Показательные уравнения 11 класс
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Деревянкина Светлана Евгеньевна

Обобщающий урок по теме:"Показательные уравнения" 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokazatelnye_uravneniya_11kl.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики МКОУ Лисянская СОШ

Деревянкина С. Е.

Тема урока: «Решение показательных уравнений»

11 класс

 «Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как

ученые изучают природные и социальные  явления»

Колмогоров. А.Н

Цели урока:

Образовательные: обобщить методы решения показательных уравнений, отрабатывать умения решать показательные уравнения различными методами, применять полученные знания для решения заданий ЕГЭ различной сложности.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение принимать решение в нестандартной ситуации, способности к взаимосотрудничеству, самокритичности.

Развивающие :  развитие навыков анализа, систематизации информации, творческого мышления, самоконтроля и самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент. Актуализация ранее полученных знаний,

 субъективизация имеющегося опыта учащихся.

Классу задаются вопросы, 3 ученика по желанию работают у доски.

  1. Какие уравнения называют показательными?(Уравнения вида аf(x)=ag(x), где a>0, a≠1.)
  2. Какому уравнению равносильно уравнение аf(x)=ag(x),(f(x)=g(x)).
  3. Назовите основные методы решения показательных уравнений.

(функционально-графический, уравнивания показателей, метод введения новой переменной, метод разложения на множители)

  1. Решите уравнения.  Какие уравнения являются показательными?

Индивидуальные задания для учащихся: (проверка с помощью документ-камеры, или решение записывается на доске) В ходе проверки учащиеся комментируют метод решения.

  1. 5x=6-x;  
  2.   3*9x-10*3x+3=0;  
  3.  52x-1-52x-3=4,8

2.Работа в группах.

Решение уравнений различными методами.

Уравнения решаются гораздо легче, если их распределить по типам и знать подходы к решению уравнений каждого типа. Вашему вниманию предлагаются несколько уравнений. Ваша задача распределить эти уравнения по методам решения. Каждый член группы подберет для себя посильное задание. Причем в группе должно прослеживаться решений уравнений из каждой группы.

  1. 3-1-х=(2х+3;
  2. х·6-36·6=0;
  3. 4·(16)+15·(4)-4=0;
  4. 3-6·3х-27=0;
  5. 7х+1-5·7х=98;
  6. 2х·(х=;
  7. 3х= 4-х;
  8. 9х+6х=22х+1;
  9. (х=х+3;

Уравнения проверяются в ходе самопроверки. Учащимся на слайде предлагаются ответы к каждому уравнению.

  1. Этап. « Примени математику».

Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Вы согласны с данным утверждением? Хочу привести несколько примеров, подтверждающих, насколько широко в науке и жизни применяется показательная функция.

1)Показательная функция, подобно линейной и квадратичной, очень часто реализуется в физических, биологических и иных законах. И это, конечно, не является случайностью. В жизни нередко приходится встречаться с такими фактами, когда скорость изменения какой-либо величины пропорциональна самой величине (размножение бактерий, ход химической реакции и т.д.). В этом случае рассматриваемая величина будет изменяться по закону, имеющему вид: y = y0 aх

          2) Если бы все маковые зерна давали всходы, то через 5 лет  

            число            “потомков»  одного растения равнялось бы 243• 1015 или

          приблизительно 2000 растений на 1 м2 суши                            

3)В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины меняется в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания. Например, рост бактерий в идеальных условиях соответствует процессу органического роста; радиоактивный распад вещества –процессу органического затухания. Законам органического роста подчиняется рост вклада в Сберегательном банке, восстановление гемоглобина в крови, донора или раненого, потерявшего много крови, рост дрожжей, ферментов, микроорганизмов. Закон органического роста выражается формулой: N = N0 ekt . По этому же закону изменяется количество древесины в дереве, что имеет большое значение для рационального ведения лесного хозяйства.

4)Потомство комнатных мух за лето только от одной самки может составить 8 • 1014. Эти мухи весили бы несколько миллионов тонн, а выстроенные в одну цепочку, они составили бы расстояние, большее, чем расстояние от Земли до Солнца. Потомство пары мух за 2 года имело бы массу, превышающую массу земного шара. И только благодаря сообществу животных и растений, когда увеличение одного вида влечет за собой рост количества его врагов, устанавливается динамическое равновесие в природе.

5)По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия, т. е. не было естественных врагов и было вдоволь пищи. Доказательство тому –распространение Австралии кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару особей, как через некоторое время их потомство стало национальным бедствием.

 6)Радий распадается в зависимости от времени по закону М = М0 e-kt , где: М0 –начальное количество радия, k –некоторый коэффициент. Пользуясь этой формулой, ученые смогли подсчитать возраст Земли, то есть время, в течение которого радий смог распадаться нормально.

4 этап . Решение задач, содержащихся в ЕГЭ.

В ЕГЭ показательная функция содержится в заданиях различного уровня сложности.

В заданиях В5 мы можем увидеть простейшие показательные уравнения:

22х-14=;     25-2х=128;  

6-х=36;    32х-4=.

В заданиях В12 можем встретить задачи с практическим применением показательной функции. Например.

(Решается на доске и в тетрадях)

5.Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно решают задания различного уровня сложности. Задания учащиеся выбирают для себя самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы:

1 уровень: решают уравнения из заданий В5.

2 уровень:

 ЗадачаВ12:            

Масса радиоактивного вещества уменьшается по закону m(t)=m02-боратории получили вещество, содержащее в начальный момент времени m0=12 мг изотопа натрия -24,   период полураспада которого равен Т=15ч. В течение скольких часов содержание натрия -24 в веществе будет  превосходить 3 мг?

          3 уровень: задание С1.

                                   

6. Рефлексия. 

Учащиеся заполняют карту самооценки.

7. Домашнее задание.

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.

Домашнее задание

Индивидуальная работа № 1

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 12

Индивидуальная работа № 2

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 12

Индивидуальная работа № 3

Вариант 1

  1.  

Вариант 2

  1.  

Вариант 3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Вариант 4

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Карта самооценки работы на уроке

ФИ_______________________________________

Этап урока

Балл

  1. Актуализация знаний

Решал уравнение

Отвечал на вопросы

  1. Работа в группах

Решал уравнение

1 уровня сложности

2 уровня сложности

3 уровня сложности

  1. Решение задач и ЕГЭ

 Задание В5

Задание В12

Задание С1

Дополнения к уроку

     Всего баллов

     Отметка

Карта самооценки работы на уроке

ФИ_______________________________________

Этап урока

Балл

  1. Актуализация знаний

Решал уравнение

Отвечал на вопросы

  1. Работа в группах

Решал уравнение

1 уровня сложности

2 уровня сложности

3 уровня сложности

  1. Решение задач и ЕГЭ

 Задание В5

Задание В12

Задание С1

Дополнения к уроку

     Всего баллов

     Отметка

Опросный лист

Вопрос

 

Варианты ответа (поставьте галочку

1.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

2.На уроке я работал

активно

пассивно

3.Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я

не устал

устал

5 Моё настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

полезен

бесполезен

интересен

скучен

понятен

не понятен

7

.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

Опросный лист

Вопрос

 

Варианты ответа (поставьте галочку

1.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

2.На уроке я работал

активно

пассивно

3.Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я

не устал

устал

5 Моё настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

полезен

бесполезен

интересен

скучен

понятен

не понятен

7

.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Разработка урока алгебры в 11 классе "От показательных уравнений к показательным неравенствам"

Данную презентацю можно использовать в качестве сопровождения при объяснении темы "Показательные неравенства"....

Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства."

Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства " для учащихся 11 класса подготовлены в6 вариантах....

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...

Конспект урока в 11 классе "Показательная функция. Решение показательных уравнений"

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний. Цели урокаОбразовательные:      Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.    Закрепит...

Презентация к уроку алгебры в 10 классе на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"

Презентация на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ" является иллюстрацией к одноименному уроку-семинару по алгебре и началам анализа, пр...