Опыт работы с интеллект- картами, а именно картами понятий.
консультация на тему

Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. 

Карты понятий  как особая система оценивания. Наша рабочая группа решила показать процедуру оценивания и инструментарий самопроверки, взаимопроверки и проверки учителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Ход инновационной площадки

  1. Теоретические выкладки (5 мин.)

Современная школа оснащена множеством необычных технологий, среди которых особое место занимают когнитивные. (слайд 1)

Среди них особое внимание занимают: … и метод интеллект- карт. (слайд 2)

Что это такое? (по гиперссылке- 3-5 слайды)

(ментальные карты, Фишбоун- схема, карта памяти)

Поскольку по ФГОС очень важны результаты: предметные, метапредметные и личностные, необходимо оценивать их, тогда новые технологии обучения становятся технологиями оценивания. (слайд 6)

Мы хотели бы показать некоторый опыт работы с одним из видов интеллект- карт, а именно карты понятий.

Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. (слайд 7)

Карты понятий  как особая система оценивания. Наша рабочая группа решила показать процедуру оценивания и инструментарий самопроверки, взаимопроверки и проверки учителем.

  1. Ознакомление с процедурой оценивания (5 мин.)

Описание техники оценивания (слайд 8)

Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

  • проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
  • проверить уровень понимания учеников и возникшее ложное толкование понятий; 
  • оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Помимо этого, учителя  часто используют карту понятий для собственной подготовки к занятиям либо как графический органайзер во время урока, а также для того, чтобы подтолкнуть учеников к рефлексии своих знаний. Составление карты понятий может стать хорошим основанием для совместной работы в группах сотрудничества, расширяющей пространство понимания предмета для каждого из партнеров (рис. 1).

  1. Сообщение Перевозниковой О.Е. «Из опыта работы. Самопроверка» (5 мин.)

  1. Сообщение Мардваевой А.Н. «Из опыта работы. Взаимопроверка» (5 мин.)

  1. Сообщение Алагуевой О.Л. «Из опыта работы. Обратная связь между учителем и учениками» (5 мин.)

  1. Практическая работа

Задание:

  1. Просмотрите фрагмент м/ф «Путь к печеньке»
  2. Составьте по действиям Хрюши из м/ф «Путь к печеньке» карту понятий
  3. Определите, что возможно оценить по этой карте

Задание:

  1. Организуйте процедуру оценивания:

1 группа- взаимопроверку

2 группа- самопроверку

3 группа- учителем

  1. Оцените составленные карты понятий: (слайд 9)

Основные техники внутриклассного оценивания с помощью карты понятий,  

обеспечивающие эффективную обратную между учителем и учениками

Название

Учитель. Подготовка

Ученики

Что делать с данными

Мини- обзор

(минутный)

Представляет готовую карту понятий

Отвечают на вопросы: «Какой момент карты наиболее важный?» и «Какой момент остался наименее ясным?»

Просмотреть ответы и отметить полезные комментарии.

В дальнейшем акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников

Цепочка заметок

Готовит схему карты понятий

Передают схему друг другу, заполняя по одному понятию, подписывают комментарий.

Определить лучшие комментарии, чтобы выделить систему вопросов. Обсудить процесс заполнения.

Матрица запоминания

Готовит первый круг карты понятий

Заполняют второй круг карты, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать понятия

Определить правильные и неправильные ответы.

Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о причине.

Направленная

расшифровка

Готовит карту понятий с некоторыми пустотами

Расшифровывают,   «переводят» как неспециалиста  то, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий

Категоризировать ответы по важным характеристикам.

Анализировать ответы как внутри одной или в разных категориях, выявляя проблемы

Резюме в одном предложении

Готовит схему карты понятий

Делают резюме к понятиям по изученной теме в форме простых предложений-  ответов на вопросы: «Что, зачем, почему?».

Оценить быстро качество каждого резюме (четкие характеристики для каждого пункта).

Отметить, идентифицируют ли ученики основные понятия и их взаимосвязи.

Подготовка экзамена (зачета) учениками

Готовит несколько вариантов карт

Составляют тест по вопросам, освещенным в карте понятий.

Различить комментарии учеников по поводу карт понятий.

Использовать тесты, распределяя «слепым способом»

Карты приложения

Представляет готовую карту понятий

Пишут после изучения теории  вариант реального приложения того, что они только что изучили, для того, чтобы определить, насколько способны к переносу знаний

Просмотреть все предложения и категоризовать их в соответствии с качеством.

Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы...

Опыт участия во Всероссийском конкурсе имени Выготского

В этом году я приняла участие в конкурсе имени Выготского.Цель конкурса - поиск, популяризация и поддержка ярких, творческих российских специалистов дошкольного образования, способных разрабатыва...

Опыт работы с ментальной картой

(Приложение №1). Поскольку ментальная карта является  способом изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, её легко применить на уроках истории. Она может быть в ви...

Опыт работы:"Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе"

Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непр...