Урок информатики "Понятие выражения. Использование в выражениях значений разных типов"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Урок информатики в 9 классе, раздел "Алгоритмизация и программирование".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 11.12.2012                                        Класс: 9 Б

Тема урока: Понятие выражения. Использование в выражениях значений разных типов.

Цели:

  1. познакомить учащихся со стандартными операциями и формой записи выражений на языке программирования Pascal;
  2. научить правильно описывать и использовать тип данных;
  3. развивать умение обобщать и систематизировать информацию.

Задачи: 

  1. отработать навыки обращения с математическими выражениями в Паскале;
  2. развивать умение логически мыслить;
  3. развивать познавательный интерес учащихся; пробуждать желание к дальнейшему изучению информатики;
  4. учить применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
  5. развивать умение работать в группе, максимальную работоспособность и ответственность за свой труд.

 
Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: дидактический, раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, ПК с языком программирования Pascal, компьютерная тестовая программа.

Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальный, наглядный, практический, беседа, исследовательский, репродуктивный проблемно-поисковый, закрепление.

Ход занятия

I. Орг.момент.

Приветствие: Добрый день, дорогие учащиеся! Добрый день, дорогие гости!

Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.

II. Постановка темы занятия.

1) Задание: Отгадать кроссворд и сформировать ключевое слово. (Флипчарт №1)

7

2

3

1

3

11

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

9

4

 

5

 

 

 

 

 

 

6

10

 

 

 

6

7

 

 

8

 

5

 

 

1

 

9

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

10

 

 

 

 

По горизонтали:

2. Сложный вещественный тип данных.

5. Логический тип данных.

6. Вещественный тип данных с одинарной точностью.

9. Тип данных с диапазоном значений от 0 до +255.

10. Один из целых типов данных.

11.Вещественный тип данных с повышенной точностью.

По вертикали:

1. Вещественный тип данных с двойной точностью.

3. Строковый тип данных.

4. Один из вещественных типов данных или название испанского футбольного клуба ... Мадрид.

7. Целый тип данных.

8. Целочисленный тип данных с максимальным диапазоном возможных значений.

3

1

2

s

7

d

3

11

e

x

t

e

n

d

e

d

2

c

o

m

p

4

r

u

9

r

i

5

b

o

o

l

e

a

n

6

7

10

8

l

a

g

6

s

i

n

g

l

e

5

l

n

1

o

9

b

y

t

e

n

e

g

g

8

i

e

n

10

w

o

r

d

t

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

e

x

p

r

e

s

s

i

o

n

 Задание: Сформируйте ключевое слово по выделенным цветом клеткам. Переведите ключевое слово на русский язык. Ключевое слово: expression - выражение.

III. Постановка целей занятия

Цели:

  1. познакомить учащихся со стандартными операциями и формой записи выражений на языке программирования Pascal;
  2. научить грамотно описывать и использовать тип данных;
  3. развивать умение обобщать и систематизировать информацию.

Заполнение диаграммы Венна

План занятия:

  1. Игра «Аукцион» (Изучение и систематизация нового материала);
  2. Практическая работа на компьютере.
  3. Домашнее задание.
  4. Подведение итогов урока.

IV. Изучение и систематизация нового материала.

Сегодня наш урок мы проведем в форме аукциона. Товаром на нашем аукционе будут ваши знания.

  1. Аукцион. 

Темы аукциона:

  1. Лот №1 Разгадать ребус;
  2. Лот №2 Записать выражения  на языке Паскаль;
  3. Лот №3 Вычислить значения выражений;
  4. Лот №4 Определите результат логической операции.
  5. Лот №5 Практическая работа на компьютере. Составление фрагмента программы.

Информационная панель:

Лот

I команда

II команда

III команда

№1 (3-5 баллов)

 

 

 

№2 (3-5 баллов)

 

 

 

№3 (3-5 баллов)

 

 

 

№4 (3-5 баллов)

 

 

 

№ 5 (5-15 баллов)

 

 

 

Итого

 

 

 

Лот №1.  Разгадать ребус. 

Ребус 1: функция                Ребус 2:переменная                Ребус 3: постоянная (константа)

Вопрос: Что вы знаете об этих данных?

Предположительный ответ: Константа – величина, которая не изменяется в процессе выполнения программы. Перемененная  - величина,  которая может изменятся в процессе выполнения программы. Константа и переменная имеют имя, тип, значение.

Вопрос: О каких данных вы еще ничего не знаете?

Предположительный ответ: Мы ещё ничего не знаем о функциях.

Поэтому приступим к изучению стандартных функций. Любая функция в математическом виде записывается следующим образом: b=sin a. В языке  Pascal при записи функции аргумент записывается в скобках: b:=sin(a).  Познакомимся со стандартными функциями Pascal.

Функция

Назначение

Тип аргумента

Тип результата

abs (x)

Модуль  x

integer, real

Такой же, как у аргумента

sqr (x)

Квадрат x

integer, real

Такой же, как у аргумента

sqrt (x)

Квадратный корень из x

integer, real

real

round (x)

Округление  х до ближайшего целого

real

real

frac (x)

Дробная часть x

real

real

int (x)

Целая часть x

real

real

random 

Случайное число от 0 до 1

-

real

random (x)

Случайное число от 0 до x

integer

integer

 Лот №2 Записать выражения  на языке Паскаль.

  1.  ;
  2. ;
  3.  

Лот №3 Вычислить значения выражений, определить тип результата. (Флипчарт )  

Лот №4 Определить результат логической операции. Для выполнения этого задания необходимо пользоваться таблицей истинности логических операций, а также вспомним приоритет действий в логических выражениях.

Таблица истинности логических операций

а

b

a and b

a orb

a xor b

false

false

false

false

false

false

true

false

true

true

true

false

false

true

true

true

true

true

true

false

Физминутка на снятие зрительного утомления.

Лот №5 Практическая работа за компьютером «Исследование стандартных функций».

Рекомендации к выполнению практической работы:

  1. Открыть среду программирования Turbo Pascal.
  2. Открыть программу  File  Open  L1.pas.
  3. Запустить программу Run  Run.
  4. Ввести значения с клавиатуры: первый запуск – четное число; второй запуск – нечетное число.
  5. Сделать вывод по результатам выполнения программы.

Повторить действия для задач L2.pas; L3.pas.

Листинг программ:

program l1;

  var n: integer; ans: boolean;

begin

  writeln ('Определение истинности высказывания о чётности числа');

  write ('Введите исходное число>>');

  readln (n);

  ans:=n mod 2=0;

  writeln ('Число ', n,' является четным - ', ans);

readln;

end.

program l2;

  var x, a, b, c, s: integer;

begin

  writeln ('Нахождение суммы цифр трёхзначного числа');

  write ('Введите исходное число>>');

  readln (x);

  a:=x div 100;

  b:=x mod 100 div 10;

  c:=x mod 10;

  s:=a+b+c ;

  writeln ('s= ', s);

readln;

end.

program n_3;

 var x, y, i, d: real;

begin

  writeln ('Исследование функций round, int, frac');

  write ('Введите x>>');

  readln (x);

  y:=round(x);

  i:= int(x);

  d:=frac(x);

  writeln ('Округление - ',y:8:1);

  writeln ('Целая часть - ',i:8:1);

  writeln ('Дробная часть - ',d:8:3);

readln;

end.

Домашнее задание: повторить конспект, решить одну из трех предложенных задач.

Задача №1. Напишите программу вычисления необходимого количества одинаковых лодок, вместимостью 6 человек, для переправы через реку N-го количества людей. Количество людей введите с клавиатуры. Переправа происходит только при максимальном наполнении лодок. Определите остаток людей на берегу. Где количество лодок K= N div 6, а остаток людей L=N mod 6. Выведите полученные результаты на экран.

Задача №2. Напишите программу  вычисления общего капитала и подсчета монет если в копилке лежат монеты достоинством 10, 20, 50 тенге. Количество монет введите с клавиатуры d1- десять тенге,d2 – двадцать тенге, d3- пятьдесят тенге. Где количество монет равно K=d1+d2+d3, а общий капитал S=10d1+20d2+50d3. Выведите полученные результаты на экран.

 Задача №3. Напишите программу вычисления средней скорости V при перемещении из пункта P1 в пункт P2. Время начала движения t1, время окончания движения t2, расстояние между пунктами P1 и P2  - S. Где средняя скорость равна:    . Выведите полученные результаты на экран.

V. Итог.

1) Рефлексия учащихся.

Каждый учащийся пишет на листочке, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2) Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по разделу "Выражения и преобразование выражений"

Данный проект разработан с целью подготовки учащихся к государственным экзаменам в 9 классе и в дальнейшем к единому государственному экзамену в 11 классе....

Особенности организации урока географии с использованием заданий разного типа для формирования познавательных УУД обучающихся

В последнее время, в связи с обилием источников информации, интерес к предмету география в школе немного угас. Да и востребован...

Использование дифференцированных заданий индивидуального характера на разных типах уроков по химии

Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель образования – создать условия для самореал...