Учебные материалы по дистанционному курсу для учеников по теме "Показательная функция"
методическая разработка (алгебра) по теме

Аблеева Анастасия Андреевна

В настоящее время активно развивается новая форма обучения, получившая название «дистанционное обучение». Это специфическая образовательная система, которая базируется на современных педагогических и информационных технологиях.

Изучение темы «Показательная функция» в курсе алгебры и начала анализа предусматривает знакомство учащихся с вопросами:

-       обобщение понятия о степени;

-       понятие о степени с иррациональным показателем;

-       решение иррациональных уравнений и их систем;

-       показательная функция, ее свойства и график;

-       основные показательные тождества;

-       тождественные преобразования показательных выражений;

-       решение показательных уравнений, неравенств и систем;

-       понятие об обратной функции;

-       функция, ее свойства и график.

Основная цель – привести в систему и обобщить имеющиеся у учащихся сведения о степени, ознакомить их с показательной функцией и ее свойствами, научить решать несложные показательные уравнения, их системы (содержащие также и иррациональные уравнения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Введение показательной функции203.37 КБ
Файл ПР №113.24 КБ
Файл ПР №214.06 КБ
Файл ПР №312.17 КБ
Файл ПР №412.44 КБ
Файл ПР №512.44 КБ
Файл ПР №613.61 КБ
Файл ПР №715.41 КБ
Microsoft Office document icon Тест56.5 КБ
Файл Теоретический материал28.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Показательная функция Алфимова Анастасия Андреевна МБУ СОШ №72 Г. Тольятти

Слайд 2

Цель урока обучающий аспект: ввести понятие показательной функции; учить строить график показательной функции; рассмотреть свойства показательной функции; развивающий аспект: развивать грамотную математическую речь при ответе с места и у доски; развивать мышление посредством: анализа и синтеза при работе над выводом алгоритма постановки и решения проблемы (логические умозаключения при возникновении проблемной ситуации и ее разрешении); воспитывающий аспект: воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в группах.

Слайд 3

Реальные процессы Радиоактивный распад Рост народонаселения Барометрическая формула Вид функция

Слайд 4

Задание №1 1 группа 2 группа Схематично изобразить график функции

Слайд 5

х 0 1 2 -1 -2 у 1 2 4 х 0 1 2 -1 -2 у 1 2 4 у 1 0 1 х у 1 0 1 х

Слайд 6

Зная, что = 1,7320508... Если мы рассмотрим последовательность рациональных чисел – десятичных приближений числа по недостатку или по избытку, мы докажем, что эта последовательность сходится, значит функция непрерывна на множестве действительных чисел. Поэтому мы можем соединить эти точки и получим график показательной функции.

Слайд 7

х 0 1 2 -1 -2 у 1 2 4 х 0 1 2 -1 -2 у 1 2 4 у 1 0 1 х у 1 0 1 х

Слайд 8

Определение показательной функции Функция, заданная формулой y = a x ( a > 0, а ≠ 1, х R ), называется показательной функцией.

Слайд 9

Легенда о шахматах Впервые легенда о награде за изобретении шахмат встречается в ХI веке н.э. в книге арабского учёного Аль Бируни . Она гласит о том, что за первую клетку шахматной доски изобретатель потребовал от царя 1 пшеничное зернышко, за вторую клетку – 2, за третью – 4, за четвертую – 8 и т.д. И для того чтобы найти сколько же потребовал изобретатель, нужно сложить члены геометрической прогрессии: 1, 2, 4, 8, …, 2 63 . Эта сумма равна 2 64 – 1, т.е. 184467440737095551615.

Слайд 10

История возникновения показательной функции В дальнейшем появляются в Западной Европе (это ХIV – XV в.) банки , которые давали деньги под большие проценты. И при этом приходилось делать большие, сложные расчеты. Вскоре появляется идея степени с дробным показателем , потом создаются таблицы логарифмов и антилогарифмов. Оставался один шаг, чтобы ввести степени с любым действительным показателем . И этот шаг, в конце концов, был сделан в конце XVII в. Исааком Ньютоном . И уже после этого Иоганн Бернулли рассмотрел степени с переменным действительным показателем, т.е. ввёл показательную функцию .

Слайд 11

Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными: а) y = 3 х б) y = х 3 в) y = г) y = Задание №2

Слайд 12

Задание №3 Какой из данных графиков является графиком показательной функции?

Слайд 13

Функции заданны таблицами 1-4. Среди данных таблиц найдите представление показательной функции. 1) 2) 3) 4) Задание №4 x - 3 - 1 0 2 3 4 y - 6 - 2 0 4 6 8 x 0 1 2 3 y 4 2 - 1 x - 3 - 1 0 1 2 3 y 27 3 0 x -2 - 1 0 1 2 3 y 4 1 0 1 4 8

Слайд 14

Задание №5 Заполните пропуски. Функцию вида y = a x , где ____ и _____, называется показательной функцией.

Слайд 15

Задание №5 Найдите значение показательной функции при заданных значениях х:

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

  1. Наличие задач, связанных с показом практической значимости нового понятия или с его значимостью для дальнейшего продвижения в изучении математики
  1. При радиоактивном распаде количество веществ уменьшается вдвое за сутки. Сколько вещества останется от 250 г через 1,5 суток? 3,5 суток? Вычисления провести на микрокалькуляторе.
  2. На некотором лесном участке можно заготовить  м3 древесины. Ежегодный прирост деревьев равен 4%. Сколько можно заготовить древесины на этом участке через 5 лет? Вычисления провести на микрокалькуляторе.
  3. Величина х меняется с течением времени t по закону органического роста. Известно, что при t=0 ее значение равнялось 4, а при t=4 она равнялась 32. Найдите значения величины при
  4. Масса радиоактивного вещества при t = 1 равнялась 5 г, а при t = 4 она равнялась 2 г. Во сколько раз меняется эта масса за единицу времени? Какое значение она имела при t = 1, -4, 3, 7,
  5. 3. При прохождении света через мутную среду сила света на участке длиной 10 см уменьшилась в три раза. Во сколько раз уменьшится сила света на участке длиной 5, 20, 25 см?



Предварительный просмотр:

2. Наличие задач на актуализацию знаний и умений, необходимых  при формировании данного понятия

  1. Найдите значение выражения  при указанных значениях переменной х:

а) х = 3, б) х = 2; в) х = 5; г) х = 4, д) ; е); ж) ; з)  

2) Найдите значение аргумента х, при котором функция y принимает заданное значение: а) 16; б) 8; в) ; г) .

3) Определите, какое из чисел  или больше, если:

а)  ,  ;

б)   ;

в) ,  ;

г) ,  . [18, 20]

4) Расположите числа в порядке возрастания:

а)

б)  .



Предварительный просмотр:

3. Наличие задач на выделение существенных признаков понятия

1) Схематично изобразите график показательной функции:

а); б) ; в) ; г) .

2) В одной системе координат изобразите графики функций:

а)

б) ;

в) , , ;

г)  . [18, 20]

3) Постройте график функции:

а) ; б) ; в) ; г) .



Предварительный просмотр:

4. Наличие задач на распознавание формируемого понятия

  1. Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными: а) y б) y в)  г) . 
  2. Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными: а) y б) y в)  г) . 



Предварительный просмотр:

5. Наличие задач на использование символики, связанной с понятием

  1. Найдите значение показательной функции  при заданных значениях х:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .



Предварительный просмотр:

  1. Наличие задач на установление свойств понятия

1. Верно ли, что показательная функция : а) имеет экстремумы; б) принимает наибольшее значение в некоторой точке  в) принимает в некоторой точке значение, равно е0; г) является четно (нечетной)?

2. Укажите, какие из заданных функций ограничены снизу:

а) ; б) ; в) ; г) .

3. Укажите, какие из заданных функций не ограничены сверху:

а) ; б) ; в) ; г)  

4. Исследуйте функцию на монотонность:

а) б) ; в) б) ; г) .

5. Найдите наибольшее и наименьшее значение заданной функции на заданном промежутке:

а) ;

б) ;

в) ;

г) . [18, 20]

6. Найдите область определения функции:

а) ; б)  в) ; г) .



Предварительный просмотр:

  1. Наличие задач на применение понятия
  1. Решите графически уравнение:

а) ; б)  в); г) 

2. Решите уравнение:

а) ; б)  в); г) 

3. Решите неравенство:

а) ; б)  в); г) 

а) б) ; в)  

4. Дана функция y = f (x), где

а) Вычислите

б) постройте график функции y = f (x);

в) прочитайте график функции.

5. Используя график функции , найдите приближенное значение: а) ;         б) ;              в) ;           г) .

6. Используя свойство возрастания или убывания показательной функции, сравнить числа:

а)  и 1; б)  в) ; г)                            д) ; е)  



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Показательная функция»

 

Вариант №1

Ответы

 

 

Вариант  №2

Ответы

1.

9,80

1

1.

3-2

1/9

2.

аx> 1 при а… ,х….

а> 1,х> 0 или

0< а< 1,х< 0

2.

Убывает ли y = 8 – x ?

да

3.

5

3.

Область определения
y = x
2 + 5

Любое число

4.

Множество значений x, для которых определены значения y(x), называются…

Область определения

4.

        >

х-?

х<2

5.

Область определения показательной функции

R

5.

Через какую точку обязательно пройдёт график  y = аx?

(0,1)

6.

Область определения

y = 2x+3

Любое число

6.

Множество значений показательной функции

E(аx)= R+

7.

Множество значений y = √х

у≥0

7.

а> 1, а x1 > а x2 

Сравните x1 и x2

x1 >x2

8.

9

8.

636 – 2

6

9.

Решите неравенство 3x<34

х <4

9.

Сравнить числаи 1

<1

10.

Множество значений показательной функции

E(аx)= R+

10.

Область определения

y =

х≥0

11.

3x = 1, x = …

0

11.

19960

1

12.

y = аx . при а> 1 функция …

возрастает

12.

Название точки пересечения
y = а
x с осью Оx

Ноль функции, Не пересекает

13.

Возрастает ли

y =         ?

нет

13.

Возрастает ли
y =
?

да

14.

152

225

14.

25



Предварительный просмотр:

Теоретический материал

Определение показательной функции: функция, заданная формулой y = ax (a > 0, 1), называется показательной функцией с основанием a, и формулируемые основные свойства: D ( ax ) = R; E ( ax ) = RТ; ax возрастает при a > 1 и ax убывает при 0 < a < 1; напоминаются основные свойства степеней.

Формулируются теоремы, на которых базируется теория решения показательных уравнений и неравенств.

Теорема 1. Если , то равенство  справедливо тогда и только тогда, когда .

Теорема 2. Если  то неравенство  справедливо тогда и только тогда, когда ; неравенство  справедливо тогда и только тогда, когда .

Теорема 3. Если , то равенство  справедливо тогда и только тогда, когда .

Теорема 4. Если , то неравенство  справедливо тогда и только тогда, когда ; неравенство  справедливо тогда и только тогда, когда .

Т.о. показательная функция есть систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся о свойствах степени.

В качестве приложения свойств показательной функции рассматриваются решения простейших показательных уравнений и неравенств.

Свойства показательной функции.

1. Областью определения показательной функции будет являться множество вещественных чисел.

2. Область значений показательной функции будет являться множество всех положительных вещественных чисел. Иногда это множество для краткости записи обозначают как R+.

3. Если в показательной функции основание a больше единицы, то функция будет возрастающей на всей области определения. Если в показательной функции для основания а выполнено следующее условие 0

4. Справедливы будет все основные свойства степеней. Основные свойства степеней представлены следующим равенствами:

ax*ay = a(x + y);

(ax)/(ay) = a(x-y);

(a*b)x = (ax)*(ay);

(a/b)x = ax/bx;

(ax)y = a(x * y).

Данные равенства будут справедливы для все действительных значений х и у.

5. График показательной функции всегда проходит через точку с координатами (0;1)

6. В зависимости от того возрастает или убывает показательная функция, её график будет иметь один из двух видов.

На следующем рисунке представлен график возрастающей показательной функции: a>0.

http://www.nado5.ru/images/vozrastaushaya-pokazatelnaya-funkciya.jpg

На следующем рисунке представлен график убывающей показательной функции: 0

http://www.nado5.ru/images/ubivaushaya-pokazatelnaya-funkciya.jpg

И график возрастающей показательной функции и график убывающей показательной функции согласно свойству, описанному в пятом пункте, проходят через точку (0;1).

7. Показательная функция не имеет точек экстремума, то есть другими словами, она не имеет точек минимума и максимума функции. Если рассматривать функцию на каком-либо конкретном отрезке, то минимальное и максимальное значения функция будет принимать на концах этого промежутка.

8. Функция не является четной или нечетной. Показательная функция это функция общего вида. Это видно и из графиков, ни один из них не симметричен ни относительно оси Оу, ни относительно начала координат.

Список литературы:

  1. Степень с рациональным показателем и ее свойства http://pwpt.ru/presentation/matematika/stepen_s_ratsionalnyim_pokazatelem_i_ee_svoystva/ 
  2. Презентация по теме «Показательная функция» http://prezentacii.com/matematike/5027-pokazatelnaya-funkciya.html 
  3. Подготовка к ЕГЭ. Исследование показательной и логарифмической функций с помощью производной. (Показательная и логарифмическая функция в задачах типа В14 ЕГЭ).

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/03/08/podgotovka-k-ege-issledovanie-pokazatelnoy-i-logarifmicheskoy 

  1. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 6-е изд. – М. : Мнемозина, 2012. – 287с.
  2. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А. Г. Мордкович и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича.  – 6-е изд. – М. : Мнемозина, 2012. – 264с.
  3. Видеорук http://www.videxp.com/RU/v/3250/0/go.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

Учебные материалы по дистанционному курсу для учеников по теме "Числовые последовательности"

В настоящее время активно развивается новая форма обучения, получившая название «дистанционное обучение». Это специфическая образовательная система, которая базируется на современных педагогических и ...

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ» АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА – 11 КЛАСС

Разработанный учебный курс «Логарифмическая функция» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE рекомендованной Министерством образования для средних и высших учебных заведений ч...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...