Конспект урока математики в 5 классе "Сравнение отрезков".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Лыкова Лариса Валентиновна

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Организация деятельности учащихся строится на основе проблемного обучения. Урок проводится с использованием ИКТ. Содержание материала опирается на факты биографии Сергия Радонежского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_sravnenie_otrezkov_5_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Сравнение отрезков», 5 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формирование теоретических знаний по теме «Сравнение отрезков»; формирование навыков решения задач на сравнение отрезков.

Задачи урока:

Предметные (образовательные):

  1. повторить действия с натуральными и десятичными числами.
  2. рассмотреть различные способы сравнения  отрезков.
  3. ввести понятие  длины отрезка.
  4. применить знания о сравнении отрезков на практике.

Личностные (воспитательные):

  • уметь высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • формировать мотивацию к обучению;
  • формировать представление о значимости математики;
  • формирование духовно - нравственных черт характера и мировоззрения учащихся.

Метапредметные (развивающие):

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся к поиску новых решений;
  • уметь измерять и сравнивать длины отрезков различными способами.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать других;
  • строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь работать в группе.

Регулятивные УУД:

  • оценивать правильность выполнения действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 

Основные методы: словесные, наглядные, практические,  проблемно-поисковый.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-определяют различные способы сравнения отрезков;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.

ОборудованиеКомпьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, сигнальные карточки, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 Приветствие.

«Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» А.Франс  Пожелание активности, хорошего настроения, аппетита.

Сегодня у нас необычное занятие: с помощью математики мы отправимся в прошлое и ближе познакомимся с великим русским святым Сергием Радонежским.

  1. Повторение.

-А для того, чтобы отправиться в прошлое, что нам необходимо? (Машина Времени)

Для того что бы её запустить нам нужно выполнить следующее задание:

Слайд с МВ и примерами

В пустые клетки нужно расставить числа, что бы получились верные числовые равенства.

-А в каком же году мы оказались?

Слайд Таблица с делением

В этой карте зашифровано действие с натуральными числами, сверху вниз, а нижняя строка-это результат. Кто догадался, какое это действие? (деление)

Заполним пустые клетки таблицы.

Итак, это 1314 год. В этом году, 3 мая,  родился великий русский святой Сергий Радонежский.

Слайд Икона СР

-А сколько лет назад это было? (2014-1314=700 лет) 3 мая 1314 года.

Имя Сергия Радонежского широко славится по всей Руси. И через неделю весь православный мир будет отмечать великую дату.

 Итак, 1314 год.

Слайд. Видеофрагмент В семье Марии и Кирилла, знатных ростовских бояр родился мальчик Варфоломей (сын радости).

А сейчас познакомимся с жизнью Сергия поближе.

-Выполним творческое задание. В группах.

Слайд с примером листа Колокольня

 -Я выдам вам листы. На них иллюстрация, текст с историческим содержанием и числовое выражение. Вам нужно составить задачу по данным, которая решалась бы таким числовым выражением. Выберите из предложенных вопросов тот, который подходит к  вашему числовому выражению и наклейте его на листок ниже.

(1324 – 1314) – 7=3 Сколько лет Варфоломей не мог осилить грамоту?

(1392-1314) – 48 + 1314 = 1344    В каком году Сергий стал игуменом  основанного им мужского монастыря?

(8600 – 3500)  16,380 =  83.538   Каков вес остальных колоколов в кг?

150 - (30+20+20) = 80 На сколько тысяч человек войско татар было больше?        

Проверяется индивидуально.

С этим заданием мы не прощаемся. В конвертах на столах вы найдете домашнее задание. Задание одной творческой группы станет заданием другой. У нас с вами получится книга (папка), которую можно использовать на следующих уроках. Составлять новые вопросы по этому тексту, а так же передать её будущим пятиклассникам.

Продолжаем путешествие.

  1. Актуализация знаний.

Вся жизнь Сергия связана с основанной им в 1335 году Троице-Сергиевой Лаврой. В настоящее время там находится церковь СР.

Слайд Фото церкви СР  

Величественное, красивое здание, высотой с 34 этажный дом.

-А  сколько же это метров?  Высота потолков в современном доме 2м 60см. Решите самостоятельно, потом проверим. Проверка на слайде.

(260 см * 34=8840 см   или  2,6 м *34=88,4м)

Если у вас получился такой же ответ, поставьте себе «5» в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

После смерти родителей Варфоломей, решив стать монахом, отправляется вместе с братом Стефаном в глухой лес. И недалеко от города Радонеж, на горе Маковец строит небольшую деревянную церковь.

Слайд СР рубит лес

Что бы ее освятить они отправились в Москву за священником.

Слайд Поход в Москву.

С которым Варфоломей принял постриг, и стал монахом по имени Сергий. Было ему 23 года. А Радонежский т.к. рядом был город Радонеж. Пешком, по лесам отправились путники в дальний путь, в Москву. Посмотрим по карте, как они шли.

Слайд Карта с отрезками

Из точки А в точку С. На их  пути был город Хотьково, в котором жили их родители, точка В, а потом Москва, точка С.

-Какие фигуры вы видите на рисунке?  

-А что же такое отрезок?

- Отрезки АВ и ВС равны?

-Что мы только что сделали? (сравнили)

Давайте сформулируем тему урока и задачи.

«Сравнение отрезков».

-рассмотреть различные способы сравнения отрезков, выяснить условие равенства отрезков, дать понятие длины отрезка,

-применить на практике знания о сравнении отрезков.

Слайд с задачами

Сейчас вы будете работать в парах.

-Найдите на своих столах карту. На ней начертите отрезки АВ и ВС.

-Как вы сейчас сравнивали отрезки? Это точное сравнение?

-Давайте выполним сравнение этих отрезков с помощью циркуля.  В парах. Кто готов сделать вывод?  

-А если нет циркуля? Как? Давайте сравним с помощью кальки и карандаша.  Что получили?

-А какое условие должно выполняться, чтобы они были равны?

Слайд равные отрезки сравниваются  циркулем и калькой

-Мы рассмотрели много способов, а какой, более для нас привычный мы еще не вспомнили? (линейка и карандаш)

Разбираем понятие длины по рисунку учебника.

-А что можно сказать про длину равных отрезков?

Слайд равные отрезки сравниваются линейкой

Вывод. Итак, когда два отрезка будут равны друг другу?

-Работаем в парах. Измерьте отрезки, запишите полученный результат, сравните их и найдите сумму их длин.

Слайд (линейка к отрезкам)

Это на карте. А на местности какое  же расстояние они прошли пешком?  

В 1см – 5,5 км. Вычислите. 14*5,5=77 км.

  1. Физкультминутка. 1мин

- Меры длины, которые мы используем сейчас, были не всегда. На Руси, в старину, длину измеряли с помощью частей тела. (показываются движениями)

Слайд Старинные меры длины.

С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Вершок происходит от слова "верх". Обычно им измеряли рост.

Пядь происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кисть руки. С древних времён до нас дошло слово «запястье», т.е. то, что идёт за кистью руки. Старые наши иконописцы величину икон также измеряли пядями.

Локоть широко применяли в розничной торговле холстом, сукном, полотном как особенно удобную меру – отмерять длину, наматывая на локоть.

Аршин. Есть различные версии происхождения этого слова. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага. Корень "ар" в древнерусском языке означал "земля".  

МаховАя сажень. На сколько можно было дотянуться рукой. Я читала о 17 видах различных саженей: великая, городовая, греческая, казённая, царская и т.д.

Верста - (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

А вообще в старорусской системе длин насчитывалось более сорока различных мер. Я советую вам найти о них материал в Интернете и сделать сообщение на одном из уроков.

А сейчас напишите кончиком носа букву А. 

  1. Практическая индивидуальная работа.

Однажды  СР было видение с прекрасными птицами, которых было великое множество.

Однажды чудный свет полился,
Когда Святой в ночи молился,
Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,
Благословил Свою Обитель.
Застыл он на пороге кельи:
В сияньи дивно птицы пели!
И Голос был: "Бессчетны птицы -
Вот сколько к Богу обратится".

Слайд с птицами

 И на самом деле, у СР было огромное количество его учеников. Его последователями было основано 50 монастырей, 26 из которых – на нашей Вологодской земле. Самые известные ученики – это Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский.

 Сейчас мы с вами отправимся в виртуальную паломническую поездку по святым местам. Вы будете работать индивидуально.  

1 вариант: в Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде.

1 маршрут: От Верховажья до Вологды 224,5 км.

2 маршрут: От Верховажья до Вельска 42,7 км, от Вельска до Вологды 256,8 км.

Вычислите длину второго маршрута и найдите на сколько км он больше первого. Выразите длину второго маршрута в метрах.

2 вариант: в Кирилло-Белозерский монастырь.

1 маршрут: От Верховажья до Вельска 42,7 км, от Вельска до Кириллова 378,8 км.

2 маршрут: От Верховажья до Вологды 224,5 км, от Вологды до Кириллова 127,9 км.

Вычислите и  сравните  длину маршрутов. Выразите длину второго маршрута в метрах.

Проверьте себя. Поставьте себе оценку.

Слайд с проверкой

  1. Рефлексия.

Преподобный Сергий дожил до 78 лет, проведя всю свою жизнь в великом воздержании, трудах и совершив много чудес.

Слайд с качествами.

-Какие качества Сергия Радонежского вы бы взяли с собой в будущее?

Послушайте притчу:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями. Мудрец спросил каждого что он делал.

   Первый с ухмылкой ответил: «Я целый день возил тяжелые камни».

   Второй гордо сказал:  «Я  добросовестно выполнял свою работу».

  А третий улыбнулся его, лицо засветилось радостью и удовольствием, и  он ответил: «А я строил прекрасный  Храм».

  Оцените свою работу на уроке. Цветные карточки на столах.

- Кто работал, так как первый человек? (поднимаем синие карточки)

-Кто работал добросовестно? (зелёные)

-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (красные)

 Посмотрите, как я оцениваю наш с вами урок.

Слайд. Видеофрагмент с песней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"

Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....

Конспект урока математики (геометрии) в 5 классе «Построение ломаной по заданным длинам отрезков».

Данный материал предназначен для учителей специальных (коррекционных) школ V вида....

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)

Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока по теме: Сравнение отрезков и углов

Конспект урока по теме: Сравнение отрезков и углов...

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Отрезок .Длина отрезка."учебник АГ Мерзляк

План-конспект урока математики в 5 классе Отрезок Длина отрезка учебник  АГ Мерзляк...