Урок по математике в 7 классе по теме: "Формулы сокращённого умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Преподаватель Костина М.И.
Открытый урок по алгебре в 7 классе.
Тема урока: Формулы сокращённого умножения.
Цели:
1.Обобщение и закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения свободно преобразовывать выражения с помощью формул сокращённого умножения;
2. Воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля, математической
культуры, формирование интереса к предмету;
3 .Развитие сообразительности, внимательности, логического мышления,
умения применять полученные знания, введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение.
Оборудование: написанные на доске примеры для устной и письменной работы, карточки, учебники.
Тип урока: урок обобщения и систематизации с дидактической игрой « путешествие на остров « Сокращённого умножения».
Ход урока
1.Мотивационная беседа с учащимися. Сообщение правил игры: три корабля под названием «Мираж», «Вымпел», «Штурм» (названия учащиеся придумывают сами) отправляются в путешествие на остров «Сокращённого умножения». Корабль - учащиеся одного ряда, бортовые дневники - ученические тетради. За правильный ответ ученики получают жетон. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество жетонов.
2. Проверка кораблей к отплытию. Ученик от каждой команды-корабля встаёт и проговаривает вслух формулу сокращённого умножения:
а ) (а+в)² =а² +2ав+в²
Ответ: квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
в.) (а-в)² =а² -2ав+в²
Ответ: квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
г. ) а² -в² =(а-в)(а+в)
Ответ: разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений на их сумму.
д.)а³+в³=(а+в)( а²-ав+ в²)
Ответ: сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений и неполного квадрата их разности.
е.)а³-в³=(а-в)( а²+ав+ в²)
Ответ: разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений и неполного квадрата их суммы.
ж.) (а+в)² =а² +2ав+в²
Ответ: квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
3. Корабли отправились в путь. Конкурс капитанов. Задания в конвертах, капитаны выходят и выбирают себе пример. Учащиеся ведут записи в бортовых журналах-тетрадях (число, классная работа, решение примеров).
1.) Разложите на множители:(с6−а6).
Решение :последовательно применяем формулы разложения разности кубов и разности квадратов:
(с6−а6)=(с²)³ -(а²)³ =(с²-а²)(с4+с²а² +а4)=(с-а)(с+а)(с4 +с²а²+а4)
Ответ:(с-а)(с+а)(с4 +с²а²+а4)
2.) Разложите на множители:(х4−у4).
Решение: дважды применяем формулу разности квадратов.
(х4−у4)=(x²-y²)( x²+y²)=(x-y)(x+y)( x²+y²)
Ответ:(x-y)(x+y)( x²+y²)
3.) Представьте в виде многочлена выражение:(-3a-5)².
Решение: Возводим в квадрат сумму двух выражений.
(-3a-5)²= (3a+5)²=9a²+30a+25.
Ответ:9a²+30a+25.
4. Конкурс “SOS”. Надо помочь тонущим кораблям. Трое учащихся от каждой команды выходят к доске и решают примеры.
Подсчитайте результат, используя формулы разности квадратов, квадрата разности и квадрата суммы.
1.) 19²-9².
Решение:19²-9²=(19-9)(19+9)=10·28=280
Ответ: 280.
2) 31².
Решение: 31²=(30-1)²=30²-2·30·1+1=900-60+1=841.
Ответ:841
3.) 99².
Решение:99²=(100-1)²=100²-2·100·1+1=10000-200+1=9801.
Ответ:9801.
5. Конкурс «Высадка на остров».
Член команды берёт карточку-пропуск на остров, читает вслух задание и решает его на доске. После правильного решения даётся команда «высадка» на остров.
Докажите, что:
1.)Выражение 45³-15³ делится на 10.
Доказательство: используем формулу разности кубов:
45³ - 15³ =(45 -15)(45² +45·15 +15²)=30(45² +45·15 +15²).Один из множителей делится на 10, то и произведение делится на 10.
2.) Выражение 68³+32³ делится на 100.
Доказательство: используем формулу суммы кубов:
68³ + 32³ =(68 + 32)(68² - 68·32 + 32²)=100(68²- 68·32 +32²).Один из множителей делится на 100, то и произведение делится на 100.
3.) Выражение 136² — 36² делится на 100.
Доказательство: используем формулу разность квадратов двух выражений
136² — 36² =(136- 36)(136+ 36)=100·172. Один из множителей делится на 100, то и произведение делится на 100.
6. Смотр знаний. ( По трое учащихся от каждой команды решают на доске примеры).
1.) Выполнить умножение:
(5x -8y)(5x +8y) =25x² -64y².
(6z -9y)(6z -9y) =36z² -81y².
(3в -7а)(3в -7а)=9в² -49а².
2.) Представьте в виде многочлена:
(3а +12)²=9а² +72а +144.
(7в -9)²= 49в² — 126в +81.
(15- 4с) ²= 225 -120с +16с²).
3.)Примените формулу:
27 - в³ =(3- в)(9 +3в +в²).
64 -x ³= (4 – x)(16 +4x + x²).
7.Выборы почётного гостя острова « Сокращённого умножения», т. е. знатока формул сокращённого умножения. Один из учащихся решает пример.
Используя минимум две формулы сокращённого умножения, вычислите значение выражения (9² -4²)².
Решение: Сначала используем формулу разности квадратов
(9² -4²)² = (( 9 -4)(9 +4))²=(5·13)²=65².
Потом применяем формулу квадрат суммы 65²=(60 +5)²
65²=(60 +5)²= 60² +2·60 ·5 +5² =3 600 +600 +25 =4 225.
Ответ: 4 225.
8. .Итог урока.
Подводится итог игры: определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда — на балл ниже. Учителю даётся право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от их активности на уроке.
Учитель проводит беседу с учащимися, в которой ещё раз поясняет, что повторялось на уроке.
9.Домашнее задание.
В качестве дополнения к домашнему заданию, можно предложить учащимся творческую работу ( придумать конкурсы, игры, сказки на данную тему).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"
Урок подготовлен по учебнику Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Алгебра. 7 кл. К уроку прилагается мультимедийная презентация....

Урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"
Урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"
Даный урок-закрепления проходит в виде путешествия....

Урок алгебры в 7 классе по теме " Формулы сокращенного умножения".
Урок алгебры в 7 классе по теме " Формулы сокращенного умножения"....

урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращённого умножения"
в презентации представлены задания для обобщения ФСУ (квадрат суммы, квадрат разности и разность квадратов). В процессе решения заданий дети узнают интересные факты о кошках....

методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме " Формулы сокращенного умножения"
обобщающий урок по теме " Формулы сокращенного умножения и их применение" с использованием разных форм работы с учащимися....

План – конспект открытого урока алгебры в 7 классе по теме «Формулы сокращенного умножения»
План – конспект предназначен для открытого урока алгебры в 7 классе по теме «Формулы сокращенного умножения» с применениемсистемно-деятельностного подхода на уроках...