ознакомить  учащихся  с десятичными дробями;

формировать  навыки  чтения  и записи  десятичных  дробей, умение представлять обыкновенные дроби в виде десятичных.

Задачи:                                                                                                              

Образовательные: изучить и закрепить  понятие "десятичная дробь", алгоритм записи десятичных дробей, научить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

Развивающие: Развивать внимание; познавательную активность, математическую речь, способствовать развитию логического мышления, умению оценивать свою работу;

Воспитательные: воспитывать аккуратность при записи чисел. воспитывать интерес к математике

Оборудование: учебник «Математика 6»  Г.В.Дорофеев, мультимедийный проектор, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Результат, УУД

1

  1. Организационный момент.

Цель: Проверить готовность

учащихся к уроку, включение в деловой ритм, эмоциональный настрой на урок

Задачи: включаются  в учебную деятельность на личностно значимом уровне.  

Методы: словесный

Оценивание/формы контроля

Обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы

Приветствие учащихся. Проводит эмоциональный настрой на урок Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, подарите улыбку своему соседу по парте, поделитесь с ним хорошим настроением.

.

- В какой деятельности вы сейчас находитесь?

Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

Поэтому, начнём с повторения

Приветствуют учителя

Обеспечиваю организацию своей учебной деятельности, эмоциональный настрой на урок.

В учебной

Регулятивные:

Обеспечение организации учебной деятельности. Прогнозирование своей деятельности

Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к обучающимся, самоопределение

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение слушать и вступать в диалог

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

2

Актуализация

Цель: Актуализация опорных

знаний учащихся

Задачи: актуализировать знания о разрядных единицах натурального числа,

об обыкновенных дробях, включаются в процесс целеполагания

Методы: логический метод познания, наглядный

Оценивание/формы контроля

Фронтальный опрос

Предлагает учащимся задание для устного счета

1. Дано число 2532843

- прочитать число

- в каких разрядах записана цифра 2? 3? 4? 5? 8?

2. Сократить дробь: ; ; ;

- Назовите знаменатели, после сокращения дробей

3. Решить устно задачу: 200 солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад.

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2380.gif было усатых. Сколько было безусых солдат?

Выполняют устно вычисления, выстраивают ответы в порядке возрастания, проверяют правильность с помощью полученных слов.

(20 солдат)

Р.- Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Л. самоопределение

К. Умение слушать и вступать в диалог

П.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3

  1. Изучение нового материала.

Цель: создать условия для получения  и осознания новой учебной информации по данной теме, способствовать осмыслению связей нового материала и жизненных ситуаций Методы: объяснительно-иллюстративный,

наглядный,

проблемный

оценивание/форма контроля

устный опрос

а) Подготовка к изучению нового материала:

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2382.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2383.gif  http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2384.gifhttp://festival.1september.ru/articles/520086/Image2385.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2386.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2387.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2388.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2389.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2390.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2391.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2392.gif

- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили?
- На какие две группы их можно разделить?

- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2393.gif           http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2395.gif
http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2396.gif (Возникает проблема)

- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишите тему урока “Как записывают и читают десятичные дроби”.
- Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?

Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри – 
Единица и нули.

б) - Как записать дробные числа по-другому?

Числа со знаменателями 10, 100, 1 000, 10 000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например,

 http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2398.gifhttp://festival.1september.ru/articles/520086/Image2399.gifhttp://festival.1september.ru/articles/520086/Image2400.gif

Прочитать десятичные дроби, называть число единиц каждого разряда.

- Посмотрите на таблицу

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2401.gif

1

0,3

1

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2405.gif

2

4,03

2

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2409.gif

3

0,115

3

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2413.gif

3

2,008

3

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2417.gif

4

?

4

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2420.gif

5

?

5

- Какую закономерность вы заметили?

 

- Как же вы запишите последние числа? (выберите верный вариант)

А. 0,037 
Б. 0,0037 
В. 0,37

А. 3,5216
Б. 0,035216
В. 0,35216

- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.

в)Алгоритм перевода обыкновенных дробей в десятичные (алгоритм раздается каждому обучающемуся)

  • Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.
  • Записать целую часть (она может быть равна нулю).
  • Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
  • Записать числитель дробной части

- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2423.gif   (М)      http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2424.gif     (А) http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2425.gif       (Г)
http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2426.gif     (Н) http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2427.gif   (И) http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2428.gif      (Ц)
http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2429.gif  (К) http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2430.gif         (И) http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2431.gif (Й)

г) сообщение  ученика  «Из истории десятичных дробей»

У всех дробей в знаменателе единица и нули

Правильные и неправильные

По возникшей проблеме высказывают свои  предложения по записи числа

Записывают тему урока, ставят цели урока

Отвечают на вопросы учителя

Читают получившиеся дроби, называют число единиц каждого разряда.

количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой

выбирают верный вариант

Следят за алгоритмом

Выполняют задание, самопроверка, составляют слово

Слушают сообщение

Р. Постановка цели учебной задачи, синтез.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Л. Смыслообразование

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

П.Поиск и выделение необходимой информации

4

Физкультминутка

Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Выполняет упражнения вместе с детьми

Дети, прямо все вставайте,

Руки вверх все поднимайте.

Их немножко потрясите,

Медленно вниз опустите.

Плечи прямо вы держите,

 А головку поверните

То налево, то направо…Ох, как здорово, как браво

Выполняют упражнения

Закрепление учебного материала

Цель: способствовать формированию практических навыков учащихся

Задачи: применить полученные знания в измененной ситуации

Методы: практический, эмпирический

Оценивание/формы контроля

-Оценивать свою работу ,

- фронтальный опрос

- письменный опрос

1. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.

Инсценировка: Ребята, к нам приехали гости. Встречайте их. Заходят учащиеся в руках держат по цифре и один ребенок –запятую. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа и называют разрядные единицы.                       ( набор цифр: 3  0  2  7 и ,)

2. Работа в тетради (самостоятельно).

- запишите десятичные дроби:

А) нуль целых семь десятых;

Б) десять целых двадцать три сотых;

В)три целых две сотых;

Г) две целых девяносто шесть тысячных.

В каждом числе подчеркните цифру, стоящую в разряде десятых.

3.Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2433.gif

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2434.gif

Организует самопроверку

4.Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2435.gifhttp://festival.1september.ru/articles/520086/Image2436.gif

Организует самопроверку

Практическая работа

А сейчас измерим стороны учебника, и результат измерений запишите  в метрах,  т.е. виде десятичных дробей.

Результат записываем на доске

А теперь давайте сравним,  у кого что получилось?

Ребята, видите,  измеряли один и тот же учебник, а результаты у всех разные.

Но в жизни порой точность играет большую роль.

     Знание десятичных дробей в жизни велико. “С их помощью” строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время.

  В спортивных состязаниях решающую роль играют, порой, сотые доли секунды.

Сообщение ученика «Десятичные дроби в разных профессиях»

Выполняют задание, проверяют ответы

Слушают

Р. Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль 

Л. Нравственно-этическая ориентация

К. Умение слушать и вступать в диалог

П. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

5

  1. Информация о домашнем задании
  2. Цели и задачи:
  3. -Обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
  4. -закрепить и углубить теоретические знания; -
  5.  –развивать творческие способности ,                      -прививать интерес к математике
  6. методы: практический, частично-поисковый

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Найти информацию (статьи, какие то другие данные в любой периодической литературе), в которой есть запись десятичных дробей.

№ 205, 209, 211(б)

Записывают домашнее задание

6

  1. Итог  урока, рефлексия

Цели и задачи способствовать формированию умения производить  рефлексию своей деятельности - подвести итоги по изучению материала.

  1. Метод: словесный

Предлагает проанализировать и оценить учащимся свои знания . После этого выставляет отметки учащимся.

- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
- Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?

НА УРОКЕ

 Я узнал…

 Я научился…

 Мне понравилось…

 Я затруднялся…

 Моё настроение…

Определяют уровень достижений своих результатов

Р.Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности 

Л. Нравственно-этическая ориентация

К. Излагать свое мнение с возможной полнотой и точностью

П. Рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Список литературы:

1 Дорофеев Г.В. Математика, 6 класс. Дрофа, 2012 г.

2. Поташник М.М. , Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 112с.

3. Преподавание математики в 6 классе по системе МПИ (математик, психология, интеллект). Пособие для учителей / Под редакцией Ю. Ф. Фоминых. – Пермь: Комитет по образованию и науке, 1998. –90 с.

4. Фридман Л.М. Изучаем математику: Кн. для учащихся 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 225с

5. Интернет- источники:  http://www.zavuch.ru/methodlib/198/37489/

                                              http://www.openclass.ru/lessons/122968

                                             http://karmanform.ucoz.ru/load/2-1-0-385


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Дано число 2532843 - прочитать число - в каких разрядах записана цифра 2? 3? 4? 5? 8? 2.Сократить дробь: ; ; ; - Назовите знаменатели, после сокращения дробей

Слайд 2

Как записывают и читают десятичные дроби 2

Слайд 3

Прочитайте дроби 3

Слайд 4

4 Дробное число Количество нулей в знаменателе Десятичная дробь Количество цифр после запятой 1 0,3 1 2 4,03 2 3 0,115 3 3 2,008 3 4 ? 4 5 ? 5

Слайд 5

5

Слайд 6

Алгоритм перевода обыкновенных дробей в десятичные Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой. Записать целую часть (она может быть равна нулю). Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной. Записать числитель дробной части 6

Слайд 7

Записать дроби и смешанные числа десятичными дробями 7

Слайд 8

8

Слайд 9

9 Выпишите в столбик правильные дроби и замените их десятичной записью Выпишите в столбик неправильные дроби и замените их десятичной записью

Слайд 10

10 Выпишите в столбик правильные дроби и замените их десятичной записью Выпишите в столбик неправильные дроби и замените их десятичной записью

Слайд 11

11 Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Сложение и вычитание десятичных дробей

План-конспект урока Сложение и вычитание десятичных дробей...

конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Это урок систематизации и закрепления изученного материала. Для всесторонней проверки учебно-познавательных компетенций учащихся используется ИКТ-технология. При отработке навыков сложения...

Конспект урока "Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число. История вычислительной техники"

Разработка урока с презентацией предназначена для учащихся 7 класса. На данном уроке идет закрепление правил, расширение кругозора учащихся. Предусмотрена работа учащихся на компьютере....

Конспект урока "Все действия с десятичными дробями"

Последнее время очень много говорится о том, что здоровье детей ухудшается, что это сказывается на успеваемости, что теряется интерес к учебе. Поэтому приходится разнообразить уроки, вносить элементы ...

Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс

Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс. Данный материал рекомендуется использовать при изучении данной темы.Такая форма проведения  урока способствует фор...

Урок в 5 классе по теме "Как записывают и читают десятичные дроби"

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового учебного материала).Вид урока: Урок-беседа с элементами проблемного урокаБеседа, использование технических средств...

Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"

Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....