Математика и казачество
занимательные факты по алгебре (7 класс) по теме

Виноходова Наталья Васильевна

В данном материале собраны задания по алгебре и геометрии для учащихся 7 классов обучающихся в кадетском казачьем классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_kazachestvo.doc405 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ 21 г. Белгорода                                                           учитель математики Виноходова Н. В.

Алгебра 7 класс

Задания для устной работы,  для актуализации опорных знаний

1.

Заполните пропуски в предложениях:

__________________ - чин в казачьих войсках. Изначально — наименование помощника военачальника, его заместителя.

________были:

  1. генеральные,
  2. войсковые,
  3. полковые,
  4. сотенные,
  5. станичные,
  6. походные,
  7. артиллерийские.

Генеральный ______ был помощником казачьего гетмана. В мирное время в его обязанности входила инспекция казачьих полков, а во время войны под его командованием находилось несколько полков. При отсутствии гетмана генеральный _________ командовал всем войском.

_____________— командир подразделения («сотни»)  в казачьих войсках с 1798 по 1884 год — обер-офицерский чин XII класса, с 1884-го — X класса в Табели о рангах, соответствовавший чину поручика, мичмана, коллежского секретаря.

Кроме того — начальник административно-территориальной и военной единицы (сотни) на Украине в XVI—XVIII веках.

2. Преобразуйте произведения в многочлены стандартного вида. Используя данные таблицы, узнайте, какие казачьи чины соответствуют званиям в Российских военных силах.

Выпишите себе эти соотнесения чинов и званий.

  1. Замените заданные выражения многочленами стандартного вида и  впишите получившееся слово в текст.

__________, этническая группа, в основном в составе русского народа. Численность в Российской Федерации — 140 тысяч человек (2002), численность потомков казаков оценивается в 5 млн. человек. В тюркских языках «________» — вольный человек, так у кочевых народов называли людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груз общинных и семейных обязанностей. Разрывая связи с родом, ________ уходили в пограничные районы расселения своего народа, сбивались в группы, жили за счет охоты и промыслов, а также грабительскими налетами на земли соседних народов. __________ охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска.

Задача шутка

1.  Два молодых казака часто спорили кто кого перегонит. Не раз тот и другой были победителем, наконец им это надоело.

– Вот что, – сказал Григорий, – давай спорить наоборот. Пусть заклад достанется тому, чей конь придет в назначенное место вторым, а не первым.

– Ладно! – ответил Михаил.

Казаки выехали на своих конях в степь. Зрителей собралось множество: всем хотелось посмотреть на такую диковинку. Один старый казак начал считать, хлопая в ладоши: – Раз! Два! Три!

Спорщики, конечно, ни с места. Зрители стали смеяться, судить да рядить и порешили, что такой спор невозможен, и что спорщики простоят на месте, как говорится, до скончания века. Тут к толпе подошел седой старик, видавший на своем веку многое.

– В чем дело? – спрашивает он. Ему сказали.

– Эге ж! – говорит старик, – я ,им сейчас: шепну такое слово, что поскачут, как ошпаренные.

– И действительно. Подошел старик к казакам, сказал им что-то, и через полминуты казаки уже неслись по степи во всю прыть, стараясь непременно обогнать друг друга, но заклад все же выиграл тот, чья лошадь пришла второй. Что сказал старик?

– Какие у вас будут предположения? Обоснуете их.

(Старик шепнул казакам: «Пересядьте». Те поняли, мигом пересели на лошадь своего противника, и каждый погнал теперь во всю прыть).

Задачи на повторение.

  1. В сибирской летописи упоминается  об одном из событий «В 1582 году 5 ноября казаки Ермаковской  дружины отправились на рыбную ловлю на озеро, находившееся недалеко от этого села. Но царевич Маметкул ночью тихо побил всех сонных». Сколько казаков Ермаковской дружины были побиты татарами, если  их количества составляет 14 человек.
  2. Первый отряд казаков приплыл на Кубань из Украины по Черному морю в 1792 г. В этом же году и атаман Захарий Чепега по суше дошел до реки Кубань, двигаясь с обозом в 413 телег, на которых сидело по 5 человек казаков с семьями, вещами и продовольствием. Посчитайте, сколько человек атаман Чепега привел с собой на Кубань? Сколько лет казаки уже живут на Кубани?

  1. Двое казаков изготовили 657 крынок, причём первый изготовил на 63 крынки больше второго. Сколько крынок изготовил каждый казак.

  1. За три дня отряд казаков прошёл 70 км. В первый день они прошли в 2 раза больше, чем во второй день, а в третий – на 10 км больше ,чем во второй. Какой путь был пройден казаками в каждый из трёх дней?

  1. В одной казачьей семье возраст брата через пять лет будет относится к возрасту сестры как 7:5. Сколько лет каждому из них в настоящее время, если год назад брат был вдвое старше сестры?

 

Минутка истории

(сообщения о математиках казаках)

  1. Алексеев В.Г.(дон.) - профессор чистой математики, ректор Юрьевского университета.
  2. Фролов П. С. (дон.) - профессор чистой математики.

        

Геометрия 7 класс

1. Тема «Угол»

Этап урока:  Мотивационная беседа

- Скажите ребята,  вы уже встречались понятием «угол». Где его можно увидеть?

(ответы ребят)

- А знаете ли вы, какой угол называют “красный угол”.

Все гости, которые заходили в хаты казаков, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами.

А сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «угол» в геометрии…

2.  Тема урока «Треугольник»

 

Этап урока: Итог урока

- Ребята, с какой геометрической фигурой мы познакомились сегодня на уроке?

- А какие геометрические фигуры вы знаете?

- Знаете ли вы, что обозначает выражение «казачий круг»?

- Круг — общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. На нем решались вопросы войны и мира, раздел угодий между куренями, о переизбрании сечевой старшины и другие вопросы. Высшая власть у казаков принадлежит Кругу и только Кругу, а в период между Кругами — атаману. В рамках Круга никогда не существовало каких-либо иных институтов управления, кроме самого Круга казаков.

А с геометрической фигурой «круг» мы подробно познакомимся в 9 классе на уроках геометрии.

  1. Тема урока «Параллельные прямые»

Этап урока : Первичное закрепление изученного материала

- Итак, какие прямые на плоскости мы будем называть параллельными?

- Где мы еще, помимо геометрии,  можем встретиться с понятием параллельности. Приведите пример (ответы ребят ).

Например, можно провести исторические параллели, а именно между казачьими чинами, чинами в царской армии и воинскими званиями в Российской армии

Казачьи чины

Соответствие в ВС России

Соответствие в царской армии

Урядник

Сержант

Унтер-офицер

Подхорунжий

Младший лейтенант

Хорунжий

Лейтенант

Корнет

Сотник

Старший лейтенант

Поручик

Подъесаул

Капитан

Штабс-ротмистр

Есаул

Майор

Ротмистр

Войсковой старшина

Подполковник

Подполковник

Казачий полковник

Полковник

Полковник

Казачий генерал

Генерал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Казачество было, казачество есть, казачество будет!

Музейный урок (5 класс) по истории, культуре и быту кубанского казачества....

Классный час по теме: «Отражение традиций казачества посредством изучения народного творчества (пословиц и поговорок)».

Классный час рекомендован для классов казачьей направленности с целью получения знаний о жизни Кубанского народа посредством изучения устного народного творчества....

Организация мероприятий, связанных с изучением истории, культуры, традиций казачества, в МОУ Кировская СОШ, Алтайского района.

Енисейское казачество сыграло огромную роль в присоединении территории южной Сибири к Российскому государству в 17 – 18 веках. Наш Алтайский район Хакасии свое название получил от села Алтай, чт...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону.

Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону....

Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»

Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать!               Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...

Урок математики 3 класс "Порядок действий" с использованием регионального компонента (казачества)

Урок содержит презентацию для интерактивной доски смарт, ролик сделан с помощью платформы Visper/...