Элективный курс по алгебре для 10-11 классов
элективный курс по алгебре (10 класс) на тему

Роговая Татьяна Яковлевна

 

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и в трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Разработанный и апробированный  элективный курс по алгебре и началам анализа «Введение в математический анализ» вносит большой вклад в формирование математической культуры учащихся. Он предназначен для учащихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира.

Курс состоит из трех глав:

1)    Теория многочленов.

2)     Графики функций.

3)    Абсолютная величина.

4)    Производная и ее применение.

5)    Задачи с параметром.

Выбор именно этих глав обусловлен, во-первых, тем, что изучение данных глав способствует развитию логического мышления, пространственного воображения, грамотного изложения собственных рассуждений при решении задач, умению применять рациональные приемы при решении уравнений.

 Во-вторых, в общеобразовательной программе не предусмотрено рассмотрение в полном объеме данных тем, а для успешной сдачи вступительных экзаменов в вузы (ЕГЭ по математике), необходимы умения и навыки решения упражнений по указанным  разделам.

Выбранная последовательность изучения глав курса обусловлена важными дидактическими принципами: переход то более простого материала к сложном , изучение последующих тем базируется на знаниях полученных в предыдущих.

Реализация данного курса обеспечивает стабильно высокие результаты при сдаче ЕГЭ по математике и адаптацию учащихся в высших учебных заведениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и в трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Разработанный и апробированный  элективный курс по алгебре и началам анализа «Введение в математический анализ» вносит большой вклад в формирование математической культуры учащихся. Он предназначен для учащихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира.

Курс состоит из трех глав:

  1. Теория многочленов.
  2.  Графики функций.
  3. Абсолютная величина.
  4. Производная и ее применение.
  5. Задачи с параметром.

Выбор именно этих глав обусловлен, во-первых, тем, что изучение данных глав способствует развитию логического мышления, пространственного воображения, грамотного изложения собственных рассуждений при решении задач, умению применять рациональные приемы при решении уравнений.

 Во-вторых, в общеобразовательной программе не предусмотрено рассмотрение в полном объеме данных тем, а для успешной сдачи вступительных экзаменов в вузы (ЕГЭ по математике), необходимы умения и навыки решения упражнений по указанным  разделам.

Выбранная последовательность изучения глав курса обусловлена важными дидактическими принципами: переход то более простого материала к сложном , изучение последующих тем базируется на знаниях полученных в предыдущих.

Реализация данного курса обеспечивает стабильно высокие результаты при сдаче ЕГЭ по математике и адаптацию учащихся в высших учебных заведениях.

        Используемая учебно-методическая литератураи ЦОР, ЭОР:

А.М. Шипачев.»Математический анализ»

А.Г.Мордкович  «Алгебра и начало анализа»

11кл (профильный)

Н.Я Виленкин «Алгебра и математический анализ» 10-11 класс, просвещение,2004г.

А.И.Кострикин»Введение в алгебру, основы алгебры», М..»Физматлит»,2002г.

Л.И Звавич: «Алгебра и начало анализа»

8-11кл ( пособие дл я школ с углубленным изучением математик),-м. Дрофа,1999г.

Цели обучения:

  1. Формирование  системы математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  2. Формирование представлений об идеях и методах математики; математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  3.  Овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения специальности на современном уровне;

  1. Развитие  качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
  2. Воспитание  культуры  личности, отношения  к математике,  как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи обучения:

-приобретение математических знаний и умений;

-    овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

-    освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

При реализации данной программы использую элементы следующих технологий:

    - личностно- ориентированного обучения;

    - развивающего обучения;

     - проблемного обучения;

     - информационные технологии обучения.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии,

развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Элективного курса  «Введение в математический анализ»

Тема

Дата проведения

план

факт.

1

Метод математической индукции

2

Метод математической индукции

3

Понятие факториала

4

Применение факториала при решении задач

  1. Абсолютная величина 16 часов

5

Понятие модуля

6

Понятие модуля

7

Преобразование выражений содержащие модуль

8

Методы решения уравнений содержащих модуль

9

Решение уравнений содержащих модуль

10

Решение уравнений содержащих модуль

11

Решение уравнений содержащих модуль

12

Методы решения неравенств с модулем

13

Решение неравенств содержащих модуль

14

Решение неравенств содержащих модуль

15

Построение графика функции y=f(|x|)

16

Построение графика функции y=f(|x|)

17

Построение графика функции y=1f(x)|

18

Построение графика функции |y=f(|x|)|

19

Построение графика функции |y=f(|x|)|

20

Обобщающий урок по теме «Модуль»

                            2.Теория многочленов 18 часов

21

Преобразование многочленов, разложение на множители 

22

Преобразование многочленов, разложение на множители 

23

Формулы сокращенного умножения: п-ная степень двучлена

24

Формулы сокращенного умножения: п-ная степень двучлена

25

Применение формул при решении уравнений

26

Деление многочлена на многочлен с остатком

27

Деление многочлена на многочлен с остатком

28

Алгоритм Евклида для многочлена

29

Алгоритм Евклида для многочлена

30

Алгоритм Евклида для многочлена

31

Схема Горнера

32

Схема Горнера

33

Применение схемы Горнера при решении уравнений

34

Корни многочлена

35

Корни многочлена

36

Теорема Безу

37

Теорема Безу

38

Итоговый урок по теме «Теория многочленов»

3.  График функции 10часов

39

Сложная функция, преобразования графиков

40

Сложная функция, преобразования графиков

41

Графики дробно-линейных функций, вертикальная и горизонтальная асимптоты;

42

Графики дробно-линейных функций, вертикальная и горизонтальная асимптоты;

43

Графики дробно-линейных функций, вертикальная и горизонтальная асимптоты;

44

Взаимно-обратные функции и их графики. Условия существования обратной функции.

45

Взаимно-обратные функции и их графики. Условия существования обратной функции.

46

Взаимно-обратные функции и их графики. Условия существования обратной функции.

47

Взаимно-обратные функции и их графики. Условия существования обратной функции.

48

Итоговый урок по теме «Графики функций»

4.Производная и ее применение 14 часов

49

Производная высших порядков

50

Производная высших порядков

51

Производная высших порядков

52

Точки разрыва

53

Точки разрыва

54

Точки разрыва

55

Исследование функций с помощью производной

56

Исследование функций с помощью производной

57

Построение графиков функций

58

Построение графиков функций

59

Построение графиков функций

60

Применение производной при решении практических задач

61

Применение производной при решении практических задач

62

Применение производной при решении практических задач

5.Задания с параметром 13 часов

63

Параметры в уравнений

64

Решение уравнений с параметром

65

Решение уравнений с параметром

66

Решение уравнений с параметром

67

Параметры в  неравенствах

68

Решение неравенств с параметром

69

Решение неравенств с параметром

70

Решение неравенств с параметром

71

Параметры в задачах

72

Параметры в задачах

73

Параметры в задачах

74

Параметры в задачах

75

Итоговый урок по теме «Параметры»



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу элективного курса

«Введение в алгебру и математический анализ»

для учащихся одиннадцатых  классов,

разработанную учителем МОСШ №43 г.Нижневартовска

РОГОВОЙ ТАТЬЯНОЙ ЯКОВЛЕВНОЙ

Основной целью обучения математике в школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, а также знаний и умений, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Углубленное изучение математики предусматривает еще и формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, развитие их математических способностей, ориентирует на профессии, связанные с математикой, способствует достижению уровня математической подготовки, позволяющего успешно сдать выпускные экзамены и обеспечить хорошую базу для обучения в вузе.

Авторская программа элективного курса, разработанного Татьяной Яковлевной Роговой, составлена с целью формирования средствами математики направленности интересов учащихся на выбор профессий технического профиля, на развитие  их творческих способностей в процессе решения математических задач прикладного характера, а также на расширение мировоззренческих взглядов на роль математики в современном обществе.

Содержание курса направлено на совершенствование системы уже имеющихся знаний и умений учащихся по тем разделам программы, которые  имеют фундаментальное значение в математическом образовании школьников. Теоретический материал курса выводит учащихся за рамки основного курса и позволяет познакомить учащихся с новыми, эффективными методами  решения задач. Разработана методика проведения занятий по каждой теме курса.

По нашему мнению, содержание авторского курса, разработанного Татьяной Яковлевной, отвечает требованиям,  предъявляемым к углубленной подготовке по математике в рамках элективного курса, и способствует достижению всех поставленных целей.

Данный элективный курс может быть рекомендован для практического применения в школе.

29.09.2012г.

Завотделением математики и информатики НГГУ,

доцент кафедры алгебры и математического анализа,

кандидат педагогических наук                                                                             М.В.Худжина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по алгебре "Комплексные числа" 9 класс

  интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;  овладени...

Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"

Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый  курс  « Задачи на проценты »  своим  содержанием  сможет...

Элективный курс по алгебре для 10 - 11 классов "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Элективный  курс  по  алгебре  для  10 - 11  классов  "Решение  уравнений  и  неравенств  с  параметрами"...

Программа элективного курса по алгебре для учащихся 11 классов. " Методы решения уравнений высших степеней"

Учащиеся средней школы умеют решать по формулам квадратные уравнения, умеют применять теорему Виетта для приведенных квадратных уравнений ; решают биквадратные уравнения, но уравнения высших степеней ...

Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»

Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа  для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по АЛГЕБРЕ для 8-9 классов «Графики улыбаются»

Курс « Графики улыбаются»  позволит углубить знания учащихся по строению графиков линейной, квадратичной функции, а также раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразова...