Решение квадратных уравнений
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Кузнецова Наталия Петровна

 

«Решение квадратных  уравнений по  формуле №2 с чётным  вторым  коэффициентом»
Цели урока: 1. Вывести формулу корней квадратного уравнения с четным вторым 
                        коэффициентом.
                     2. Продолжить формирование навыка решений квадратных уравнений .
                     3.Расширение знаний и навыков решения квадратных уравнений.
                     4.Развитие интеллекта , сознательного отношения к учебе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.ppt456 КБ
Microsoft Office document icon moy_urok_po_kvadr.uravn_.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение квадратных уравнений

Слайд 2

Цели урока: Повторить основную формулу решения квадратных уравнений; Вывести формулу №2; Научить применять её к квадратным уравнениям с чётным вторым коэффициентом; Познакомить с приёмами устного решения квадратных уравнений с помощью дополнительных формул; Научить применять новые формулы к решению уравнений Воспитание трудолюбия, любознательности , ответственного отношения к учёбе

Слайд 3

Проверка домашнего задания № 542 а)5х2= 9х+2 х1,2 === 2;-0,2 б)-х2 =5х -14 =0 х1,2 === - 7; 2 в) 6х+9 =х2 х1,2 = 3 +3;3 - 3; г ) z -5 = z 2 -25 х1,2 === 5 ; - 4 г ) z -5 = z 2 -25 х1,2 === 5 ; - 4 д ) у2 =52у -576 х1,2 === 36 ; -16 е ) 15 у2 -30 =22у +7 х1,2 === -1; 2 ж ) 25 p 2 -10 p +1=0 х= = 0,2 з ) 299х2 +100х =500- 101х2 х1,2 === 1; -1 № 543 а) 25=26х-х2 х2 -26х +25 =0 Д= b 2 – 4 ac =676-100 =576; Д >0 ,2 корня : х1,2 === 25 ;1 б ) 3х2 =10 -29х 3х2 +29х -10 =0 Д= b 2 – 4 ac =841+120= 961; Д >0 ,2 корня : х1,2 === -10 ; в )у2 = 4у +96 у2 - 4у -96 =0 Д= b 2 – 4 ac =16+384= 400; Д >0 ,2 корня : х1,2 === -8 ;12 г ) 3 p 2 +3=10р 3 p 2 - 10р +3 =0 Д= b 2 – 4 ac =100-36= 64; Д >0 ,2 корня : х1,2 === 3 ; д ) х2 -20х=20х+100 х2 -40х -100 =0 Д= b 2 – 4 ac =1600+400= 2000; Д >0 ,2 корня : х1,2 === 20+10; 20 -10; е ) 25х2 -13 х =10х2 -7 15х2 -13х +7 =0 Д= b 2 – 4 ac =169 -420= -259; Д<0 , корней нет

Слайд 4

Устные упражнения 1.Докажите ,что -1 является корнем уравнения : х3 +1=0, х2 -1=0,х2+х =0,х2+3х+2=0. 2.Укажите коэффициенты квадратного уравнения: 2х2 -5х+10 = 0 , 2+х+х2=0 , х2 +3х -0,5 =0 , 5х2 -4х =3 , 0,5х2 –х -3 =0 , 8х -7 =х2 1-3х-2х2 =0 , 11-2х2 =4х. 3.Замените уравнение равносильным ему приведённым квадратным уравнением: 3х2-6х -12 =0; х2 -3х +6=0; -х2+2х -2 =0;10х2 -20х +30 =0. 4.Имеет ли квадратное уравнение корни ; если имеет, то сколько; рациональными или иррациональными числами являются корни: 4х2-12х +9 =0 , 2х2+3х -9 =0; 5х2-х+2=0 ; 4х2+7х -1 =0; х2-3х +5 =0; 3х2+2х -2 =0; 3х2-11х +10=0; 25х2+10х+1=0 5.Подберите какие-нибудь значения с , при которых уравнение имеет корни: х2-3х +с =0; 5х2- 2х +с =0.

Слайд 5

Математический диктант 1.Запишите общий вид квадратного уравнения и формулу дискриминанта: 2.При каком условии полное квадратное уравнение : Имеет единственный корень | не имеет корней 3.Вычислите дискриминант квадратного уравнения : 3х2 -8х - 3=0 | 2х2 -3х -2=0 4.Решите квадратное уравнение : х2-4х+9=0 | х2-6х+5=0 5. Подберите какое-нибудь значение с , при котором уравнение имеет корни: х2 -3х +с=0; | х2-2х+с=0..

Слайд 6

Изучение нового ах 2 +2 k х +с =0 2 D = b – 4 ac =4 k 2-4ас =4( k 2 –ас), D 1 = k –ас; если D 1>0, то х1,2 = = , где D 1 = k 2 –ас , если D 1 <0 , то уравнение корней не имеет. Привести вторую запись данной формулы при условии , если в приведенном квадратном уравнении второй коэффициент чётный : 2 х +2 k х +с =0; х1,2 = , где b =2 k , то есть : х 1,2 = (формула II ) Для быстрого запоминания формулы привожу стихотворные строки: « …б со знаком взяв обратным , мы на два его поделим , И от корня аккуратно знаком „минус-плюс” отделим , а под корнем очень кстати – половина б в квадрате, минус це(с) и вот решенье небольшого уравненья»

Слайд 7

Закрепление изученного Решить на доске : №539 (а,б,в,ж) а )3х2 -14х+16=0 б) 5х2 -16х+3=0 Д1=72-3·16=1, х1,2 == 2 ;2 Д1=82-15=49, х1,2 == ;3 в ) х2 +2х-80=0 ж)7 z 2 -20 z +14=0 х1,2 = -1=-19 =8; -10 Д1=102-7∙14=2, х1,2 =. Обучающая самостоятельная работа :№539 (г, д , е, з) с последующей проверкой. Ответы : г)23;-1 д)5,5; 3,5 е)-1; 2 з)5+ 5 ; 5 - 5

Слайд 8

Приемы устных вычислений корней В сообщении ученика приводятся приёмы для квадратных уравнений ах2+ b х+с =0: 1.Если а+ b +с=0 , то х1 =1 , х2 =; 2.Если а+ с = b , то х1 = -1; х2 = ; . Решаем устно : 1) х2 +17х-18=0, 2) х2 -19х+18=0; 3)13х2 -29х+16=0 4) х2 +2009х-2010=0; 5) х2 -5х-6=0; 6)17 х2 -19х-36=0;7) х2 +7х+16=0 12345671; -18 1;181; 1,-2010 -1;6-1; -1;-16

Слайд 9

Домашнее задание запомнить выведенные формулы, п21учебника,№540,№543.



Предварительный просмотр:

                               Конспект урока по алгебре в 8 классе

             на тему «Решение квадратных  уравнений по  формуле №2

                             с чётным  вторым  коэффициентом»

Цели урока:

                     1. Вывести формулу корней квадратного уравнения с четным вторым

                        коэффициентом.

                     2. Продолжить формирование навыка решений квадратных уравнений .

                     3.Расширение знаний и навыков решения квадратных уравнений.

                     4.Развитие интеллекта , сознательного отношения к учебе.

                                      СОДЕРЖАНИЕ   УРОКА:

I .ПРОВЕРКА   ДОМАШНЕГО   ЗАДАНИЯ

 1.В парах по заранее  приготовленным заданиям на доске проверяют правильность выполненных уравнений.

№542  а)5х2= 9х+2

              5х2 -  9х-2 =0

                Д=b2 – 4ac=81+40=121,Д >0 ,2 корня :

х1,2 =

Х1,2 = ;  х1=2; х2=-0,2

     

           б)-х2 =5х -14

              -х2 --5х +14 =0

               х2 +5х  - 14=0,          

         Д=b2 – 4ac=25+56= 81; Д >0 ,2 корня : х1,2  === - 7; 2

           в) 6х+9 =х2

               х2 – 6х – 9=0

         

Д=b2 – 4ac=35+36=72; Д >0 ,2 корня : х1,2  === 3 +3;3 -  3;

          г ) z -5 = z2 -25

           z2 –z -20 =0

   

   Д=b2 – 4ac=1+80=81; Д >0 ,2 корня : х1,2  === 5 ; - 4

           д ) у2 =52у -576

              у2   -52у +76 =0

Д=b2 – 4ac=2704 -2304=400; Д >0 ,2 корня : х1,2  === 36 ; -16

            е ) 15 у2 -30 =22у +7

                  15 у2 -22у  -37 =0

Д=b2 – 4ac=484 +2220=2704; Д >0 ,2 корня : х1,2  === -1; 2

       ж ) 25p2 -10p +1=0

   

Д=b2 – 4ac=100-100=0; Д =0 ,1 корень : х= = 0,2

       з ) 299х2 +100х =500- 101х2

           400х2 +100х-500 =0| : 100

           4х2 + х -5 =0

       Д=b2 – 4ac=1+80 =81; Д >0 ,2 корня : х1,2  === 1; -1

№543

        а) 25=26х-х2 

          х2 -26х +25 =0

     

      Д=b2 – 4ac=676-100 =576; Д >0 ,2 корня : х1,2  === 25 ;1

        б)2 =10 -29х

           3х2 +29х -10 =0

Д=b2 – 4ac=841+120= 961; Д >0 ,2 корня : х1,2  === -10 ;

       в )у2 = 4у +96

         у2 - 4у -96 =0

       

Д=b2 – 4ac=16+384= 400; Д >0 ,2 корня : х1,2  === -8 ;12

      г   )  3p2 +3=10р

           3p2 - 10р  +3 =0

     Д=b2 – 4ac=100-36= 64; Д >0 ,2 корня : х1,2  === 3 ;

    д )   х2 -20х=20х+100

          х2 -40х -100 =0

Д=b2 – 4ac=1600+400= 2000; Д >0 ,2 корня :

х1,2  ===20+10; 20 -10;

     е ) 25х2 -13 х =10х2 -7

          15х2 -13х +7 =0

Д=b2 – 4ac=169 -420= -259; Д<0 , корней нет

II. УСТНЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ

1.Докажите ,что -1 является корнем уравнения : х3 +1=0, х2 -1=0,х2+х =0,х2+3х+2=0.

2.Укажите коэффициенты квадратного уравнения:

2 -5х+10 = 0 , 2+х+х2=0 ,   х2 +3х -0,5 =0    , 5х2 -4х =3   , 0,5х2 –х -3 =0 , 8х -7 =х2

1-3х-2х2 =0   ,    11-2х2 =4х.

3.Замените уравнение равносильным ему приведённым квадратным уравнением:

2-6х -12 =0;    х2 -3х +6=0;       -х2+2х -2 =0;   10х2 -20х +30 =0.

4.Имеет ли квадратное уравнение корни ; если имеет, то сколько; рациональными или иррациональными числами являются   корни:  4х2-12х +9 =0 , 2х2+3х -9 =0;

2-х+2=0 ;  4х2+7х -1 =0;   х2-3х +5 =0;   3х2+2х -2 =0;   3х2-11х +10=0; 25х2+10х+1=0

5.Подберите какие-нибудь значения с , при   которых  уравнение имеет   корни:

    х2-3х +с =0;                5х2- 2х +с =0.

III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ :

(проводится в виде  диктанта с взаимопроверкой в парах, двое учащихся выполняют задания на отворотах доски)

1.Запишите общий вид  квадратного  уравнения  и  формулу  дискриминанта:

2.При каком условии полное квадратное уравнение :

Имеет  единственный корень                         |          не имеет  корней

3.Вычислите дискриминант  квадратного уравнения :

2 -8х - 3=0                                                    |              2х2 -3х -2=0

4.Решите квадратное уравнение :

х2-4х+9=0                                                      |               х2-6х+5=0

5. Подберите  какое-нибудь значение  с , при котором уравнение имеет  корни:

  х2 -3х +с=0;                                                  |             х2-2х+с=0.

IV.     ИЗУЧЕНИЕ   НОВОГО     МАТЕРИАЛА:

 Поручить уч-ся самостоятельно изучить в течение 5 минут  вывод формулы из п.21(стр.115).Затем сильный ученик выполняет вывод на доске ,  дети записывают в тетради. Для квадратных уравнений, у которых второй коэффициент является четным числом , формулу корней  удобно записывать в другом виде:

               ах2 +2kх +с =0

     D=b2 – 4ac=4k2-4ас =4(k2 –ас),D1 = k2 –ас; если D1>0,  то

 х1,2  ===, где D1  = k2 –ас ,

если D1 <0  ,  то   уравнение корней  не имеет.

   Привести  вторую запись данной формулы при условии  , если  в приведенном квадратном  уравнении  второй коэффициент чётный :

х2 +2kх +с =0; , где b =2k , то есть : х1,2 =   (формулаII)

   Для быстрого запоминания формулы  привожу стихотворные строки:

 «  …б  со знаком взяв обратным  , мы на два его поделим  ,

И от корня аккуратно  знаком   „минус-плюс”  отделим ,

а под корнем очень кстати – половина  б в квадрате, минус це (с)  и вот решенье небольшого уравненья»

  V.    ЗАКРЕПЛЕНИЕ   ИЗУЧЕННОГО:

 Решить на доске : №539 (а,б,в,ж)

    а )3х2 -14х+16=0                                           б) 5х2 -16х+3=0                                          

Д1=72-3·16=1, х1,2 == 2 ;2                 Д1=82-15=49, х1,2 == ;3

в ) х2  +2х-80=0                                            ж)7z2 -20z+14=0                                      

х1,2 = -1=-19 =8; -10                Д1=102-7∙14=2, х1,2 =.

Обучающая самостоятельная работа :№539 (г, д , е, з)   с последующей проверкой. Ответы :

г

23;  -1

д

5,5; 3,5

е

-1; 2

з

5+ 5 ; 5 - 5

VI.  ИТОГ   УРОКА:

1.воспроизвести буквенную запись формулы на доске.

2.Словесная формулировка нового правила :

   А ) Что означаетД1 ?

   Б)Как быстро запомнить формулу корней?

VII  . Приёмы устного решения некоторых квадратных уравнений

Сообщение о случаях устного решения отдельных видов квадратных уравнений готовится с  помощью учителя заранее сильным учеником.

В сообщении ученика приводятся приёмы для квадратных  уравнений ах2+bх+с =0:

1.Если а+b+с=0 , то х1 =1 , х2 =;

2.Если а+ с =b  , то х1 = -1;  х2 =.

Решаем устно :

1)   х2 +17х-18=0,   2) х2 -19х+18=0;    3)13х2 -29х+16=0 ;     4) х2 +2009х-2010=0;

5) х2 -5х-6=0  ;         6)17 х2 -19х-36=0;         7) х2 +17х+16=0

1

2

3

4

5

6

7

1;  -18

1;18

1;

1,-2010

-1;6

-1;

-1;-16

VII  .ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

 запомнить выведенные формулы п21учебника,№540,№543.          

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.

     Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических,...

урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"

Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...

Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.

Урок в 8 классе по теме          Учитель математики: Папшева  Ю.А.   Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...

Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений

Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении  различных тем, мы возвращае...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...

Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»

Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование  навыков пост...