Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах по теме "Симметрия вокруг нас".
методическая разработка по теме

Малеева Нина Геннадьевна
Внеклассное мероприятие проводилось по математике в 5-6 классе на тему «Симметрия вокруг нас». Роль этого мероприятия заинтересовать обучающихся предметом математика. Форма работы – групповая. Специфика этого мероприятия - интеграция, основывается на создании у обучающихся целостного представления об окружающем мире на примере явления симметрии. Ещё раз ученики ознакомились с этим понятием (так как первоначальные сведения получили в начальных классах) и рассмотрели симметрию с разных сторон.

            Были поставлены следующие цели:

  • образовательные - формирование понятия симметрии, умение видеть симметрию в окружающем мире,
  • воспитательные - стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умения самостоятельно пополнять их и применять на практике,
  • развивающие – развитие познавательного интереса к предмету, творческой активности, логического мышления. Была обеспечена их комплексность, взаимосвязь. Главные,  стержневые задачи побудить интерес к явлению симметрии с точки зрения математики, умения наблюдать ее в других предметных областях и науках.

Занятие проводилось в виде эксперимента. В начале занятия была проведена актуализация знаний, умений и навыков обучающихся. Далее последовала работа в группах. Работали четыре группы. Направление работы обучающиеся выбрали сами. Работали над заданиями технологических карт самостоятельно. По окончанию обучающимся необходимо было выступить с защитой своей работы.

Задания носили нестандартный характер. У каждой группы имелось несколько заданий. При выполнении первого задания ребята догадались, что результат они получат, работая коллективно. Занятие было построено таким образом, что дети самостоятельно делали все выводы, учитель давал готовый материал только в самых необходимых случаях. В основном использовался исследовательский метод, когда ученики в процессе самостоятельного поиска находили ответы на вопросы, тем самым у ребят развивалась творческая сторона мышления.

Одновременно был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков на этапе рефлексии в виде письменных ответов на вопросы, используя продукт работы одной из групп.

На занятии было использовано много наглядного материала: таблицы, раздаточные материалы, плакаты. Компьютер на этом занятии использовался как инструмент наглядности, который даёт возможность увидеть наглядно явление симметрии в разных предметных областях.

При планировании были учтены все возможности для развития личности ребенка, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

На мой взгляд, в ходе организации учебного занятия чётко проявились такие принципы построения образовательного процесса, как принцип индивидуальности, принцип выбора (учащиеся выбирали себе направление по душе), принцип творчества и успеха, принцип веры, доверия и поддержки.

План занятия был выполнен, цели занятия достигнуты. К такому выводу пришли сами дети. В том числе, это показала рефлексия. На занятии были соблюдены основные психологические и гигиенические требования.

Деятельность учащихся я оцениваю следующим образом: на занятии чётко проявился интерес к предмету, эмоциональное состояние учащихся было приподнятым. На занятии присутствовали самоконтроль и самокоррекция со стороны ребят. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Внешний вид и организованность ребят способствовали успешному достижению цели занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия с использованием компьютера.

Автор: Малеева Нина Геннадьевна.

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосёловская средняя общеобразовательная школа».

Внеклассное занятие.

Класс: 5-6 классы.

Тема: Симметрия вокруг нас.

Тип занятия: изучение нового материала с элементами исследования.

Задачи:

  1. сформировать понятия о симметрии и умения видеть явления симметрии в окружающем мире;
  2. развить внимание, наблюдательность и интерес к предмету;
  3. совершенствовать математические способности обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение:

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт: презентация из 15 слайдов (среда PowerPoint)

I.

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (15 слайдов).

II. Структура медиапродукта для воспитателя: последовательные кадры презентации.

№ п/п

Структурные элементы

Временная реализация

№ слайда

1

Организационный момент

1 минута

2

Мотивация

2 минуты

№ 1

3

Вступительное слово учителя

7 минут

№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

4

Работа в группах

15 минут

5

Защита проекта

12 минут

6

Рефлексия

5 минут

№ 12

7

Подведение итогов

3 минуты

№ 13, 14, 15

III. Содержание кадров:

  1. Загадка
  2. Название темы
  3. Понятие симметрии
  4. Определение симметрии
  5. Виды симметрии
  6. Элементы симметрии
  7. Симметрия в математике
  8. Симметрия в русском языке
  9. Симметрия в биологии
  10. Симметрия в архитектуре
  11. Кластер «Симметрия»
  12. Рефлексия
  13. Загадка
  14. Отгадка
  15. Название темы

IV. Схема взаимосвязи кадров презентации:

V. Структура медиапродукта для детей: последовательная.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения воспитателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  2. Повышение мотивации за счёт использования демонстрации, наглядности.
  3. Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
  4. Создание необходимого эмоционального фона.
  5. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Необходимое оборудование и материалы для урока: магнитная доска, магниты, технологические карты для каждой группы, компьютер, проекционное оборудование, черный ящик с листочком, кристаллом, геометрической фигурой, головным мозгом, карточки с видами симметрии, карточки с названиями рабочих групп, зеркала, геометрические фигуры, алфавит, полуватманы с таблицами, клей, маркеры, конструктор ЛЕГО.

Карта занятия

Комментарий хода урока

Время (мин.)

№ слайда

Различие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Мотивация. Название темы.

3

1,2

Внимание

Понимание

Логичность

Точность речи

Организованность

Аргументированность

Активность

Мышление

Вступительное слово учителя

7

3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Внимание

Память

Мышление

Понимание материала

Любознательность

Рефлексивность

Самостоятельность

Активность

Работа в группах

15

Внимание

Память

Восприятие

Мышление

Коммуникативная культура

Активность

Самостоятельность

Культура эмоций

Дисциплинированность

Защита проекта

12

Точность речи

Логичность

Аргументированность

Самостоятельность

Рефлексивность

Культура эмоций

Ясность речи

Глубина рассуждений

Рефлексия

5

12

Точность речи

Логичность

Мышление

Память

Рефлексивность

Самостоятельность

Аргументированность

Ясность речи

Подведение итогов

3

13, 14, 15

Внимание

Память

Мышление

Логичность

Точность речи

Самостоятельность

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Коммуникативная культура

Ход занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Орг. момент

Приветствие, настрой на работу

Приветствуют учителя

Мотивация

Загадывает загадку и достает из ящика по одному предмету:

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь,

другие находят меня скучной.

Но все признают,

что я – элемент красоты.

Как вы думаете, о чем идет речь?

Выслушивают загадку.

Дают ответы на вопрос.

(Предположения учащихся)

Черный ящик с листочком, кристаллом, картинкой, фигурой геометрической.


Слайд № 1:

Загадка

Вступительное слово учителя

Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии. В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония». Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.

Посмотрите внимательно на рисунки?

Что вы на них увидели?


Такие фигуры называют симметричными, а прямую, разъединяющую эти фигуры – осью симметрии. Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут, и мы будем видеть одну фигуру (демонстрирует данное утверждение).


В зависимости от того, как расположена прямая, различают два вида симметрии: вертикальная и горизонтальная, общее название которых осевая. Кроме этого различают зеркальную и центральную симметрии.


Принцип симметрии играет важную роль в разных областях науки: математике, архитектуре, живописи, природе. И сегодня на занятии мы попробуем это с вами доказать…

Слушают




















Смотрят на экран

Отвечают на вопрос

Слайд № 2:

Тема занятия «Симметрия вокруг нас»

Слайд № 3:

История симметрии

Слайд № 4:

Определение симметрии, фото Г. Вейля

Слайд № 5:

Рисунки с симметричными фигурами

Слайд № 6:

Рисунки в уменьшенном виде с подписанными элементами: симметричные фигуры и ось симметрии












На доску крепятся листы с названиями видов симметрии

Слайд № 7:

Симметрия в математике

Слайд № 8:

Симметрия в русском языке

Слайд № 9:

Симметрия в биологии

Слайд № 10:

Симметрия в архитектуре

Слайд № 11:

Все направления вместе.

Работа в группах

Для этого давайте распределим обязанности путем выбора, каждая группа будет работать только в одном направлении в течение 10 минут, по окончанию каждая группа представляет небольшой отчет о проделанной работе (в процессе работы групп учитель дает небольшие консультации).

Определяются с выбором направления, получают задания, приступают к выполнению.

С обратной стороны доски крепятся карточки с названиями направлений: мастерская словесности, биолаборатория, архитектурный отдел, центр практической геометрии.

Защита проекта

Выслушивает выводы о проделанной работе

Выступают у доски со своими проектами и выводами.

Рефлексия

Отвечают на вопросы на листочках, которые приготовила одна из групп.

12 слайд: Вопросы:

Я знал, что …

Для меня новым было то, что …

Подведение итогов

В чёрном ящике осталась ещё одна вещь. Попробуйте угадать, что это.

В природе - это источник энергии, в архитектуре - элемент для создания орнаментов, в русском языке - одна из букв, в математике – фигура, имеющая несколько осей симметрии.

Ещё в Древней Греции её считали венцом совершенства.

Как вы думаете, что это?

Конечно же, это круг. И подводя итог нашего занятия, хочу отметить вашу прекрасную и плодотворную работу. А так как любая работа требует вознаграждения, хочу подарить вам небольшие подарки в виде круга. Спасибо за работу.

13 слайд:

загадка

14 слайд:

отгадка

15 слайд:

прощание

Приложение к занятию.

МАСТЕРСКАЯ СЛОВЕСНОСТИ

Технологическая карта

Если внимательно присмотреться к печатным буквам нашего алфавита, то можно увидеть, что некоторые буквы обладают осевой симметрией. Например, «Н» имеет вертикальную и горизонтальную оси симметрии,

а «В» - только горизонтальную,

а «У» вообще не имеет оси симметрии

Задание: У вас на столах находится алфавит. С использованием зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную, а какие вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу:

Буквы, имеющие горизонтальную ось симметрии

Буквы, имеющие вертикальную ось симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы, имеющие горизонтальную и вертикальную оси симметрии

По окончанию работы сделайте соответствующие выводы.

Вывод: Все буквы алфавита делятся на 4 группы:

  1. обладающие … симметрией;
  2. обладающие … симметрией;
  3. обладающие … и … симметрией;
  4. … обладающие симметрией.

Центр практической геометрии

Технологическая карта

У вас на столах имеется набор различных геометрических фигур. Работая совместно в группе, вы, сгибая данные фигуры любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие фигуры обладают симметрией, а какие нет. Попробуйте определить и количество осей симметрии у каждой фигуры.

В результате работы заполните следующую таблицу:

Фигуры, имеющие одну ось симметрии

Фигуры, имеющие несколько осей симметрии

Фигуры, не имеющие осей симметрии

А скажите, у всех ли фигур вам удалось соединить половинки так, чтобы они полностью совпали? Какой вывод можно сделать о таких фигурах?

Вывод: Некоторые фигуры имеют … ось симметрии, есть фигуры, которые имеют … осей симметрии и отличают фигуры, которые … симметричны, то есть не обладают свойством симметрии.

Биолаборатория.

Технологическая карта.

Симметрия широко распространена в природе. Мы можем видеть её, когда смотрим на жуков, бабочек, листья деревьев.

                    

Симметрия, характерная для представителей животного мира, называется билатеральной симметрией.

Задание: У вас на столах находятся картинки с изображениями животных, растений. Работая совместно в группе, вы, сгибая данные картинки любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие картинки обладают симметрией, а какие нет. Определите, какие из них имеют лучевую симметрию, а какие вертикальную, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу:

Имеющие вертикальную ось симметрии

Не имеющие ось симметрии

Имеющие лучевую ось симметрии

Вывод: Насекомые, птицы, животные, цветки растений … Симметрия форм, окраски насекомых, птиц, цветков растений придает им … У цветков как правило … осей симметрии.

Архитектурный отдел.

Технологическая карта.

Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.

Практическая работа.

Проведите исследование устойчивости собранных из конструктора двух пирамид: одной симметричной, другой нет.

Список использованной литературы:

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1