Программа курса по математике "Метод мажорант"
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Гурушкина Наталья Валерьевна

Программа и рабочая программа курса по математике "Метод мажорант" для обучающихся 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_mazhorant.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО МАТЕМАТИКЕ «МЕТОД МАЖОРАНТ»

ДЛЯ 11-ых КЛАССОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Метод мажорант» (метод оценки) является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний обучающихся. Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, имеет прикладное общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления. Он  раскрывает намеченные, но не совсем проработанные вопросы общего курса школьной математики. Изучив его, обучающиеся пройдут путь от решения простых заданий до решения заданий с применением метода мажорант второй части ЕГЭ.

Содержание программы курса включает расширение тем базовой общеобразовательной программы основного общего образования, помогает учителю показать красоту, совершенство и «изощренность» метода при решении уравнений, неравенств, систем уравнений, систем неравенств, определении множества значений функции и пр.

Анализ олимпиадных задач и заданий ЕГЭ, показывает, что задачи, в которых нужно найти область значения функции, решить уравнения, неравенства и (или) их системы, составляют немалую часть работы, а базовые методы решения не всегда оказываются  эффективными. Поэтому школьников необходимо обучать нестандартным методам и приемам выполнения заданий. Одним из таких методов и  является метод мажорант – красивейший способ решения сложных задач. Метод мажорант применяется при решении нестандартных уравнений и неравенств, которые не получается решить с помощью стандартных приемов.

 Данный элективный курс рассчитан на 34 часа.

Цели курса:

- расширить знания базового уровня по математике для удовлетворения познавательных интересов обучающихся, успешной сдачи ЕГЭ, продолжения образования;

- формирование представлений о нестандартных уравнениях и неравенствах и нестандартных методах их решения;

- показать обучающимся практически универсальный алгоритм решения многих задач методом оценки.

Задачи курса:

         - научить обучающихся решению уравнений и неравенств, содержащих рациональные, иррациональные и тригонометрические функции с использованием метода мажорант;

         - преодолеть психологический барьер, обусловленный сложностью изучаемой темы.

  Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах постоянного и сменного состава.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество

часов

Введение в курс.

1

Мажоранта функции. Примеры функций, имеющих мажоранту.

2

Признаки присутствия мажоранты в задаче.

2

Приёмы нахождения мажоранты. Нахождение области значений функций.

3

Приёмы нахождения мажоранты. Применение базовых неравенств.

3

Приёмы нахождения мажоранты. Нахождение мажоранты с помощью производной.

3

Метод мажорант. Теорема 1.

2

Метод мажорант. Теорема 2.

2

Метод мажорант. Теорема 3.

2

Использование метода мажоранта при решении уравнений.

3

Использование метода мажоранта при решении неравенств.

3

Решение уравнений, неравенств и их систем.

3

Решение некоторых заданий части С.

3

Итоговое занятие.

2

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

Введение в курс.

Понятие нестандартных задач и нестандартных методов решения. Классификация методов. Повторение основных понятий и определений: области определения, области значений, понятие возрастания (убывания) функции через монотонность и с помощью производной; свойства числовых неравенств, понятие равносильности, исследование функции с помощью производной.

Мажоранта функции. Примеры функций, имеющих мажоранту.

Множество значений функции. Понятие мажоранты функции.

Примеры функций, имеющих мажоранту. Повторение областей значений показательной, логарифмической, тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, функции .

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения. Понятие метода мажорант и основной идеи этого метода.

Признаки присутствия мажоранты в задаче.

Смешанное уравнение (или неравенство), т.е. в задании есть разнородные функции, например, логарифмическая и линейная, или квадратный трехчлен и тригонометрическая, или вообще несколько видов.

Сложный, трехэтажный и пугающий вид, большие числа и коэффициенты.

Понятие метода мажорант и основной идеи этого метода.

Приёмы нахождения мажоранты. Нахождение области значений функций.

Аналитический способ нахождения области значения функций (способ оценки).

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения, самостоятельная работа.

Приёмы нахождения мажоранты. Применение базовых неравенств.

Неравенство Коши. Оценка однородного тригонометрического многочлена.

Тригонометрические неравенства. Оценка двух взаимообратных чисел.            

Приёмы нахождения мажоранты. Нахождение мажоранты с помощью производной.

Демонстрация (решение) задач-образцов.

Метод мажорант. Теорема 1.

Знакомство с методом мажорант, а именно с теоремой, позволяющей заменить данное уравнение системой уравнений, учитывая ограниченность функций, входящих в исходное уравнение.

Пусть f(x) и g(x) – некоторые функции, определённые на множестве D. Пусть f(x) ограничена на этом множестве числом А сверху, а g(x) ограничена  на этом множестве тем же числом А, но снизу. Тогда уравнение f(x) = g(x) равносильно системе уравнений

Определение типов уравнений, к которым применим метод мажорант. Обобщённый алгоритм решения уравнений методом мажорант и критерии его применения.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения.

Метод мажорант. Теорема 2.

Знакомство с методом мажорант, а именно с теоремой, позволяющей заменить данное уравнение системой уравнений, учитывая ограниченность функций, входящих в исходное уравнение.

Пусть f(x) и g(x) – некоторые функции, определённые на множестве D. Пусть f(x) и g(x) ограничены на этом множестве снизу (сверху) числами А и В соответственно. Тогда уравнение f(x) + g(x) = A+B  равносильно системе уравнений

Определение типов уравнений, к которым применим метод мажорант. Обобщённый алгоритм решения уравнений методом мажорант и критерии его применения.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения.

Метод мажорант. Теорема 3.

Знакомство с методом мажорант, а именно с теоремой, позволяющей заменить данное уравнение системой уравнений, учитывая ограниченность функций, входящих в исходное уравнение.

 Пусть f(x) и g(x) – некоторые неотрицательные функции, определённые на множестве D. Пусть f(x) ограничена сверху ( или снизу) числами А и В соответственно. Тогда уравнение f(x)·g(x)= А·B равносильно системе уравнений (при условии, что A>0 и B>0)

Определение типов уравнений, к которым применим метод мажорант. Обобщённый алгоритм решения уравнений методом мажорант и критерии его применения.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения.

Использование метода мажоранта при решении уравнений

Алгоритм решения с помощью метода мажорант. Демонстрация (решение) задач-образцов.

Примеры решения уравнений методом мажорант.

Использование метода мажоранта при решении неравенств

Алгоритм решения с помощью метода мажорант. Демонстрация (решение) задач-образцов.

Теорема, позволяющая заменить неравенство системой неравенств.  Определение типов неравенств, к которым применим метод мажорант. Обобщённый алгоритм решения неравенств методом мажорант и критерии его применения. Примеры решения неравенств методом мажорант.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения.

Решение уравнений, неравенств и их систем.

Практикум.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения, самостоятельная работа.

Решение некоторых заданий части С.

Задачи С3, С6. Задачи с параметрами.

Итоговое занятие.

Итоговый контроль.

Ожидаемый результат.

  1. Точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий.
  2. Освоить метод мажорант.
  3. Решать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ.

Литература

  1. Ковалёва Г.И., Бузулина Т.И. и др. Математика для учащихся 11 класса и поступающих в вузы.  

      Тренировочные тематические задания. – Волгоград, Учитель, 2005

  1. Е.А. Семененко, С.Д. Некрасов  Задания для подготовки к выпускному экзамену  по алгебре и

      началам анализа, Москва «Просвещение», 2001

3.  В.В. Ткачук. Математика - абитуриенту. Издание четырнадцатое. М: МЦНМО, 2007г.

4.  Балаян Э.Н «1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике», Ростов-на-Дону:  

     Феникс, 2008.

5.  3000 конкурсных задач по математике./ Сост. Куланин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко

     Ю.А.; под ред. проф. Н.А. Бобылева. М.: Айрис Рольф; 1997

6.   http://journal.kuzspa.ru/ , http://ucheba.pro/ , http://edu.tatar.ru/

Календарно – тематическое планирование

на 2014 – 2015 учебный год

Наименование раздела

программы

№ п/п

Название темы

Элементы содержания

Дата

проведения

план

факт

Введение

(1ч)

1

Введение в курс.

Понятие нестандартных задач и нестандартных методов решения. Классификация методов. Повторение основных понятий и определений: области определения, области значений, понятие возрастания (убывания) функции через монотонность и с помощью производной; свойства числовых неравенств, понятие равносильности, исследование функции с помощью производной.

03.09

Мажоранта функции

(13ч)

2-3

Мажоранта функции. Примеры функций, имеющих мажоранту.

Множество значений функции. Понятие мажоранты функции.

Примеры функций, имеющих мажоранту. Повторение областей значений показательной, логарифмической, тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, функции .

08.09

15.09

4-5

Признаки присутствия мажоранты в задаче.

Смешанное уравнение (или неравенство), т.е. в задании есть разнородные функции, например, логарифмическая и линейная, или квадратный трехчлен и тригонометрическая, или вообще несколько видов.

Сложный, трехэтажный и пугающий вид, большие числа и коэффициенты.

Понятие метода мажорант и основной идеи этого метода.

22.09

29.09

6-8

Приёмы нахождения мажоранты. Нахождение области значений функций.

Аналитический способ нахождения области значения функций (способ оценки).

06.10

13.10

20.10

9-11

Приёмы нахождения мажоранты. Применение базовых неравенств.

Неравенство Коши. Оценка однородного тригонометрического многочлена.

Тригонометрические неравенства. Оценка двух взаимообратных чисел.            

27.10

10.11

17.11

12-14

Приёмы нахождения мажоранты. Нахождение мажоранты с помощью производной.

Приёмы нахождения мажоранты. Нахождение мажоранты с помощью производной. Демонстрация (решение) задач-образцов.

24.11

01.12

08.12

Метод мажорант

(20ч)

15-16

Метод мажорант. Теорема 1.

Знакомство с методом мажорант, а именно с теоремой, позволяющей заменить данное уравнение системой уравнений, учитывая ограниченность функций, входящих в исходное уравнение. Теорема 1.

15.12

22.12

17-18

Метод мажорант. Теорема 2.

Знакомство с методом мажорант, а именно с теоремой, позволяющей заменить данное уравнение системой уравнений, учитывая ограниченность функций, входящих в исходное уравнение. Теорема 2.

29.12

12.01

19-20

Метод мажорант. Теорема 3.

Знакомство с методом мажорант, а именно с теоремой, позволяющей заменить данное уравнение системой уравнений, учитывая ограниченность функций, входящих в исходное уравнение. Теорема 3. Определение типов уравнений, к которым применим метод мажорант. Обобщённый алгоритм решения уравнений методом мажорант и критерии его применения.

19.01

26.01

21-23

Использование метода мажоранта при решении уравнений.

Алгоритм решения с помощью метода мажорант. Демонстрация (решение) задач-образцов.

Примеры решения уравнений методом мажорант.

02.02

09.02

16.02

24-26

Использование метода мажоранта при решении неравенств.

Алгоритм решения с помощью метода мажорант. Демонстрация (решение) задач-образцов.

Теорема, позволяющая заменить неравенство системой неравенств.  Определение типов неравенств, к которым применим метод мажорант. Обобщённый алгоритм решения неравенств методом мажорант и критерии его применения. Примеры решения неравенств методом мажорант.

24.02

02.03

10.03

27-29

Решение уравнений, неравенств и их систем.

Выполнение тренировочных заданий.

16.03

06.04

13.04

30-32

Решение некоторых заданий части С.

Задачи С3, С6. Задачи с параметрами.

20.04

27.04

04.05

33-34

Итоговое занятие.

Итоговый контроль.

11.05

18.05


РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ЭЛЕКТИВНГОГО КУРСА

 «Метод мажорант»

(11 класс)

Пояснительная записка к рабочей программе

Предмет – математика

Класс – 11 «А»

Уровень – базовый

Всего часов на изучение программы - 34ч

Из них: теоретические занятия – 34 ч

Количество часов в неделю- 1 ч

Программа: «Метод мажорант», автор - составитель Гурушкина Н.В.

Рабочая программа составлена на основе программы «Метод мажорант» с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...