Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Ильина Мария Васильевна

Рабочая программа по геометрии 9  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matemat6.doc288.5 КБ
Microsoft Office document icon geometr9.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сукмановский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Шпикуловской средней общеобразовательной школы

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

Протокол № 1 от «28» августа  2014 г.

Утверждаю.

Директор школы ________/Г.С.Чернышова/

                                           Ф.И.О.

Приказ № 208 от «30» августа  2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета

 математика

для  6  класса

на 2014-2015 год

составитель:

учитель математики и физики

Ильина Мария Васильевна

с.Сукмановка, 2014 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с  нормативно-правовой базой:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  4. Примерная программа основного общего (начального общего, среднего полного общего(теперь называется стандарт)) образования по предмету (математике)
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Шпикуловской СОШ;
  6. Образовательная программа МБОУ Шпикуловской СОШ;
  7. Учебный  план  Сукмановского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ на 2014-2015 учебный год.

     8.Учебник математика 6класс.Автор Н.Я Виленкин, В.И.Жохов,  

         А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М, Мнемозина, 2012.

   Практическая значимость школьного курса математики обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

    Цели:

-формирование представлений о математике как универсальном языке;

-развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;

-воспитание средствами математики культуры личности;

-понимание значимости математики для научно-технического прогресса;                            

-отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

   Задачи:

-сохранить теоретические и  методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

-предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

-обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

-обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

-выявить и развить математические и творческие способности;

-развивать навыки вычислений с натуральными числами;

-учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;

-дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;

-учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;

-продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

    Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 210 часов, 6 часов в неделю, 35 учебных недель (1 час добавлен за счёт школьного компонента)

        Основные типы учебных занятий:

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и  применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

         Формы организации учебного процесса:                                                                       индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

На уроках используются такие формы занятий как:

практические занятия;

тренинг;

консультация;

 Формы контроля: текущий и итоговый.

 Контроль проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием  .

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;  содержание  определяются с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Итоговые контрольные работы проводятся:    

-  после изучения наиболее значимых тем программы,                                                                              - в конце учебной четверти.                                                                                                                  

         Общая характеристика учебного предмета

Курс математики 6 класса включает основные содержательные линии:

   Арифметика;

   Элементы алгебры

   Элементы геометрии;

    Вероятность и статистика;

    Множества;

    Математика в историческом развитии.

«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.

«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.

 «Вероятность и статистика» способствуют формированию функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.

«Множества» способствуют овладению некоторыми элементами универсального математического языка.

«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.

Вероятность и статистика, «Множества», «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их  изучение уроки не выделяются.

Содержание тем учебного курса

1. Делимость чисел

Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.

В ходе изучения темы обучающиеся должны:

  Знать

  • определение кратного и делителя натурального числа;
  • признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10;
  • определение простых и составных чисел;
  • определение наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного и взаимно простых чисел.

Уметь

  • находить делители и кратные натуральных чисел;
  • узнавать по записи натурального числа делиться ли оно без остатка на 2, на 3, на 5, на 9, на 10;
  • раскладывать числа на простые множители;
  • находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух и более чисел.

После изучения темы «Делимость чисел» проводится контрольная работа №1.  

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.

В ходе изучения темы обучающиеся должны

Знать

  • основное свойство дроби;
  • определение несократимой дроби и сокращением дробей;
  • алгоритм приведения дробей к общему знаменателю;
  • правила сравнения, сложения, вычитания дробей с разными знаменателями, сложения и вычитания смешанных чисел.

Уметь

  • сокращать дроби;
  • находить дополнительный множитель к дроби, приводить дроби к общему знаменателю;
  • сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями;
  • складывать и вычитать смешанные числа.  

В ходе изучения темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» проводятся контрольные работы № 2 и № 3.  

3. Умножение и деление обыкновенных дробей

Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.

В ходе изучения темы обучающиеся должны:

Знать

  • правила умножения на натуральное число, двух дробей;
  • свойства умножения дробей;
  • правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби;
  • определение взаимно обратных чисел;
  • определение дробных выражений.

Уметь

  • умножать дробь на натуральное число и дробь на дробь;
  • применять распределительное свойство умножения при нахождении значений выражений;
  • записывать числа обратные дроби, натуральному числу, смешанному числу;
  • выполнять деление смешанных чисел;
  • находить дроби от числа и числа по его дроби.

После изучения темы «Умножение обыкновенных дробей» проводится контрольная работа № 4, после изучения темы «Деление обыкновенных дробей» - контрольная работа № 5, после изучения темы «Дробные выражения» - контрольная работа № 6.

4. Отношения и пропорции

Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.

  В ходе изучения темы обучающиеся должны:

 Знать

  • определение отношений, пропорции;
  • названия членов пропорции;
  • формулировку основного свойства пропорции;
  • определения прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин;
  • что такое масштаб;
  • формулы для нахождения длины окружности и площади круга;
  • определения радиуса шара, диаметра шара, сферы.

Уметь

  • находить, какую часть одно число составляет от другого, сколько процентов одно число составляет от другого;
  • применять основное свойство пропорции при решении задач и уравнений;
  • приводить примеры прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин;
  • находить по формулам площадь круга и длину окружности.

В ходе изучения темы «Отношения и пропорции» проводятся контрольные работы № 7 и № 8.

5. Положительные и отрицательные числа

  Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.

 В ходе изучения темы обучающиеся должны:

Знать        

  • определения координатной прямой, координаты точки на прямой;
  • какие числа называются противоположными, целыми;
  • определение модуля числа и его обозначение;
  • алгоритм сравнения положительных и отрицательных чисел;

Уметь

  • отмечать точки с заданными координатами на горизонтальных и вертикальных прямых;
  • находить числа противоположные данным;
  • находить модуль положительного, отрицательного чисел;
  • сравнивать положительные и отрицательные числа.

После изучения темы «Положительные и отрицательные числа» проводится контрольная работа № 9.

6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

  Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.

В ходе изучения темы обучающиеся должны:

Знать

  • алгоритм сложения чисел с помощью координатной прямой;
  • правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
  • что означает вычитание отрицательных чисел и каким действием можно заменить вычитание одного числа из другого.

 Уметь

  • складывать числа с помощью координатной прямой;
  • выполнять сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
  • вычитать из данного числа другое число.

После изучения темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» проводится контрольная работа № 10.

7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

   Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.

 В ходе изучения темы обучающиеся должны:

 Знать

  • правило умножения двух чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел;
  • правило деления отрицательного числа на отрицательное и правило деления чисел, имеющих разные знаки;
  • определение рациональных чисел;
  • свойства сложения и умножения рациональных чисел.

 Уметь

  • умножать числа с разными знаками и отрицательные числа;
  • делить отрицательное число на отрицательное;
  • делить числа с разными знаками;
  • представлять рациональное число в виде десятичной дроби, либо в виде периодической дроби;
  • применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений.

После изучения темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» проводится контрольная работа № 11.

8. Решение уравнений

  Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.

 В ходе изучения темы обучающиеся должны:

Знать

  • правила раскрытия скобок;
  • определение числового коэффициентом выражения;
  • определение подобных слагаемых;
  • алгоритм решения линейных уравнений.

Уметь

  • упрощать выражения с применением правил раскрытия скобок;
  • уметь приводить подобные слагаемые;
  • решать линейные уравнения.

После изучения темы «Подобные слагаемые» проводится контрольная работа № 12, а после изучения темы «Решение уравнений» проводится контрольная работа № 13.

9. Координаты на плоскости

  Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.

 В ходе изучения темы обучающиеся должны:

Знать

  • определения перпендикулярных и параллельных прямых;
  • определение координатной плоскости, осей абсцисс и ординат.

Уметь

  • строить перпендикулярные и параллельные прямые с помощью чертёжного треугольника и транспортира;
  • изображать точки с заданными координатами на координатной плоскости;
  • определять координаты точки;
  • строить столбчатые диаграммы;
  • строить простейшие графики.

После изучения темы «Координаты на плоскости» проводится контрольная работа № 14.

  10. Множества и комбинаторика

 Множество. Элементы множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

В ходе изучения темы обучающиеся должны

Знать:

  • понятия множества, элементы множества, подмножества;
  • определения объединения, пересечения множеств, правило умножения.

Уметь:

  • приводить примеры множеств;
  • находить объединение и пересечение множеств;
  • решать простейшие комбинаторные задачи.

 11. Итоговое повторение. Решение задач

Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.

После повторения изученного материала проводится  итоговая контрольная работа № 15.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  • решать линейные уравнения.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Повторение курса математики 5 класса.

3

1

Делимость чисел.

25

2

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

25

3

Умножение и деление обыкновенных дробей.

37

4

Отношения и пропорции.

25

5

Положительные и отрицательные числа.

17

6

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

16

7

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

14

8

Решение уравнений.

20

9

Координаты на плоскости.

14

10

Комбинаторика. Статистика.

8

11

Итоговое повторение. Решение задач.

6

Итого

210

Литература

  1. Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М.: Мнемозина. 2012.
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: книга для учащихся 5-6 классов.
  3. Жохов В.И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала. - М.: Мнемозина, 2012.
  4. Жохов В.И.  Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина И.Я. и др.  - М.: Мнемозина, 2012.
  5. Математические диктанты. 6 класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов,  И.М. Митяева. - М.: Мнемозина, 2011.
  6. Математический тренажер. 6 класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов,  В.Н. Погодин. - М.: Мнемозина, 2011.
  7. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. - М.; Мнемозина, 2012..
  8. Шершнев Е.Ф., Чулков П.В. математика. 6 класс. Тесты. – М.: «Издат-школа ХХI век» - 96
  9. Я иду на урок математики. 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября». – 352 с.

Интернет-ресурс

1. http://www.edu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.

2. http://www.school.edu.ru - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. http://www.mathvaz.ru Документация, рабочие материалы для учителя математики
5 http://www.it-n.r

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Повторение курса математики 5 класса.

1

2

Повторение. Десятичные дроби.

01.09.2014

02.09.2014

Повторение. Уравнения.

3

Повторение. Проценты.

03.09.2014

4

Делители натуральных чисел.

04.09.2014

5

Кратные натуральных чисел.

05.09.2014

6

Признаки делимости на 10, на 5.

05.09.2014

7

Признаки делимости на 2. Чётные, нечётные числа.

08.09.2014

8

Признаки делимости на 10, 5, 2.

09.09.2014

9

Признак делимости на 9.

10.09.2014

10

Признак делимости на 3.

11.09.2014

11

Признаки делимости на 9, на 3.

12.09.2014

12

Простые и составные числа.  

12.09.2014

13

Простые и составные числа. Решето Эратосфена.

15.09.2014

14

Разложение на простые множители.

16.09.2014

15

Разложение чисел на простые множители.

17.09.2014

16

Разложение чисел, оканчивающихся нулями, на простые множители.

18.09.2014

17

Наибольший общий делитель.

19.09.2014

18

Нахождение НОД чисел.

19.09.2014

19

НОД. Взаимно простые числа.

22.09.2014

20

НОД.

23.09.2014

21

Наименьшее общее кратное.

24.09.2014

22

Нахождение НОК чисел.

25.09.2014

23

Нахождение НОК и НОД чисел.

26.09.2014

24

Нахождение НОК и НОД чисел.

26.09.2014

25

Обобщающий урок по теме «Делимость чисел».

29.09.2014

26

Контрольная работа № 1  «Делимость чисел».

30.09.2014

27

Анализ контрольной работы. Основное свойство дроби.

01.10.2014

28

Применение основного свойства дроби при решении упражнений.

02.10.2014

29

Применение основного свойства дроби при сокращении дробей.

03.10.2014

30

Сокращение дробей.

03.10.2014

31

Сокращение дробей. Несократимая дробь.

06.10.2014

32

Сокращение дробей.

07.10.2014

33

Приведение дроби к новому знаменателю.

08.10.2014

34

Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю.

09.10.2014

35

Приведение дробей к общему знаменателю.

10.10.2014

36

Приведение дробей к общему знаменателю.

10.10.2014

37

Сравнение дробей с разными знаменателями.

13.10.2014

38

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

14.10.2014

39

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

15.10.2014

40

Действия с дробями с разными знаменателями.

16.10.2014

41

Действия с дробями с разными знаменателями. Решение уравнений.

17.10.2014

42

Действия с дробями с разными знаменателями. Решение задач.

17.10.2014

43

Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание дробей».

20.10.2014

44

Контрольная работа № 2 «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

21.10.2014

45

Правило сложения смешанных чисел.

22.10.2014

46

Правило вычитания смешанных чисел.

23.10.2014

47

Сложение и вычитание смешанных чисел.

24.10.2014

48

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение уравнений.

24.10.2014

49

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач.

27.10.2014

50

Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

28.10.2014

51

Контрольная работа № 3  «Сложение и вычитание смешанных чисел».

29.10.2014

52

Анализ контрольной работы. Умножение дроби на натуральное число. Умножение дроби на дробь.

30.10.2014

53

Умножение дробей.

10.11.2014

54

Умножение смешанных чисел.

11.11.2014

55

Свойства умножения дробей.

12.11.2014

56

Правило нахождения дроби от числа.

13.11.2014

57

Нахождение дроби от числа.

14.11.2014

58

Задачи на нахождение процента от числа.

14.11.2014

59

Решение задач на нахождение дроби от числа.

17.11.2014

60

Применение распределительного свойства умножения при умножении смешанного числа на натуральное число.

18.11.2014

61

Применение распределительного свойства умножения при нахождении значений выражений.

19.11.2014

62

Применение распределительного свойства умножения для упрощения выражений.

20.11.2014

63

Применение распределительного свойства умножения при решении задач.

21.11.2014

64

Применение распределительного свойства умножения.

21.11.2014

65

Обобщающий урок по теме «Умножение дробей»

24.11.2014

66

Контрольная работа № 4  «Умножение дробей».

25.11.2014

67

Анализ контрольной работы.Взаимно обратные числа.

26.11.2014

68

Взаимно обратные числа. Решение уравнений.

27.11.2014

69

Правило деления дроби на дробь.

28.11.2014

70

Деление смешанных чисел.

28.11.2014

71

Деление дробей.

01.12.2014

72

Умножение и деление дробей.

02.12.2014

73

Все действия с дробями.

03.12.2014

73

Решение примеров на все действия с дробями.

04.12.2014

74

Обобщающий урок по теме «Деление дробей»

05.12.2014

76

Контрольная работа № 5 «Деление дробей».

05.12.2014

77

Правило нахождения числа по его дроби.

08.12.2014

78

Нахождение числа по его проценту.

09.12.2014

79

Задачи на нахождение числа по его дроби.

10.12.2014

80

Решение задач по теме «Нахождение числа по его дроби. Нахождение дроби от числа».

11.12.2014

81

Задачи на нахождение числа по его дроби, дроби от числа.

12.12.2014

82

Решение задач на дроби.

12.12.2014

83

Дробные выражения.

15.12.2014

84

Нахождение значений дробных выражений.

16.12.2014

85

Все действия с дробями.

17.12.2014

86

Все действия с дробями.

18.12.2014

87

Обобщающий урок по теме «Задачи на дроби».

19.12.2014

88

Контрольная работа № 6  «Задачи на дроби. Дробные выражения».

19.12.2014

89

Отношения.

22.12.2014

90

Нахождение отношений величин.

23.12.2014

91

Задачи на отношения.

24.12.2014

92

Отношения. Решение задач.

25.12.2014

93

Пропорции.

26.12.2014

94

Основное свойство пропорции.

26.12.2014

95

Применение основного свойства пропорции при решении

уравнений.

96

Пропорция. Нахождение неизвестного члена пропорции.

97

Нахождение неизвестного члена пропорции.

98

Прямая пропорциональная зависимость.

Обратная пропорциональная зависимость.

99

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

100

Решение задач на прямую и обратную пропорциональные

зависимости.

101

Обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции»

102

Контрольная работа № 7  «Отношения и пропорции».

103

Масштаб.

104

Масштаб. Решение задач.

105

Решение задач по теме «Масштаб».

106

Длина окружности.

107

Площадь круга.

108

Длина окружности и площадь круга.

109

Шар.

110

Решение задач по теме «Шар».

111

Контрольная работа № 8  «Масштаб. Окружность и круг»

112

Координаты на прямой.

113

Координаты на прямой.

114

Построение точки на прямой по заданным координатам.

115

Определение координат точек, отмеченных на прямой.

116

Противоположные числа.

117

Противоположные числа.

118

Противоположные числа.

119

Модуль числа.

120

Модуль числа.

121

Нахождение значений выражений, содержащих модуль числа.

122

Сравнение чисел с помощью координатной прямой.

123

Правило сравнения чисел.

124

Сравнение чисел. Двойное неравенство.

125

Изменение величин.

126

Изменение величин.

127

Обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа».

128

Контрольная работа № 9  «Положительные и отрицательные числа».

129

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

130

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

131

Правило сложения отрицательных чисел.

132

Сложение отрицательных чисел.

133

Сложение отрицательных чисел.

134

Правило сложения чисел с разными знаками.

135

Сложение чисел с разными знаками.

136

Сложение чисел с разными знаками.

137

Правило вычитания чисел.

138

Вычитание.

139

Вычитание. Решение уравнений.

140

Сложение и вычитание чисел.

141

Контрольная работа № 10  «Сложение  и вычитание положительных и отрицательных чисел».

142

Правило умножения положительных и отрицательных чисел.

143

Умножение положительных и отрицательных чисел.

144

Умножение.

145

Правило деления положительных и отрицательных чисел.

146

Деление положительных и отрицательных чисел.

147

Деление.

148

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

149

Рациональные числа. Периодические дроби.

150

Обобщающий урок по теме «Умножение и деление рациональных чисел».

151

Контрольная работа № 11 «Умножение  и деление положительных и отрицательных чисел».

152

Свойства действий с рациональными числами.

153

Применение свойств действий для упрощения вычислений.

154

Действия с рациональными числами.

155

Решение упражнений на все действия с рациональными числами.

156

Правила раскрытия скобок.

157

Раскрытие скобок.

158

Упрощение выражений, содержащих скобки.

159

Коэффициент.

160

Коэффициент.

161

Применение распределительного свойства умножения для раскрытия скобок.

162

Подобные слагаемые.

163

Приведение подобных слагаемых.

164

Раскрытие скобок. Подобные слагаемые.

165

Контрольная работа № 12  «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые».

166

Перенос слагаемых в уравнениях.

167

Линейное уравнение с одним неизвестным.

168

Решение уравнений.

169

Решение задач с помощью уравнений.

170

Применение основного свойства пропорции для решения уравнений.

171

Контрольная работа № 13  «Решение уравнений».

172

Перпендикулярные прямые.

173

Построение перпендикулярных прямых.

174

Параллельные прямые.

175

Построение параллельных прямых.

176

Перпендикулярные и параллельные прямые.

177

Координатная плоскость.

178

Построение точек по их координатам на координатной плоскости.

179

Определение координат точек.

180

Построение изображений на координатной плоскости.

181

Построение изображений на координатной плоскости. («Рисуем по координатам»)

182

Контрольная работа № 14  «Координаты на плоскости».

183

Простейшие комбинаторные задачи: перебор вариантов.

184

Простейшие комбинаторные задачи: правило умножения.

185

Простейшие комбинаторные задачи.

186

Простейшие комбинаторные задачи.

187

Столбчатые диаграммы.

188

Построение диаграмм.

189

Графики. Чтение графиков.

190

Построение графиков.

191

Итоговое повторение. Делимость чисел.

192

Итоговое повторение. Действия с дробями.

193

Итоговое повторение. Отношения и пропорции.

194

Итоговое повторение. Действия с рациональными числами.

194

Итоговое повторение. Решение уравнений.

196

Итоговое повторение. Координатная плоскость.

197

Итоговое повторение. Решение задач.

198

Итоговая контрольная работа.

199

Перенос слагаемых в уравнениях.

200

Линейное уравнение с одним неизвестным.

201

Решение уравнений.

202

Решение задач с помощью уравнений.

203

Применение основного свойства пропорции для решения уравнений.

204

Применение основного свойства пропорции для решения уравнений.

205

Итоговое повторение. Решение уравнений. Координатная плоскость.

206

Итоговое повторение. Перемещение изображений на координатной плоскости.

207

Обобщающий урок «Его величество число»

208

Путешествие в страну дробей.

209

Урок занимательной математики.

210

Обобщающий урок по курсу  6 класса.



Предварительный просмотр:

Сукмановский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Шпикуловской средней общеобразовательной школы

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

Протокол №1  от «28» августа  2014 г.

Утверждаю.

Директор школы _______/Г.С. Чернышова/

                                                  Ф.И.О.

Приказ № 208 от «30» августа  2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета математика

(модуль геометрия)

для  9  класса

на 2014-2015 год

составитель:

учитель математики и физики

Ильина Мария Васильевна

с.Сукмановка, 2014 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» (модуль геометрия) разработана в соответствии с  нормативно-правовой базой:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. №253. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  4. Примерная программа основного общего (начального общего, среднего полного общего(теперь называется стандарт)) образования по предмету (математике)
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Шпикуловской СОШ;
  6. Образовательная программа МБОУ Шпикуловской СОШ;
  7. Учебный  план  Сукмановского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ на 2014-2015учебный год.
  8. Учебник   для   7—9 кл. / [Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение,2012)

Статус документа

        Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),  «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2012. – с. 37-39)

        Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.

Количество учебных часов:

В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)

В том числе:

Контрольных работ - 4

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

Уровень обучения – базовый.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Вводное повторение (2 часа)

Глава 9,10.  Векторы. Метод координат. (18 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Глава 11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (13 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

        В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Глава 13. Движения. (9 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Об аксиомах геометрии. (2 часа)

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

        Повторение. Решение задач. (12часов)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ГИА.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 9 классе

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии должны:

знать/понимать        

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: 

        В программу внесены изменения: уменьшено Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Вводное повторение

2

4

Векторы. Метод координат.

20

10

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

12

12

Длина окружности и площадь круга.

12

12

Движения.

12

9

Об аксиомах геометрии.

2

2

Многогранники

8

10

Повторение

9

Итого

68

68

        

Учебно-методическое обеспечение. Литература

Учебно-методический комплекс учителя:

Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / [Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение,2012.

Зив Б.Г. .Геометрия:   дидакт.   материалы  для   9 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение,2010.

Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение

        

Учебно-методический комплекс ученика:

Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение,2012.

Интернет-ресурс

1.  "Российское образование" Федеральный портал.

2. "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru – Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Отметка

о выполнении

1

Повторение. Понятие вектора

1

03.09.2014

2

Повторение. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки

1

05.09.2014

3

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов

1

10.09.2014

4

Сложение и вычитание векторов. Решение задач. Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма

1

12.09.2014

5

Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам

1

17.09.2014

6

Координаты вектора

1

19.09.2014

7

 Векторы. Координаты вектора

1

24.09.2014

8

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

26.09.2014

9

Простейшие задачи в координатах

1

01.10.2014

10

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.

1

03.10.2014

11

Уравнение  прямой

1

08.10.2014

12

Использование уравнений окружности и прямой при решении задач

1

10.10.2014

13

Решение задач на метод координат

1

15.10.2014

14

Решение задач на уравнение прямой и окружности

1

17.10.2014

15

Синус, косинус и тангенс угла.

1

22.10.2014

16

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения Формулы для вычисления координат точки

1

24.10.2014

17

Контрольная работа

1

29.10.2014

18

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

31.10.2014

19

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов

1

12.11.2014

20

Теорема косинусов .Решение треугольников

1

14.11.2014

21

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

19.11.2014

22

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов

1

21.11.2014

23

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1

26.11.2014

24

Задачи на решение треугольников

1

28.11.2014

25

Применение метода координат к решению задач

1

03.12.2014

26

Контрольная работа №2 «Метод координат. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

05.12.2014

27

Длина окружности. Площадь круга Площадь кругового сектора

1

10.12.2014

28

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

12.12.2014

29

Применение формул длины окружности и площади круга при решении задач

1

17.12.2014

30

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности Построение правильных многоугольников

1

19.12.2014

31

Контрольная работа

1

24.12.2014

32

Анализ контрольной работы

1

26.12.2014

33

1

34

1

35

Решение задач на применение формул зависимости R и r от стороны правильного многоугольника

1

36

Задачи на формулу длины окружности

1

37

Задачи на формулы площади круга и площади кругового сектора

1

38

Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга»

1

39

Отображение плоскости на себя

1

40

Понятие движения

1

41

Решение задач на понятие движения

1

42

Параллельный перенос

1

43

Поворот

1

44

Решение задач на параллельный перенос и поворот

1

45

Задачи на построение симметричных фигур

1

46

Задачи на построение фигур с помощью параллельного переноса и поворота

1

47

Контрольная работа №4 «Движения»

1

48

Аксиомы планиметрии

1

49

Об аксиомах планиметрии

1

50

Многогранники

1

51

Призма

1

52

Параллелепипед

1

53

Объём тела

1

54

Пирамида

1

55

Цилиндр

1

56

Конус.

1

57

Сфера

1

58

Решение задач. Многогранники

1

59

Задачи повышенной трудности

1

60

Повторение. Четырёхугольники.

1

61

Повторение. Правильные многоугольники

1

62

Повторение. Окружность

1

63

Повторение. Углы

1

64

Повторение. Векторы

1

65

Повторение. Метод координат

1

66

Повторение. Метод координат

1

67

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

68

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...