Урок – путешествие по теме: «Симметрия вокруг нас» в 5 кл.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Костылева Любовь Николаевна

Создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний по теме «Симметрия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

          Урок – путешествие по теме:

«Симметрия вокруг нас» в 5 кл.

Тип урока: Изучение и закрепление нового материала.

Общая дидактическая цель: Создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний по теме «Симметрия».

Триединая дидактическая цель:

Образовательная:

- сформировать понятие о «симметрии» и умение видеть явления «симметрии» в окружающем мире;

- познакомить с новыми понятиями (билатеральной симметрии, слова - палиндромы)

Развивающая:

- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, систематизировать, делать выводы;

-формировать умения ученика критически осмысливать имеющуюся у него информацию и применять ее в различных ситуациях;

- развивать интерес к предмету;

- развивать логическое мышление, мыслительную деятельность;

- интеллектуальное развитие.

Воспитательная:

- создать условия для развития способностей ученика принимать ответственное решение в той или иной ситуации, способности оценивать окружающий мир;

- создать условия для сотрудничества, взаимопонимания;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Методы обучения:

- объяснительно - иллюстративный;

- метод проблемного изложения;

- частично-поисковый;

Формы организации познавательной деятельности:

сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.

 

Средства обучения:

Компьютер, проектор, слайды, рисунки, картинки,  раздаточный материал, жетоны, буклеты.

                                                                                                                                                     

                                       Ход урока                                                                                                                                      

1.Оргмомент.

2. Загадка:        

                            Я - в листочке, я - в кристалле,

                            Я - в живописи, архитектуре,

                            Я – в математике, я – в человеке.

                            Одним я нравлюсь, другие

                            находят меня случайно.

                            Но все признают, что

                            Я – элемент красоты.

- Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому явлению  «симметрия».

3. Цель:

- Чем займемся?

- не знаем, что такое «Симметрия?» -  узнаем!

- выясним : зачем она нужна? где встречается?

 4.    В древности слово «Симметрия» употреблялось как «Гармония» и «Красота». Термин гармония в переводе с греческого означало «соразмерность, одинаковость расположения частей чего- нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости».   ( В толковом словаре Ожегова )

- С «Симметрией» мы встречаемся везде - в природе, технике, искусстве,  науке.  Оно встречается уже у истоков человеческого развития. Издавна человек использовал «Симметрию» в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.

- Посмотрите на снежинку, бабочку, лист. Их объединяет то, что они симметричны. Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная в зеркале половинка фигуры дополнит ее  до целой.

Такая «Симметрия» называется зеркальной (осевой). Прямая, вдоль которой поставлено зеркало ,  называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам вдоль оси симметрии, то ее части совпадут.

(Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией).

 Мы сегодня будем рассматривать осевую симметрию.

-Найдите симметричные фигуры и предметы в окружающем мире.

  -Давайте рассмотрим

                «Симметрию» в мире животных

      (работа в парах).- каждая пара корабль.

* выводы (на проекторе)

- красота, гармония

- равновесие

- одна ось симметрии (билатеральная симметрия).

                  «Симметрия» в мире растений.

- гармония и красота

- много осей.

                     «Симметрия» в архитектуре.

- красота, гармония.

- устойчивость.

- «Симметрия» в бордюрах, орнаментах. Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте называется бордюром. На практике бордюры встречаются в различных видах ( настенная роспись, чугунное литье, гипсовые  барельефы, керамика).

Бордюры применяют маляры и художники при оформлении комнаты. Используют трафареты ( передвигаем, обводим рисунок получается орнамент - показать).

- С помощью «Симметрии» выполняются и наши национальные узоры. Они украшают одежду.  

- «Симметрия» в быту.

   «Симметрия» в различных школьных предметах.

- русский  (буквы)

- математика (цифры, геометрические фигуры)

- литература

- география

- история

- биология

- химия

- физика

- физкультура

- труд

- изобразительное  искусство

- музыка.

  -   Из букв, которые имеют горизонтальную ось симметрии, можно составить слова. Например: кофе, звонок.

- вертикальная ось. Например:  шалаш, топот, потоп, казак.

- есть фразы с таким свойством (не учитывать пробелы между словами).  Например: «Искать такси», «Аргентина манит негра».      «А  роза упала на лапу Азора». (Прикл. Буратино ,  Мальвина учила его).  Такие слова называются  палиндромами.

    - Итог урока.

 Вопросы:

  1. С каким понятием мы сегодня познакомились?
  2. А что такое «Симметрия»?

- математическое явление

    3). Что в переводе означает?

         - соразмерность , одинаковость

     3). Что она придает ?

- красоту и гармонию

- равновесие

- устойчивость.

     

- «Симметрия» встречается часто и повсеместно.

- О чем же шла речь в загадке?  ( О «Симметрии»).

«Симметрия» абстрактное понятие, пощупать не можем, а можем увидеть .

- Стих: На зеркальной поверхности

             Сидит мотылек.

              От познания истины

              Бесконечно далек.

              Потому что, наверное,

              И не ведает он,

              Что в поверхности зеркала

               Сам отражен.

  • Путешествие закончено.
  • Буклеты подарить.

  • Оценки.
  • Д.З. творческое ( слова, фразы, аппликации, рис, орнаменты, сказки, стихотворения. Работы соберите и отправите мне в Заево, я буду ждать.)
  • Рефлексия. (самолетик и написать).
  • Спасибо за урок.

 

 

                 

                       

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах по теме "Симметрия вокруг нас".

Внеклассное мероприятие проводилось по математике в 5-6 классе на тему «Симметрия вокруг нас». Роль этого мероприятия заинтересовать обучающихся предметом математика. Форма работы – групповая. Специфи...

Научная работа по теме: «Симметрия вокруг нас»

Выполнила:Акылбекова Жулдузученица 10Б классаУчитель: Милакина Любовь Матвеевна...

Презентация на тему "Симметрия вокруг нас"

Материал можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках математики....

урок геометрии по теме: "Симметрия"

Урок-презентация проектов проводится с учащимися 8 класса после изучения темы"Симметрия" (учебник геометрии Погорелов А.Г.) За месяц до урока класс делится на группы по интересам. Ребята готовят проек...

Презентация по теме: "Симметрия вокруг нас"

С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию форм автомобиля и самолёта, симметрию в ритмич...

Презентация по теме:"Симметрия вокруг нас"

данная презентация может быть использована на уроках математики при изучении темы:"Осевая симметрия"....

Научно-практическая работа на тему: "Симметрия вокруг нас"

laquo;Симметрия является той идеей, посредствомкоторой, человек на протяжении веков пытался  постичь и создать порядок, красоту и совершенство».Я, ученица 5-го класса интересующаяся всем, ...