Интеллект-карты
учебно-методический материал на тему

Шевченко Анна Константиновна

Базовая модель инновационного опыта работы

Шевченко Анны Константиновны, учителя математики

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Тема «Применение метода интеллект карт на уроках математики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базовая модель инновационного опыта работы

Шевченко Анны Константиновны, учителя математики

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

лауреата регионального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года 2014»

Тема «Применение метода интеллект карт на уроках математики».

Идея:

ИПМ 1. Сведения об авторе

Год рождения:

7 июля 1983 г.

Образование:

Высшее.

Окончила Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого в 2005 году; учитель математики и информатики по специальности «Математика» и «Информатики».

Стаж педагогической работы:

9 лет

Стаж работы в МКОУ «СОШ № 19» г. Новомосковска:

1,5 года

Квалификационная категория:

Первая

Повышение квалификации:

11.09.12 г – 30.04.13 г. «Актуальные проблемы теории и методики преподавания информатики»? 108 ч.

11.09.12 г – 30.04.13 г. «Актуальные проблемы теории и методики преподавания информатики»,  108 ч.

18.04.2013 г. «Обучение работе с интерактивным оборудованием SMART», 6 ч.

Награды:

Публикации:

Почетная грамота комитета по образованию и науке администрации муниципального образования город Новомосковск, 2013 г.

Диплом за активное участие во Всероссийском «Молодежном математическом чемпионате», 2013 г.

Благодарственное письмо за активное участие в III Всероссийском математическом конкурсе «Ребус» - 2013 г.

Сертификат школьного организатора Всероссийского конкурса «КИТ – компьютеры, информатика. технологии», 2012-2013 уч.год.

http://www.uchportal.ru/load/0-0-51053-0-17

http://nsportal.ru/shevchenko-anna-konstantinovna

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98672749


ИПМ 2. Условия формирования опыта

На формирование опыта повлиял ряд факторов.

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний.


ИПМ 3. Актуальность и перспективность опыта

В связи с введением в 2009 году обязательного единого государственного экзамена по математике в 11 классе, а  с 2013 года в 9 классе возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему. Всем известно, что обмен информацией между учителем и учеником протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Учитывая эти условия, в выигрышном положении оказываются учащиеся с высоким уровнем развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя с одной стороны обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся?

Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

  • глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
  • разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • развивать креативность школьников;
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
  • ускорять процесс обучения;
  • формировать организационно деятельностные умения;
  • формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
  • учить учащихся решать проблемы.

Перспективность опыта заключается в том, что он позволяет учителю выработать

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  • активизировать деятельность
  • выявлять  причины когнитивных затруднений
  • корректировать знания  учащихся.


ИПМ 4. Теоретическая интерпретация опыта

4.1. Теоретическая база опыта

Еще в 1970-е годы донецкий педагог-новатор Виктор Шаталов, преодолевая ожесточенное сопротивление лучшей в мире системы образования, создал фантастически эффективную методику– метод опорных сигналов. Система Шаталова обладала единственным недостатком: она не включала в себя четких правил составления карточек. современный метод интеллект-карт основан на исследованиях и разработках английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.

Бьюзен отмечал, что эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные логические способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты - инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Система интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, превосходит методику Шаталова только наличием четких правил составления карт.

В основе построения интеллект-карт лежат лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры.

Законы содержания и оформления формулируются следующим образом:

  • Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность).
  • Ассоциируйте.
  • Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
  • Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры сводятся к двум императивам:

  • Соблюдайте иерархию мыслей.
  • Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

4.2. Новизна опыта

В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 19» опыт на данную тему ранее не обобщался.

В книге «Преобразованная сила» писатель Элвин Тоффлер выдвинул тезис, определяющий стратегическую цель образования уже ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться».

Взяв за основу «Метод интеллект-карты в учебном процессе», автор направил свои усилия на систематизацию теоретических знаний и подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по математике:

В настоящее время в рамках школы опыт рассматривается как часть общего инновационного опыта.

Новизна опыта заключается в следующем: если включить часть педагогов и обучающихся в разработку и освоение метода интеллект-карт, создать условия для активного применения метода на уроках, оказать своевременную профессиональную поддержку, стимулировать инновационную деятельность учителя, то это позволит поднять на новый уровень:

  • качество обучения в образовательном учреждении;
  • профессиональные, общекультурные, ценностно-смысловые и личностные качества педагога, способного обеспечить современное качество образования;
  • метапредметные компетенции педагогов и обучающихся

Именно интеллект-карты позволяют эффективно использовать компетентностный подход в образовательном процессе; ориентированы на самостоятельное участие школьника в учебно-познавательной деятельности. При овладении данным методом познания у ученика формируется способность к переносу учебных навыков в сферу своего повседневного опыта, что свидетельствует о становлении разного рода компетенций:

  • регулятивных (самостоятельная постановка проблем, нахождение способов их решения);
  • коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, овладение различными социальными ролями);
  • познавательных (интеллектуальных: анализ, обобщение, абстрагирование, ассоциирование, оценивание, классификация, структурирование; информационных: умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).

4.3. Адресная направленность, область применения опыта

Опыт универсален: он может быть использован педагогами всех образовательных областей: как начинающими учителями, так и опытными педагогами при переходе на преподавание предмета в соответствии с «Методом интеллект-карт в учебном процессе»; классными руководителями, педагогами системы дополнительного образования.

Педагоги могут использовать интеллект-карты как для формирования метапредметных компетенций, так и для мониторинга метапредметных, предметных компетенций.Интеллект–карта, являясь диагностическим инструментарием, позволяет отследить процесс формирования метапредметных компетенций и уровень их развития.

Считаюю, что педагогам необходимо познакомиться с данным методом, поскольку каждый учитель найдет место в своем предмете, где применение метода интеллект-карт будет наиболее продуктивным.

Полная подборка материалов данного опыта содержится в «Методической копилке» разработчика.

4.4. Трудоёмкость опыта

В целом использование опыта доступно педагогам массовой школы, оптимально по объемам трудозатрат, не требует дополнительного финансирования.

Каждый учитель, ознакомившийся с  методом интеллект-карт, пытается «примерить» его на свою предметную область, и тогда у него возникает ряд вопросов:

1) Что даст мне –  предметнику - метод интеллект-карт?

2) Что даст метод интеллект-карт ученику?

3) Можно ли использовать метод при изучении любой темы? 

4) Какой способ лучше использовать при построении интеллект-карт: традиционный (бумага и цветные карандаши) или электронный (специальная программа для построения интеллект-карт – ConceptDraw MINDMAP)? 

На первом этапе использования интеллект-карт в учебной деятельности ставила следующие задачи: выработать первоначальные умения и навыки у обучающихся (оформление карты, умение выделять основные мысли, отбирать главное и второстепенное). Эта задача решалась путём совершенствования навыков составления интеллект–карт. А для того чтобы появились навыки, необходимо было работать над учебным материалом на основе метода интеллект–карт, искать разнообразные связи, разбирать возникшие ошибки. А ошибки были следующие:

  • неправильное распределение смысловой нагрузки материала (выбирались второстепенные факты, формулировка заявленной темы не соответствовала подобранному материалу);
  • отсутствие связей между темами и подтемами;
  • нерациональное распределение времени (учащиеся не успевали выполнить работу, и приходилось использовать дополнительное время или брать работу на дом).

Кропотливая и систематическая работа по составлению интеллект–карт способствовала развитию у обучающихся коммуникативных навыков работы с текстом: умения выделять главное, выстраивать логику событий, чётко отражать темы, подтемы, формулировать мысль.

Интеллект – карта как эффективное средство структурирования информации помогает учителю в подготовке к проведению занятий, планировании учебного материала, принятии решений. Классному руководителю - в познании личности ученика, самопознании. Планировании внеклассных мероприятий, работе с родителями.

Таким образом, интеллект - карты позволяют эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

ИПМ 5. Технология опыта

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

До сих пор нет единого общепринятого перевода на русский язык английского «Mind map». Основные варианты такие: карта ума, умная карта, карта сознания, карта мышления, интеллектуальная карта. Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps   как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».

Моделью такого процесса (он называется радиантное мышление) и является интеллект-карта. Другими словами, интеллект-карта отражает радиантную структуру мышления - и в этом главный секрет ее эффективности.

Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Картоиды помогают представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.

Приступая к созданию карты, нужно взять чистый лист бумаги  формата А4 или А3, причем положить его лучше в альбомной ориентации. В центре листа одним-двумя словами или картинкой обозначается основное понятие, концепция или проблема, которую необходимо проанализировать. Заметим, что тезисность выражения мыслей — вообще одна из основных характеристик интеллект - карт. Еще один вариант размещения центрального или главного понятия — слева в середине листаю Центральное понятие обводи тся в кружок. От него рисуются ветки — основные связанные с центральным понятия, свойства и т.п., эти понятия и свойства подписываются прямо на ветках одним - двумя словами (по возможности, не больше  — хотя соблюдать это правило может быть достаточно трудно). Длина веток по возможности должна быть равна длине текста на них, записанного в одну строку. Ветки, идущие от центрального понятия, должны быть достаточно толстыми. Затем каждая ветка делится на еще несколько более тонких веток — развитие указанных понятий, детализация свойств, направлений работы. Чем дальше от центра, тем тоньше должны быть ветки, что будет подчеркивать принцип иерархичности, когда ближе к центру более важные понятия, дальше — менее важные. Таким образом формируется радиальная структура. Затем к каждой подписи на ветках рекомендуется нарисовать ассоциативную картинку - иллюстрацию, что особенно актуально, если карта используется с целью запомнить информацию. После этого различные ветви раскрашиваются разными цветами для лучшего восприятия, вокруг отдельных ответвлений можно нарисовать цветные ореолы. По возможности ответвления нумеруются, чтобы показать порядок рассмотрения основных понятий, а если между какими-то элементами карты есть смысловые связи, то они обозначаются стрелками. В результате получается весьма сложная, но очень осмысленная структура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Методическое пособие "Метод интеллект-карт - эффективная подготовка к ЕГЭ"

Данное методическое пособие предлагает использование инновационного метода обучения – метода интеллект-карт, который обеспечивает решение важнейших проблем образования: использование информационных ре...

Разработанное занятие в 11 классе по теме " Многоаспектный анализ художественного текста с применением интеллект- карт"

Этот  материал   будет  интересен  учителям  старших  классов  ,  применяющих  в  своей  работе  исследовательские  методики...

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Опыт работы с интеллект- картами, а именно картами понятий.

Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или ...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...