Урок-сказка по теме "Площади и объёмы"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Рауш Татьяна Георгиевна

На данном уроке в игровой форме с учащимися 5 класса рекомендую провести повторение материала по теме "Площади и объёмы". Вместе с героями мультфильма про кота Леопольда ученики не только отыщут клад, но и с удовальствиям осуществят путешествие в удивительный мир математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ploshchadi_i_obemy_5_klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-сказка по теме «Площади и объёмы»

Математика, 5  класс

Учитель ГБОУ СОШ №719

Зеленоградского округа г. Москвы

 Рауш Татьяна Георгиевна

 

Цели урока:

Обучающая: повторение темы, обобщение материала, подведение итогов

Развивающая: развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, памяти, грамотной математической речи

Воспитательная: формирование самостоятельности, аккуратности, взаимопомощи, доброго отношения к товарищам.

Учебное оборудование:

- электронная доска, где будет изображена карта путешествия. Если такой доски нет, то карту нарисовать на ватмане;

-  формулы на электронной или обычной доске, где левая часть не закреплена с правой;

-  текст вопросов для сам. работы,

- рисунок цветка (по количеству учащихся в классе) для выполнения дом. работы;

-  необходимые заготовки на электронной или обычной доске для выполнения №6 и устного счёта

- сундук, а в нём надпись «В знании сила»

Конспект урока

Сегодня у нас урок повторения темы «Площади и объёмы».

И это будет урок-путешествие в сказку.

Мы все хорошо помним мультфильм про двух мышат и кота Леопольда, который пытается жить с  ними дружно.

Сегодня мы не только узнаем новую историю о наших любимых героях, но и станем участниками событий.

Итак,  приготовились…

        Однажды утром, выйдя на прогулку, мыши обнаружили в одном из деревьев дупло. Дупло находилось высоко, и до него добраться можно было только с помощью лестницы. Каждая мышь принесла свою лестницу, чтобы поскорее узнать тайну дупла.

УСТНЫЙ СЧЁТ

На электронной или обычной доске заранее следует нарисовать дерево, к дереву с двух сторон приставлены лестницы. По одной лестнице ползёт серый мышь, по другой-белый. Вдоль лестниц написаны примеры для устного счёта:

I вариант помогает Серому мышонку:

4²   ;      + 2³;       : 8 ;       *15 ;     - 29 ;      -13       (ответ: 3)

II вариант – Белому:

5²   ;      + 3² ;       :2 ;        *3;      -29;      -16       (ответ: 6)

- Какая из мышей поднялась выше?

- На сколько выше?

- Во сколько раз её путь больше?

Итак, мы помогли мышатам попасть в дупло, значит, можем слушать историю их приключений дальше.

        

Из дупла мышата извлекли старую карту острова сокровищ. Они решили непременно отправиться на поиски клада! Мыши  сели на корабль и поплыли к  нужному острову…

Как только мышата ступили лапами на берег, согласно карте, перед ними возник непроходимый лес.

№1. Чтобы найти тропинку в лесу, необходимо помочь мышам сопоставить левые и правые части формул

(заранее на ёлках написать S прямоуг.=     , S кв =     , Vкуба=       и т.д., а между ёлками разместить правые части формул, а потом переместить правые части формул к левым)

Pпрям.  =   2(a+b)                    

Pкв.    =   4a                                                                  

Sпрям.   =   ab

Sкв.   =   a²

Sпов.куба   =   6a²

Vкуба       =   a³

Sпов.парал. = 2ab+2bc+2ac

Vпарал.  =   abc

По найденной тропинке мышата пошли дальше, и вот на их пути возникла огромная скала. Чтобы её обойти нужно выполнить следующее задание:                                                                                      

№2.  Выразите:

а)  в квадратных сантиметрах:

15 дм²,

4 м² 3 см²,

14000 мм²;

б) в квадратных дециметрах:

12 м²,

3 м² 4 дм²,

4000 см²,

в) выполните действия:

4 см³ - 2 см³ 219 мм³

Сразу же за скалой начиналась большая долина камней. Мышатам нужно  преодолеть её и  найти выход к зелёным полям, где наконец-то они смогут подкрепиться…

№3.  Решите задачу

а) Площадь поля прямоугольной формы – 116 га, ширина – 800 м. Найдите длину этого поля.

б) Найдите площадь земельного участка, который имеет форму прямоугольного треугольника, если стороны, образующие прямой угол равны 600 м  и  900 м.

        

Как много вкусностей нашли мыши на полях. Но поля располагались рядом с деревней, и эти поля от мышей охраняли коты. Поможем мышатам пройти незаметно.    

                                 

№4. Решите задачу

  1. Жители деревни хранят урожай в подвалах. Пока урожай не созрел, подвалы пустуют. Один из подвалов имеет форму куба. Высота этого помещения 3 м. Сколько кубических метров воздуха находится в подвале?

  1. Жители деревни хотят выложить бассейн плиткой. Длина бассейна 8 м, ширина – 4 м, глубина – 2 м. Размеры плитки 10 см х 10 см. Сколько для этого жителям потребуется плиток?

        

Мышата успешно миновали деревню и, наконец, они вышли к загадочной долине. Чтобы помочь им  прейти эту долину, мы с вами вспомним компас…  

                                                                                   

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ (повернули глаза на север, потом на юг и т.д. обыграть в подобном роде упражнения для глаз)

Вот так легко мыши преодолели загадочную долину! Ну ведь на то она и загадочная, чтоб было легко…  И мышата продолжили свой путь. Теперь они шли по лугу, усеянному великолепными белыми цветами полевой ромашки.

Ребята, а чем полевая ромашка полезна человеку?  

(В народной медицине настой ромашки лекарственной используется при спазмах в области желудочно-кишечного тракта, при простуде, высокой температуре, при заболеваниях нервной системы, бессоннице, при воспалениях и ранах).

А ещё на ромашке гадали во все времена. Чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, взяв в правую руку ромашку, а лепестки обрывая левой рукой, нужно было приговаривать «да», «нет», «сбудется», «не сбудется», пока не сорвешь последний лепесток, который и будет ответом.

Мы должны помочь мышатам перейти ромашковое поле как можно скорее, поэтому выполним самостоятельную работу, где будем отвечать на вопросы «верно» - «неверно».

САМ. РАБОТА

I вариант

Согласны ли вы с утверждением:

  1. любой квадрат является прямоугольником;
  2. равные фигуры имеют равные площади;
  3. если ширина прямоугольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом;
  4. площадь любого прямоугольника можно вычислить по формуле квадрата;
  5. если периметры прямоугольников равны, то эти прямоугольники имеют равную длину и ширину.

_____________________________________________________________________

II вариант

Согласны ли вы с утверждением:

  1. некоторые прямоугольники являются квадратами;
  2. каждая грань куба квадрат;
  3. если длина прямоугольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом;
  4. любой прямоугольный параллелепипед является кубом;
  5. неравные фигуры имеют разные площади.

Собрать работы, проверить ответы (оба варианта: да, да, да, нет, нет)

Ромашковое поле позади, но путники оказались на берегу широкой и быстрой реки. Путешественникам надо было попасть на другой берег. Они сделали плот и начали переправу. Всё шло прекрасно, пока плот не приблизился к середине реки. Здесь быстрое течение подхватило его и понесло по реке. Мыши рассеянно смотрели друг на друга.

Мы должны решить за 1 минуту задачи и тогда мыши будут спасены.

№5. Решаем задачи (устно):

а) Плот плывёт по реке со скоростью 10 км/ч. Какое расстояние проплывёт плот за t  часов?

б) Путешествуя на плоту, друзья за t часов проплыли 40 км. Какова скорость плота?

в) Путешественники на плоту проплыли 50 км, со скоростью V км/ч. сколько времени находились в пути путешественники?

И вот путешественники на другом берегу реки. И они уже близки к цели. Но клад находится в пещере.

И нам нужно помочь мышатам найти вход в пещеру.

№6.  Составьте выражение для вычисления площади фигуры, изображённой на рисунке:

                           b

а              c                                                                               x      

                                                                m        

                           d                                                                                  y      

                                                                                                n

                                                               

Мы у цели! Сундук в наших руках!

Откроем его:    В ЗНАНИИ СИЛА (записка в сундуке)

Что это за предложение? (пословица)

Вы согласны с ней?  Почему?

Я тоже согласна.

ЗАПИСЬ Д./З. – выдать листы формата А4 с изображением цветка, дать рекомендации по д.з., все вычисления провести рядом с цветком.

ИТОГИ  УРОКА:  Чему мы научили мышат?  Что вам понравилось?

При выполнении  какого задания вы испытывали трудности?

Какое настроение у вас после урока? Выразите своё настроение на листочках, которые находятся у вас на парте.

На этом наш урок закончен, мы нашли клад. И поняли, что клад это не всегда что-то материальное. Все были внимательны и активны. Благодарю за работу.

Листы ученикам для Д/З

Вычислите площадь фигур, составляющих цветок

Измерения и вычисления: ____________________________________________________________________________________________________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"

Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"

Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...

Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)

Цель: Обобщение и систематизация  знаний  учащихся по теме «Сказки»Задачи:  1. Активизировать мыслительную и  творческую  деятельность   учащихся.2. Разв...