Биография Н.И.Лобачевского с точки зрения акмеологии.
статья по алгебре на тему

Чернова Наталья Владимировна

Статья учителя математики Черновой Наталья Владимировны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernova_n.v.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

      Чернова Наталья Владимировна

       Учитель математики, педагог- психолог МБОУ СОШ № 7 г.Богородск Нижегородской обл.

       psiholog-7sh@yandex.ru

         Биография Н.И.Лобачевского  с точки зрения акмеологии.

          Наиболее интересными для рассмотрения являются вопросы, находящиеся на стыке наук. Как по форме, так и по содержанию занимательной является акмеологический аспект биографии Н.И.Лобачевского. Настоящая статья рассматривает практическое применение психологии, акмеологии, истории математики и использование математических знаний, а так же умение устанавливать причинно-следственные связи и  закономерности с целью проведения анализа данных и возможности прогноза.

          Акмеология, закономерность, зависимость, профессиональная успешность.

        В год 220- летия со дня рождения великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского наиболее значимым и поучительным на мой взгляд является его жизненный путь. Многие моменты в его биографии заставляют задуматься над тем, что же помогло математику стать столь значимой фигурой в отечественной. Да и в мировой науке. Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к науке о наивысших достижения человечества- акмеологии. Используя определенные закономерности, нам удалось выявить связь фактов биографии с имеющимися достижениями в области математики у Николая Ивановича.

        Отсутствие наработок по данной тематике позволили сформулировать проблему: как использовать педагогический потенциал акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы» с наибольшим упором на научность приобретаемых знаний.

      Гипотеза исследования состоит в предположении, что использование акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы» может помочь выявить зависимость между биографией человека и его достижениями.

      Акмеология (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Термин предложен в 1928 г. Н.А.Рыбниковым.
     Объектом акмеологии является развивающаяся личность на ступени зрелости.
     На данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональных достижениях.
     Предметом акмеологии
 являются закономерности условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма деятельности.

        Акмеология - это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития. Высшая ступень зрелости, ее вершина – "акме" – это многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития, характеризующее, насколько он состоялся как гражданин, специалист своего дела, как личность. По древнегречески «быть в акме» означает быть «в полном цвете (цветущая пора), на высшей ступени развития». Объектом акмеологии является развивающаяся личность на ступени зрелости. Предметом в широком понимании – объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелой личности, те условия, при которых взрослый человек может достичь самого высокого уровня продуктивности в своей профессиональной деятельности, творчестве, отношениях, развитии.

       Вершина зрелости человека (акме) - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-то профессиональной области деятельности. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.
      Акмеологический подход является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи  в акмеологических исследованиях центральным должен стать собственно
акмеологический анализ, на основании которого выявляются акмеологические условия к факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому, Данное положение являлось основополагающим при разработке акмеологических методов.
      В акмеологии в настоящее время получили наибольшее распространение модели, основанные на различных формах системного описания:
— вербальные или лингвистические качественно строгие (системы понятий, тексты, семантические поля, дихотомии и пр.);
—аналитические (табличные, матричные, функциональные);
— геометрические (пространственные модели, графы, кольцевые структуры;
— структурно-функциональные (кибернетические).

         По результатам акмеографического обследования выделяют:
—динамику роста профессионального мастерства,
—"узкие места" и факторы, мешающие этому росту,
—особенности изменения мотивационной сферы,
—динамику личностного развития и то, что этому способствует или препятствует;
— вид психотехнологий, которые целесообразно применять для личностно-профессионального развития.
        Стратегия акмеологического исследования выстраивается в зависимости от специальной области, в которой выделяется предмет данного исследования. В нашем случае – это организационно-педагогически ориентированное исследование в системе  профессионального образования. Наиболее перспективные вопросы– закономерности способов связи личности и профессии соответствующего профиля, условия и факторы личностно-профессионального развития.

       Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность, характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов и прослеживании их прямого или многократно опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности.

        В нашем случае рассматривается биография Н.И.Лобачевского с целью выявления закономерностей  между определенными жизненными этапами и достижениями человека.

       На наш взгляд наиболее удобно разместить все биографические события, имеющие то или иное отношение к уровню достигнутых результатов рассматриваемого математика в прямоугольную систему координат и рассмотреть наличие или отсутствие закономерностей. На оси абсцисс отражаются годы жизни в масштабе, на оси ординат- уровень достижений по 10- бальной шкале.

1792 – рождение

1802- поступление в гимназию

1806- окончание гимназии

1806- испытания в университет

1807- поступление в университет

1808- обучение в университете

1809- камерный студент

1811- магистр

1814- адъютант- профессор

1815- экстраординарный профессор

1818-член училищного комитета

1823-«Геометрия»

1825- «Алгебра»

1826-«Воображаемая геометрия»

1827- отклонена публикация в «Научных записках»

1829- «О началах геометрии»

1833- отказ «Общество наук»

1834- «Ученые записки Казанского университета»

1839- дворянский герб

1842- наблюдение солнечного затмения

1845- единогласное избрание ректором

1846-отстранение от должности ректора и преподавания

1852-проблемы со здоровьем, умер сын

1855- «Пангеометрия»

1856- скончался

1860-«Полное собрание сочинений по геометрии» (проект)

1883- реализация проекта

Выводы:

      Исходя из графика, полученного от графического изображения биографических данных Н.И.Лобачевского можно выявить ряд закономерностей

  • Наибольший рост отмечается в ранние годя и за короткий промежуток с 1792 по 1814 годы достигается величина от 0 до 9;
  • Стремительный рост численного показателя сменяется спадом (1806, 1852), что говорит о необходимости после стремительного роста стабилизационного периода, что позволяет закрепить результат;
  • После значительно периода стабильных высоких показателей присутствует неминуемый спад (1814-1842);
  •  После значительного подъема – резкое снижение численных показателей (1845, 1852);
  • Разбиение всего временного промежутка на 3 этапа (рост, относительная стабильность со спадом в конце периода и подъем в финале);
  • Уровень успешности по рассматриваемым параметрам определилась в финале, так как  вопреки распространенному мнению даже после кончины Н.И. Лобачевского показатели графика имеют высокие числовые значения.

     Анализируя проделанную работу, приходим к выводу, что выдвинутая гипотеза верна. Нами доказана возможность исследовать биографию человека и исходя из полеченных данных, используя графический способ находить закономерности развития успешного человека.

      Таким образом, акцентируя внимание на акмеологическом направлении  в нашем исследовании мы можем сделать следующие выводы: наибольший рост профессиональных показателей отмечается на раннем периоде развития человека (детство, юность, молодость). За периодами роста наступают периоды спадов. Что позволяет говорить о целесообразности расчета своих сил и учете акмеологических закономерностей, а именно: при достижении высоких профессиональных показателей необходимо зафиксировать результат, что окажется более продуктивным, нежели постоянно наращивать показатели и затем испытывать спад. Резкие подъем сопровождается резким снижением в достижениях. Развитие по исследуемым показателям можно представить в виде трех временных промежутков. Критерием успешности в профессиональной деятельности может служить наличие высоких показателей имеющих тенденцию к росту даже после физической смерти человека, как это оказалось в рассматриваемом нами случае.

       На наш взгляд исследование представленное в данной работе имеет следующее практическое значение : внедрение в образовательную практику модели, технологии и учебно-методического обеспечения построения профессиональной «лестницы» на основе акмеологического подхода позволит существенно повысить эффективность и качество профессиональной подготовки обучающихся.

      Надеемся, что результаты исследования представят интерес для специалистов, работающих в системе образования и могут быть использованы в системе повышения квалификации преподавателей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Здоровый образ жизни с точки зрения науки

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели методического обьединения точных наук...

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

конфликт - столкновение различных точек зрения

Рассматриваются, какие бывают конфликты и причины их возникновения, как люди ведут себя в конфликтных ситуациях, какие бывают этапы разрешения конфликтов...

Генезис категории "здорового образа жизни" с точки зрения философии

На сегодняшний день наблюдается всплеск разговоров о человеке и человечности. Люди надеются на духовное возрождение, веря в моральную суть человека, которая не является чем-то извечным. На место одних...

Революция 1917 г.Точки зрения. Современный взгляд

В данной работе сделана попытка определить, какие противоречия периода 1917 года оказались роковыми для истории и помогли перерасти революционной ситуации в революцию....

«Здоровый образ жизни с точки зрения науки»

Интегрированный урок по физике, математике и химии с использованием здоровьесберегающих технологий...