Технологическая карта урока "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Технологическая карта урока "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс, с презентацией и практической работой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx24.46 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx730.8 КБ
Файл laboratorno_-_prakticheskaya_rabota.docx12.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики для учащихся 6 класса

по теме:

«Сложение чисел с разными знаками»


Тема урока:  «Сложение  чисел с разными знаками»

Тип урока:  урок изучения нового материала.

 Цель урока:  ввести правило сложения чисел с разными знаками;  сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение складывать числа с разными знаками; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания; воспитывать коммуникативную культуру при фронтальной работе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  умение складывать числа с разными знаками;

Личностные:  готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредметные: регулятивные -  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь оценивать правильность выполнения действий; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

коммуникативные -  уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строить понятные для партнера высказывания;

познавательные -умение устанавливать аналогии; умение действовать по алгоритму; уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для лабораторно - практической работы.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия

1. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

 Для чего нам надо уметь складывать отрицательные числа?

Сегодня мы продолжим работу.

Включаются в деловой ритм урока.

Складывали отрицательные числа.

Чтобы решать задачи.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Устная работа

Актуализация знаний

Предлагает  ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа».

1. Вспомните определение модуля числа и выполните задание.

 (слайд 2)

2. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.

3. Решите устно задачу.

 (слайд 3).

4. Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство.

(слайд 4)

Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).

 

Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:

-умение устанавливать аналогии;

-умение действовать по алгоритму.

Логические:

- актуализация

мыслительных операций, необходимых для решения.

3.Целеполагание и мотивация

Подготовить учащихся к изучению  новой темы. После проведения проверки  результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.

5. Найдите значение выражения.

 (слайд 5)

Почему вы не смогли решить?

6. Найдём сумму чисел с помощью координатной прямой. (слайды 6-8)

Проблема: как найти сумму чисел с разными знаками не используя координатную прямую?

Как нам быть в таких случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (слайд 9)

Какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Не смогли решить последние примеры.

В задании имеются примеры, в которых складываются числа с разными знаками.

 Решают примеры и замечают, что не все примеры можно решить, используя координатную прямую.

Найти правило, которое нам поможет.

Формулируют тему.

Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.

Записывают тему урока.

Регулятивные:

- целеполагание.

Личностные:

-самоопределение-мотивация учения.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-умение структурировать знания, логическое выдвижение.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других;

-умение устанавливать аналогии;

-умение классифицировать и систематизировать.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Предлагает выполнить лабораторно-практическую работу.

Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль».

Выполните лабораторно - практическую работу, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. (слайд 10)

Выполним проверку.

 Проверьте себя по учебнику на стр. 180.

Выполняют лабораторно – практическую работу, делают выводы.

Выполняют самопроверку

Умение применять знания полученные ранее для изучения нового.

Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-умение структурировать знания, логическое выдвижение.

Коммуникативные:

-умение устанавливать аналогии;

-умение классифицировать и систематизировать.

Личностные:

-самоопределение-мотивация учения.

5. Первичное закрепление

Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками.

Предлагает выполнить задание на закрепление полученных знаний

Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками. (слайд 11)

Запишите образец записи решения. (слайд 12)

По  правилу  и образцу решения выполните сложение чисел. (слайд 13)

Решите примеры и составьте с помощью полученных ответов имя математика, который одним из первых начал использовать положительные и отрицательные числа. (слайд 14)

Историческая справка: Положительные числа он называл «имущество», а отрицательные – «долг». (слайд 15)

Как вы думаете, почему?

Физкультминутка. (слайд 16)

Встаньте. Потянитесь вверх, к солнышку. Передайте своему товарищу через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой

теплоты, добра. Улыбнитесь.

Продолжим.

(слайд 17) Решаем у доски № 1066 (н, п, о, р)

Решите задание 1 устно

Решите самостоятельно задание 2

Проверяем

Формулируют  правило и записывают в тетрадь.

Записывают образец решения в тетрадь.

Выполняют задание.

Получают имя Брахмагупта

Работают у доски.

Комментируют свой ответ, основываясь на правило сложения чисел с разными знаками

Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.

Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров.

Регулятивные: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

познавательные: способность к использованию выведенного алгоритма;

6. Организация первичного контроля

Предлагает решить самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой.

Самостоятельная работа. (слайд 18)

Поменялись тетрадями и проверили ответы своего товарища.  

Выполняют самостоятельную работу, выполняют взаимопроверку.

Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-умение классифицировать и систематизировать;

-умение действовать по алгоритму.

Личностные:

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем.

7.  Подведение итогов урока.

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило сложения чисел с разными знаками? (слайд 19)

Как вы думаете для чего надо изучать сложение чисел с разными знаками?

Давайте рассмотрим задачи из разных предметных областей, для решения которых, необходимо знать правило сложения чисел с разными знаками.

(слайд 20, 21)

Сложение чисел с разными знаками.

Формулируют правило.

Для решения задач.

Решают задачи.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- самостоятельное выделение познавательной цели.

8. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

п. 33, №1080 (1), №1082, №1083.(слайд 22)

Записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Продолжите предложения. (слайд 23)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные:

смыслообразование;

- проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности,

оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Сложение чисел с разными знаками»

Слайд 2

Из двух чисел выберете то, у которого модуль больше: а) -5,3 и -6,9; в) б) -2,75 и 3; г) -700,1 и 0,24 | -6,9 | > | -5,3 | |3|>|-2,75| |-700,1|>|0,24|

Слайд 3

Решите задачу устно: Вечером температура воздуха была -10,5 º , а за ночь температура понизилась на 2,5 º . Какой температура воздуха стала утром? Решение: -10,5 º +(-2,5 º )= - 13 º Ответ: утром температура воздуха стала -13 º .

Слайд 4

Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство: а) -6 + ……= -8 г) …… + (-3,8)= -4 б) -6,5 + …… = -10,5 д ) … + (-9,1)= -10,1 в) …… +(-3,9) = -13,9 е) -0,2 + …… = -0,4 (-2) (-4) (-10) - 0 , 2 -1 - 0 , 2

Слайд 5

Найдите значение выражения: а) -6 + (-8) = … г) -4 + 7 = … б) -11 + (-41) = … д ) -10 + 7 = … в) -75 + (-91) = … е) -100 + 15 = … -14 -52 -166 ? ? ?

Слайд 6

Найдем сумму чисел с помощью координатной прямой: 1) -4 + 7 = ? -4 0 3 +7 -4 + 7 = 3 А В

Слайд 7

Найдем сумму чисел с помощью координатной прямой: 1) -10 + 7 = ? -10 0 -3 +7 -10 + 7 = -3 С D

Слайд 8

Найдем сумму чисел с помощью координатной прямой: 1) -10 0 + 15 = ? 0

Слайд 9

Сложение чисел с разными знаками

Слайд 10

Лабораторно-практическая работа Пример Сравнить Знак суммы Ответ -5 + 3= |-5| |3| 7 + (- 3 )= | 7| |- 3| -4 + 6 = |-4| |6| -9 +10= |-9| |10| -8 + 3= |-8| |3| > > < < > - - + + + -2 4 2 1 -5

Слайд 11

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: -8 + 3 |-8|=8 |3|=3 т.к. 8 >3 , то 8 – 3 = 5 т. к |-8| > |3| , то -8 + 3 = -5 2. Из большего модуля вычесть меньший. 3. Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем. Найти модули этих чисел.

Слайд 12

Например

Слайд 13

Выполните сложение устно: Если сложишь минус, плюс, То получится конфуз? Знак числа ты выбирай Что сильнее, не зевай! Модули их отними, Да все числа помири! а) -7 + 11 = ? б) 7 + (-11) = ? в) 10 + (-4) = ? г) -10 + 4 = ? 11 – 7 = 4 - (11 – 7) = -4 10 – 4 = 6 - (10 – 4) = -6

Слайд 14

1) –1 2 +(– 5)= 2) 59 +(– 79)= 3) –7 + 15 = 4) 4 5 + (-36) = 5 ) I 2 1 I +(–25) = 6 ) 24 +(–16) = 7 ) – 7+(– 2) = 8 ) – 8,5 + 8,5 = 9 ) – 17 + 21 = 10 ) I -6 I + I – 1 4I= 1 1 ) I -16 I + (– 8) = М Р Б Х А У П Г Т - 4 –20 – 17 9 8 0 4 – 9 20 -17 -20 8 9 -4 8 -9 0 4 20 8

Слайд 15

Брахмагупта индийский математик излагал правила сложения: - « сумма двух имуществ есть имущество»; - « сумма двух долгов есть долг»; - « сумма имущества и долга равна их разности: если «долг» больше «имущества», то сумма есть «долг»; если «долг» меньше «имущества», то сумма есть «имущество» ».

Слайд 16

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло Как свет весенний, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра Не станет то, что для другого – зло.

Слайд 17

1. Определите знак суммы: а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д ) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4); б ) (- 8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з ) (-245) + (+300). Ответы : а) –; б) –; в) +; г) –; д ) –; е) +; ж) –; з ) +. 2 . Выполните действия: Ответы: а ) - 19 + 40 1 ) 59 ; 2 ) - 59; 3 ) - 21; 4 ) 21 . б ) - 3,4 + 5,7 1) 2,3 ; 2 ) - 2,3; 3 ) 9,1 ; 4) - 9,1. в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1 ) 3,5 ; 2 ) 2,5 ; 3) - 3,5; 4 ) - 2,5. № 1066 (н, п, о, р), стр 182

Слайд 18

15 + (-2) 1 вариант 2 вариант -19 + … -14 + … 33 + … …+ (-60) … + (-3) -50 … + (-13) … + (-70) … + 49 14 + … -45 + … -52 Сравните > 13 (-6) (-20) 13 (-47) 13 0 -70 (-21) (-7)

Слайд 19

При сложении двух чисел ты на знаки посмотри. Если разного названья, Победит «сильнейший» знак. Разность модулей найди ты И все время делай так! 3 + (- 5) = -( 5 - 3 ) = - 2

Слайд 20

Решите задачи (экономика) Фирма «Холодок» по продаже мороженого в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убытки в размере 780р., а на следующий день холодильник отремонтировали, и фирма получила прибыль в размере 567р. Каким будет результат деятельности фирмы за эти два дня. Ответ поясните. Решение: -780 + 567 = -213 Ответ: убыток, 213 рублей.

Слайд 21

Решите задачи (физика) 1 заряд – (+67) Кл 2 заряд – (-89) Кл Найдите общий заряд? Решение: +67 + (-89 ) = -22 Ответ: -22 Кл.

Слайд 22

Домашнее задание §3.3 № 1080(1) № 1082 № 1083

Слайд 23

Рефлексия: продолжить предложение. Сегодня я узнал … Было интересно … Было трудно … Я выполнял задания … Я понял, что … Теперь я могу … Я приобрел … Я научился …

Слайд 24

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Лабораторно-практическая работа

Тема: «Сложение чисел с разными знаками»

Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.

Ход работы: начертите координатную прямую. С помощью координатной прямой выполните сложение чисел:                                                                                                                                         Заполните таблицу:  

Пример

Сравнить

Знак большего модуля

Ответ

-5 + 3=

|-5|       |3|

7 + (-3 )=

|7|        |-3|

-4 + 6 =

|-4|        |6|

-9 +10=

|-9|        |10|

-8 + 3=

|-8|        |3|

 Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками  какой знак может получиться? ________________________________________________________________________________________                                                                

 С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? _____________________________________________________

 Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается  знак числа модуль которого_________________________________              

 Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых? _________________________________

 Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен  _______________________________.

 Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:

 36 +(-33)=

 -92 + 12=

 15 + (-18)=

 -44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

 1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;

 2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе на тему "Сложение натуральных чисел"

Подроная карта урока по математике в 5 классе на тему "Сложение натуральных чисел". На уроке исользуются разные формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная. используется учебное инте...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Заключительный урок по теме "Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел". После этого урока следует контрольная работа...