Проекто-исследовательская деятельность на уроках математики
учебно-методический материал по теме

Мыкалова Наталья Евгеньевна

Метод проектов в значительной мере способствует тому, что знания учащихся максимально приближены к научному познанию мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-и сследовательская деятельность на уроках математики Инновационная экономика – это экономика, которая востребует интеллект в первую очередь, а не профессиональные знания в рамках индустриального подхода.

Слайд 2

Уильям Артур Уорд Посредственный учитель повторяет Хороший учитель объясняет Выдающийся учитель показывает Великий учитель вдохновляет

Слайд 3

Типология технологических образовательных подходов Подход Главный результат Тип обучения Тип содержания образования Когнитивно -ремесленный подход Знания, умения, навыки Ремесленный тип обучения - усвоение практических навыков и действий общекультурного или производственного характера Предметно-дисциплинарный Деятельностный подход Формирование и освоение всеобщих способов мышления и деятельности Развивающее обучение, основанное на структуре учебной деятельности Деятельностное содержание образования, построенное как система учебных задач

Слайд 4

Типология технологических образовательных подходов Подход Главный результат Тип обучения Тип содержания образования Компетентностный подход Компетентность как некоторая актуальная и уже оформленная способность эффективно действовать в разнообразных социальных и практических ситуациях «Обучение путем делания», проектные формы обучения Система образовательных компетентностей Гуманитарно-антропологический Развитие субъектности человека в жизни и деятельности и его личностной позиции во взаимоотношениях с другими Обучение в режиме образовательных ситуаций Антропологически ориентированное содержание как единство внешне заданного и внутренне формируемого

Слайд 5

5 Креативность - это создание связи между вещами Креативный человек, способный связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое Формирование креативности - ключевая задача системы образования сегодня

Слайд 6

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования преемственность развитие

Слайд 7

Метапредметные результаты ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Слайд 8

Учебно-исследовательская деятельность школьников - деятельность , связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности

Слайд 9

Проектирование как предмет обучения и основа содержания образования Включение детей в процесс создания новых организационно- деятельностных форм при работе в образовательных проектах Формирование у школьников проектного мышления на основе способностей целеполагания, самоопределения, позиционирования, проблематизации и т.д. Обсуждение с учащимися социокультурных проблем и новых форм их решений, построение разновозрастных сообществ

Слайд 10

Проект – это «пять П» 1. Наличие проблемы . Нет проблемы – нет деятельности 2. Планирование деятельности 3. Поиск информации 4. Результат работы – продукт 5. Презентация результатов – представление готового продукта

Слайд 11

Освоение исследовательских компетенций по ступеням образования Начальная школа – использование специальных упражнений для формирования исследовательских умений: наблюдения, поиска в литературе, измерений и т.д. 5-7 классы – обучение основам организации исследовательской деятельности на примере исследовательских заданий, связанных с практическим применением получаемых на уроках теоретических знаний 8-9 классы – выполнение групповых исследовательских проектов, предполагающих прохождение всех этапов исследования под руководством учителя 10-11 классы – индивидуальная работа над исследовательской темой в самостоятельном режиме

Слайд 12

Главные цели введения метода проектов на уроках математики показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения подняться на более высокую ступень обученности , образованности, развития, социальной зрелости

Слайд 13

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий: Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки

Слайд 14

Организация проектной деятельности Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы проекта, определение состава группы, определение возможного формата итогового результата проекта, распределение заданий в группе, выбор консультантов из числа учителей. На проектную деятельность учащимися тратится не менее 1 часа в неделю коллективной работы и около 1 часа на домашнюю работу по сбору материала. Завершается этап процедурой общественной экспертизы проекта. Оценку получает группа в целом и каждый участник в отдельности. Практический этап (ноябрь – середина декабря): сбор и обработка информации для проекта, уточнение замысла. Оформление проекта, подготовка PR материала для проекта. 1-2 часа в неделю на коллективную работу и не менее 2 часов на домашнюю работу. Этап также завершается оценкой общественной комиссии. Презентационный этап (вторая половина декабря): выступление группы, обсуждения выступлений, самооценка участников проекта, оценка предоставленного комиссии материала

Слайд 15

Классификация проектов По продолжительности подготовки: – краткосрочный – средней продолжительности – долгосрочный По количеству участников: – индивидуальный – работа в парах – групповой (4-6 человек) По методу: – творческий – исследовательский – информационный (ознакомительно-ориентированный).

Слайд 16

Примеры краткосрочных проектов Наш город с основания до наших дней в процентах Моя школа в цифрах и процентах Мой класс и проценты

Слайд 17

Примеры краткосрочных проектов «Меры длины, веса, площади» «Меры измерения веса», «Меры измерения площадей», «Меры измерения сыпучих тел» « Мера длины в разных странах, сравнение с мерой длины в России » « Единицы измерения площадей», «Когда возникла метрическая система мер»

Слайд 18

Примеры среднесрочных проектов Решение уравнений 2-й, 3-й, 4-й степеней по формулам Как Архимед измерял объём шара ? Софизмы: ошибки в математических рассуждениях Принцип Кавальери

Слайд 19

Примеры долгосрочных проектов Лента Мёбиуса «Что даёт мне синус ?» «Золотое сечение» и его применение в архитектуре родного города Теорема Пифагора вне школьной программы

Слайд 20

Творческие проекты Симметрия и красота Математика и музыка Математика и живопись Математика и скульптура

Слайд 21

Информационные проекты 5 класс “Старинные меры” 6 класс “Пропорции вокруг нас” 7 класс “Как функция может связать воедино окружающий нас мир” 8 класс “В мире симметрии”

Слайд 22

Исследовательские проекты 7 класс “Взаимное расположение графиков линейных функций”, “ Формулы сокращенного умножения ” 8 класс “ Теорема Виета”, “ Золотое сечение ”

Слайд 23

Примеры проектов по математике для гуманитариев История числа Происхождение цифр История отрицательных чисел Знаменитые задачи древности

Слайд 24

Критерии оценки проектов 1. Логика изложения 2. Качество наглядных материалов 3. Компетентность в проблеме исследования 4. Качество аргументации при ответах на вопросы 5. Использование ИКТ

Слайд 25

Формы организации учебного исследования Учебный эксперимент. Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования. Позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов Факультативные занятия . Предполагают углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников Участие в олимпиадах конкурсах, конференциях , в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий Научное общество учащихся – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими школами Исследовательская практика Выпускная экзаменационная работа – это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему

Слайд 26

Технология организация учебно-исследовательской деятельности Ученик (группа учеников) Учитель Педколлектив (педсовет, кафедры, методические объединения) Выбирает тему Мотивирует запрос Определяет концептуальные идеи развития школы, мотивирует исследовательскую деятельность педагогов и учащихся Выполняет исследование Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует Планирует и организует работу учителей по педагогическому руководству учебными исследованиями школьников Устраняет недостатки, представляет работу Анализирует работу, дает рекомендации Анализирует состояние исследовательской работы учебного заведения, принимает решение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"

     Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Программа внеурочной работы, направленная на формирование проекто-исследовательской экологической деятельности школьников 9, 10 классов, ориентированную на изучение экологического состояния реки Увелька.

Программа разработана для проведения занятий по внеурочной работе школьников 9,10 классов, направленная на формирование проектно - исследовательской экологической деятельности, ориентированной на изуч...