Урок в 5 классе с использованием технологии критического мышления.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Для включения учащихся в активную познавательную деятельность как нельзя лучше подходит технология развития критического мышления через чтение и письмо. Урок направлени на развитие личностных, познавательный, коммуникативных регулятивных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ispolzovaniem_tekhnologii_kriticheskogo_myshleniya.docx124.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 5 классе с использованием технологии критического мышления.

Битюцких Л.П. учитель математики,

МКОУ «Частоозерская СОШ».

Тема урока «Формула площади прямоугольника».

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР.

Цель урока: формирование знаний и умений вычисления площади прямоугольника и квадрата с

                       использованием формул.

Задачи урока:

 - актуализировать знания учащихся о площади, полученные в начальной школе;

- ввести понятие равных фигур:

- научиться находить площади прямоугольника и квадрата, используя формулы;

- продолжить развитие умений обобщать, анализировать, сравнивать;

- продолжить воспитание культуры речи и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Осознать ценность и значимость получения образования на примере нахождения площадей фигур.
  • Научиться понимать, что получение образования – это большой труд.

Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

  • устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать;
  • читать и извлекать нужную информацию;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем;
  • использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

Умение:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию

Коммуникативные:

Умения:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
  • критически относиться к своему мнению, принимать точку зрения других
  • использовать средства информационных и коммуникативных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач.

Предметные:

Умение:

  • усвоение понятия площади, ее буквенное обозначение;
  • находить равные фигуры;
  • записывать правила нахождения площадей прямоугольника и квадрата в виде формул;
  • вычислять площади прямоугольника и квадрата, выбирая оптимальный способ решения.

Оборудование: чертежные инструменты, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с таблицей «Верно – не верно».

Ресурсы: персональный компьютер для пары обучающихся;  выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http//school-collection/edu/ru.

Приемы ТРКМ:

Методический прием «Верно - не верно»

Пометки на полях (INSERT)

Ромашка Блума.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД, технология оценивания

I.Организ.

момент

2мин

Положительный,

эмоциональный настрой на урок.

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу

Коммуникативные:

Доброжелательное отношение к окружающим.

II.Актуализация опорных знаний.

3 мин

1 мин.

1.Организует работу учащихся в парах.

Решив кроссворд, вы сможете узнать тему нашего урока.

2.Записывает тему урока на доске.

  1. Решают кроссворд. Слайд №1.

По горизонтали:

1.Сумма длин сторон геометрической фигуры (Периметр).

2.Инструмент для измерения длины отрезка (Линейка).

3.Правило, записанное с помощью букв (Формула).

4.Пройденный путь (Расстояние).

5.Арифметическое действие (Деление).

2. Читают слово по вертикали и формулируют тему урока.

Регулятивные:

- выдвигать версии;

- целеполагание;

- прогнозирование.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- отстаивать свою точку зрения;

- работать в парах, устанавливать рабочие отношения.

III.Подготовка к изучению нового материала (стадия вызова).

4 мин

Организует работу учащихся в парах.

1.Выбирают верные утверждения на карточках и заполняют таблицу «Верно – не верно».

Вопрос

Верно

Не верно

1.Площадь измеряют в квадратных сантиметрах.

2.Площадь фигуры равна сумме площадей его частей.

3.Фигуры называются равными, если одну из них можно наложить на вторую, и они совпадут.

4.Равные фигуры имеют равные площади.

5.Площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину.

6.Площадь квадрата равна находится по формуле S = a2.

7.Если площади равных фигур равны, то их периметры тоже равны.

8.В старину площадь земли измеряли в десятинах.

9.Если сторону квадрата увеличить в два раза, то площадь увеличится в четыре раза.

Регулятивные:

- выдвигать версии.

Коммуникативные:

- умения слушать ответы товарища и отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- управлять поведением партнера.

Познавательные:

- выделять ключевые моменты.

Личностные:

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;

- желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.

IV.Усвоение нового материала (стадия осмысления).

  1. 5 мин

  1. 5 мин
  2. 1 мин

1.Направляет работу учащихся.

2.Проводит инструктаж по использованию приема(INSERT)

Физкультминутка.

2. Координирует,  направляет работу учащихся, помогает найти нужную информацию.

1. Читают п.№18 учебника и делают пометки на полях.

«v» - известная информация.

«+» - новая информация.

«?» - непонятная информация.

« -» - информация, идущая в разрез с имеющимися представлениями и знаниями.

2.Обсуждение текста в парах и заполнение таблицы.

V

«галочка»

_

Знак «минус»

+

Знак «плюс»

?

«вопр.

Знак»

Познавательные:

- читать и извлекать нужную информацию;

- умение работать с текстом;

- представлять информацию в виде таблиц;

- анализировать, сравнивать новые знания с полученными ранее;

- систематизировать информацию.

Коммуникативные:

- умение точно и полно излагать свои мысли.

3.Составление памятки «Площади фигур»

3 мин

1.Помогает обобщить материал.

1. Составляют памятку.

1). Свойства площадей.

2). Формулы площади прямоугольника и квадрата.

Познавательные:

- умение обобщать материал.

Коммуникативные:

- формулировать собственные мысли.

4.Работа с таблицей «Верно – не верно»

3 мин

Давайте вернемся к таблице «Верно – не верно». Обсудим с 1 по 7 вопрос и проверим ваши предположения. Что нового мы узнали?

1.Обсуждают в парах и сверяют предположения с новыми, полученными знаниями.

Познавательные:

- умения сравнивать.

Решение практических задач (закрепление пройденного материала, используя методический прием «Ромашка Блума»)

6 мин

1.Организует группы и работу в них.

2.После решения задачи №4 вернемся к таблице «Верно - не верно» и проверим  свое предположение в 9 вопросе.

Выполняют задания.

1.Простые вопросы:

Как найти площадь прямоугольника по формуле площади?

Выполняют №716, 719.

Слайд №2.

2.Практический вопрос.

Начертите прямоугольник и квадрат, имеющие одинаковые площади.

3.Объясняющий вопрос.

Слайд №3

Для чего нужно знать свойства площадей?

4.Творческий вопрос

Слайд №4

Фермер решил увеличить участок земли квадратной формы, увеличив сторону квадрата в 2 раза. Во сколько раз увеличится площадь этого участка? Начертите первоначальный участок и вновь получившийся.

5.Уточняющий вопрос.

Слайд №5

Помогают ли формулы для вычисления площадей фигур?

Познавательные:

- умения перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы.

Личностные:

- творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Регулятивные: - умения выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение оформлять свою мысль в учебной речи;

- грамотно формулировать высказывания.

6.Проверка усвоения материала

5 мин

1. Организует индивидуальную работу учащихся за персональным компьютером.

1. Выполняют задания с самопроверкой, используя Интернет ресурс. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f33ba7d8-4d42-4496-967b-813c61be2901/?interface=teacher&class=47&subject=16 

Коммуникативные:

 - умение работать с электронными ресурсами для проверки знаний от работки умений и навыков.

V.Рефлексия.

2 мин

1. Оцените свою работу.

Оценивают работу в баллах.

10б. – все понял

8б. – все понял, но затрудняюсь в решении задач.

6б. – понял не все.

4б. – ничего не понял

Познавательные:

- давать оценку действиям, оценивать результат.

VI. Итог урока и домашнее

задание.

2 мин

1.Комментирует домашнее задание

1. Вернемся к Таблице «Верно – не верно» к вопросу №8 и приготовить сообщение об единицах измерения площадей в древности.

2.Составить практическую задачу на вычисления площади прямоугольника.

Коммуникативные:

- умение использовать средства информационных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач.

Познавательные:

- находить ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Самоанализ урока.

Урок « Формула площади прямоугольника» является первым уроком в теме «Площади и объемы», урок проходит после темы «Формулы».

 Тип урока – урок изучения нового материала с использованием ЭОР. Урок проводится в классе со средними математическими способностями.

  В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Для включения учащихся в активную познавательную деятельность как нельзя лучше подходит технология развития критического мышления через чтение и письмо.

  Урок направлен на развитие личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

  На первом этапе урока идет концентрация внимания, происходит положительный настрой на урок.

  При актуализации опорных знаний присутствует работа в парах, происходит развитие регулятивных и коммуникативных учебных действий. Дети сами формулируют тему урока, выдвигают версии, учатся отстаивать свою точку зрения.

  На стадии вызова используется методический прием «Верно - не верно», дети работают самостоятельно, учащиеся выдвигают версии, формулируют собственные мысли, учатся слушать товарищей, высказывать свою точку зрения. Развивается интерес к предмету, возникают желания к приобретению новых знаний.

  На стадии осмысления используется прием INSERT. Этот прием учит работать с информацией, развивает умение выделять главное, умения сравнивать. Развиваются умения представлять информацию в виде таблиц. Учитель выступает в роли координатора, он направляет работу учащихся, помогает слабым учащимся в выполнении заданий.

  При составлении памятки учитель учит детей обобщать материал, умение сравнивать. Обсуждение в парах помогает развивать умения делового сотрудничества, сравнивать различные точки зрения, считаться с мнением других.

  При решении практических задач, используется методический прием «Ромашка Блума». Дети учатся перерабатывать полученную информацию, делать самостоятельно выводы о проделанной работе. Идет развитие личностных УУД, в частности творческое отношение к процессу выбора и выполнению заданий. Формируются умения выполнять учебные действия в соответствии с планом работы.

  На уроке выполняются задания с самопроверкой, используя ЭОР. Учитель организует индивидуальную работу учеников.

  На стадии рефлексии продолжается  развитие познавательных умений, умений давать оценку действий, оценивать результат. 30% учащихся все поняли, 40% все поняли, но затрудняются в решении, Остальные материал поняли, но не все.

  При подведении итогов урока и сообщении домашнего задания идет развитие таких познавательных умений, как находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. На последующих уроках пройдет закрепление  материала с использованием технологии критического мышления.