урок "Буквенные выражения"
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме

Соколовская Светлана Васильевна

Урок математики в 5 классе по учебнику Виленкин Н. Я. и др.

Тема: буквенные выражения, урок 1.

Технология: критического мышления.

Цели урока: дать понятие о буквенных выражениях, научить отличать буквенные выражения от числовых, научить составлять буквенные выражения. (Основанием для целеполагания является таксономия цели Бенджамина Блума)

Когнитивная область:

Знать – узнавать буквенные выражения.

Понимать – отличать буквенные и числовые выражения.

Применять – грамотно читать буквенные выражения.

Анализ – сравнивать буквенные и числовые выражения.

Синтез – составлять буквенные выражения.

Оценка – оценить значимость буквенных выражений, составить синквейн.

Аффективная область:

  • Внимательно слушать высказывания окружающих
  • Выполнять заданную учителем работу
  • Проявлять интерес к учебному предмету
  • Участвовать в обсуждении вопросов
  • Анализировать различные точки зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе по учебнику Виленкин Н. Я. и др.

Тема: буквенные выражения, урок 1.

Технология: критического мышления.

Цели урока: дать понятие о буквенных выражениях, научить отличать буквенные выражения от числовых, научить составлять буквенные выражения. (Основанием для целеполагания является таксономия цели Бенджамина Блума)

Когнитивная область:

Знать – узнавать буквенные выражения.

Понимать – отличать буквенные и числовые выражения.

Применять – грамотно читать буквенные выражения.

Анализ – сравнивать буквенные и числовые выражения.

Синтез – составлять буквенные выражения.

Оценка – оценить значимость буквенных выражений, составить синквейн.

Аффективная область:

  • Внимательно слушать высказывания окружающих
  • Выполнять заданную учителем работу
  • Проявлять интерес к учебному предмету
  • Участвовать в обсуждении вопросов
  • Анализировать различные точки зрения

План урока:

  1. Орг. момент.
  • Проверка готовности к уроку
  1. Фаза вызова.
  • Объявление темы урока
  • Составление таблицы З-Х-У
  • Сравнение таблицы З-Х-У
  1. Фаза осмысления.
  • Чтение раздаточного материала
  • Дополнение таблицы З-Х-У
  • Тренировка. Составление выражений.
  1. Фаза рефлексии.
  • Подведение итогов по таблице З-Х-У
  • Проверочная работа
  • Составление синквейна
  1. Орг. момент.
  • Домашнее задание. Сбор тетрадей.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  • Проверка готовности к уроку

На партах у каждого должны лежать: тетрадь, учебник, дневник, письменные принадлежности, наглядные пособия на краю парты.

  1. Фаза вызова.
  • Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой: Числовые и буквенные выражения.

  • Составление кластеров.

Но сначала я хочу узнать, что вы уже знаете по этой теме, а для этого нам поможет таблица З-Х-У, на выполнение этого задания вам 2 минуты.

  • Сравнение таблицы З-Х-У.

Дети заполняют у себя на листах, затем зачитывают и дополняют.

  1. Фаза осмысления.
  • Чтение раздаточного материала.

Сейчас у вас на партах лежат листы с текстом, возьмите в руки первый лист, прочитайте информацию на нем, выполните требуемые действия, дополните в таблицу.

  • Дополнение таблицы.
  • Тренировка. Составление выражений.

Выполнение упражнений № 296, 297, 302, 303.

  1. Фаза рефлексии.
  • Подведение итогов по таблице З-Х-У.
  • Проверочная работа.

1 вариант №300, 2 вариант №301.

  • Составление синквейна.

Совместно.

  1. Орг. момент.
  • Домашнее задание. Сбор тетрадей.

Стр. 56 – 57,ответы на вопросы, №325, 326,328а,в.

Лист 1

Числовые и буквенные выражения.

Как возникают буквенные выражения.

Задача 1. Когда родился Игорь, его отцу было 24 года. Сколько лет было Игорю, когда отцу было: а) 25 лет; б) 26 лет; в) 27 лет; г) 28 лет; д) 29 лет и т.д.?

Ответ можно дать таблицей:

Возраст отца

25

26

27

28

29

30

31

32

Возраст Игоря

1

2

3

4

5

6

7

8

Но Игорь и отец собираются жить долго. Неужели надо так долго составлять таблицу? Нельзя ли выразить ответ короче? Можно. И очень просто. Обозначим возраст отца буквой n. Тогда возраст Игоря будет n – 24. вот и возникло буквенное выражение. Какое число скрывается за буквой n? Число сет отца.

Задача 2. У кассы кинотеатра Смекалкин, показывая на объявление о ценах на билеты, спросил младшего брата: «Сколько всего денег заплатят за билеты зрители,  которые придут на сеанс?»

Младший брат удивился: «Что за странный вопрос!»                                                        мы ведь не знаем, сколько будет продано обычных билетов, а сколько льготных. Как же тут ответить?»   Смекалкин разъяснил: «Ответ можно дать буквенным выражением, в котором буквами будет обозначено число пришедших на сеанс пенсионеров и число других зрителей. Вот такое выражение:        5  а + 10  b рублей.  Как оно получилось?   Льготный

билет стоит 5 рублей; значит, если на сеанс придут a пенсионеров, то за все их билеты будет уплачено 5  а рублей …»

Закончите объяснения Смекалкина. Объясните, что означает каждая буква в выражении 5  а + 10  b? Заполните таблицу, ответы запишите в тетрадь.

выражение

1-й сеанс

2-й сеанс

3-й сеанс

4-й сеанс

а

327

272

486

423

b

153

184

313

357

5  a + 10  b

Лист 2

Буквенным выражением называют запись, в которой числа и буквы соединены знаками действий.

Примеры буквенных выражений: n + 1; n – 1; a + 2 : d – 5; m : 2 + 8 – c;             (a + 30) : 7.

  Если в буквенное выражение вместо букв подставить числа, то получится числовое выражение. Значит, из одного буквенного выражения возникает много числовых выражений. Все они похожи. Чем именно? В них одни и те же действия нужно выполнить в одном и том же порядке. Только числа, подставляемые вместо букв, могут быть разные. При каждом наборе чисел можно вычислить значение полученного числового выражения. Его называют числовым значением полученного выражения при данных значениях букв.

Лист 3

Правила написания синквейна

  1. В первой строке тема называется одним словом, существительным.
  2. Вторая строка – описание темы в двух словах, прилагательные.
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой тема тремя словами, глаголы.
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

   Итак, вы увидели, что буквенные выражения возникают при решении задач, когда какие-то данные в их условиях могут меняться. В задаче 1 меняется возраст отца. В задаче 2 могут меняться и число пенсионеров, и число не пенсионеров, пришедших на сеанс. Но буквенные выражения могут появляться и в других случаях. О них мы поговорим на следующее уроке.

Примерный синквейн к теме числовые и буквенные выражения:

Выражения

Числовые, буквенные

Составляем, вычисляем, сравниваем

Соединяет числа и буквы

Знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по разделу "Выражения и преобразование выражений"

Данный проект разработан с целью подготовки учащихся к государственным экзаменам в 9 классе и в дальнейшем к единому государственному экзамену в 11 классе....

Контрольная работа №1-7 по алгебре по теме: «Выражения. Преобразование выражений»

Контрольная работа  №1-7  по алгебре по теме:«Выражения. Преобразование выражений» составлена в 2-х вариантах...

Урок информатики "Понятие выражения. Использование в выражениях значений разных типов"

Урок информатики в 9 классе, раздел "Алгоритмизация и программирование"....

Обобщение материала по теме: "Выражения, преобразования выражений"

Урок обобщение.Цели:Образовательные:Устранить пробелы в знаниях;Обобщить и систематизировать знания по теме: «Выражения, преобразования выражений»Отработать навыки применения свойств действий над числ...

Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".

Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данный материал подготовлен для отработки вычислительных навыков, н...

Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".

Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данные материалы взяты из официальный изданий ФИПИ и МИОО, учебнико...

Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".

Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данный материал взят из официальных изданий ФИПИ и МИОО, учебников,...