План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Отрезок .Длина отрезка."учебник АГ Мерзляк
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Бабина Наталья Алексеевна

План-конспект урока математики в 5 классе Отрезок Длина отрезка учебник  АГ Мерзляк

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 «Д» по математике

«Отрезок. Длина отрезка» от10.09.2018

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1) Повторение ранее изученного материала: мини-опрос по понятиям (натуральные числа, цифры, классы, разряды), устный счет по цепочке.

2) Обмен тетрадями, комментарии по проверочной работе.

3) Сегодня мы начнем знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Может, кто-нибудь знает, как называется этот раздел математики? (ответ учеников)

Правильно, это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду... Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах. Неоценимый вклад в развитие геометрии был внесен древнегреческими математиками. (ученики могут назвать имена математиков Древней Греции)

Наибольшее влияние на развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III веке до н.э. Его сочинение "Начала" почти 2 тысячи лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию.

Сегодня мы начнем знакомство с изучения части геометрии под название планиметрия. В ней рассматриваются фигуры, изображенные на плоскости.

На уроках нам понадобятся: чертежные принадлежности, учебник, тетрадь.

  1. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. Закрепление изученного материала

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего сегодняшнего урока «Отрезок. Длина отрезка».

Возьмите простой карандаш и коснитесь острием грифеля тетрадного листа. В месте соприкосновения появилась точка. Давайте обозначим ее заглавной латинской буквой А. – Повторение латинского алфавита (обучающиеся оп цепочке называют латинские буквы в алфавитной последовательности).

Итак, укол карандаша на плоскости называют точкой.

Отметим еще одну точку и обозначим ее буквой В.

С помощью какого измерительного инструмента можно соединить эти две точки на плоскости самой короткой линией?

- С помощью линейки (ответ учеников)

Итак, мы с вами получили геометрическую фигуру под название отрезок.

Точки А и В принято называть концами отрезка. Тогда отрезок будет назваться АВ или ВА.

Нередко перед нами будет стоять задача измерить этот отрезок. Как вы думаете, что такое длина отрезка?

- расстояние между точками (ответ учеников)

Но не просто расстояние, а кратчайшее расстояние между точками на плоскости.

А какие отрезки мы назовем равными? (наглядная демонстрация)

- те, которые при наложении совпадают (ответ учеников)

Работа с учебником

Откройте учебники на странице 16 и прочитайте материал до понятия ломаной на странице 18. А потом скажите мне, какие факты еще не были нами освещены.

(Ответы учеников):

- свойство длины отрезка: если на отрезке АВ отметить точку С, то длина отрезка АВ равна сумме длин отрезков АВ и СВ.

Давайте отметим это свойство в тетради. Отметим на отрезке точку С (говорят, что она лежит на этом отрезке, принадлежит отрезку АВ) и запишем, что длина отрезка АВ = АВ + СВ – это принятая форма записи для обозначения длины отрезка АВ для этого конкретного случая.

- длина отрезка – сумма единичных отрезков, которые приняты за единицы измерения

Давайте приведем примеры единиц измерения:

- единицы измерения отрезка могут быть:  см, мм, м…

*физкультминутка*

  1. Практикум и проверка полученных результатов

Коллективная работа над заданиями на местах / у доски

1) начертите отрезок АВ и отметьте точку С, которая не лежит на этом отрезке

2) сколько отрезков изображено на рисунке

3) начертите отрезки так, чтобы они пересекались

Номера в учебнике

№44 – самостоятельный поиск отрезков – взаимопроверка с результатом соседа, коллективное подтверждение

№47 – работа на местах, коллективная проверка

№49 – вызов ученика к доске, стандартное оформление задачи: чертеж, краткое условие, ход решения с буквенными выражениями, после преобразованными в числовой эквивалент.

Если остается время – задание на повторение №78 (1-8)

  1. Подведение итогов, домашнее задание

С какими понятиями вы сегодня познакомились на уроке математики?

Давайте с вами вспомним эти понятия (ученики отвечают, работая с учебником). Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – ответы учеников - и применили полученные знания на практике.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: п. 3 (выписать основные понятия в тетрадь для правил и выучить их), №45, 48, 50.

Оценки за сегодняшний урок получают (зачитываются фамилии / имена детей с оценками).

Спасибо за хорошую работу на уроке.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет: математика        класс: 5        автор учебника: А.Г. Мерзляк                        тема урока: Отрезок. Длина отрезка

всего часов на тему: 4        номер урока в теме: 1       тип урока: урок изучения нового материала

Вид используемых на уроке средств ИКТ: элементы презентации, демонстрационный материал для 5 класса по изученной теме.

        

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:

  • приобретение учебной информации по теме: «Отрезок. Длина отрезка»,
  • контроль усвоения теории
  • применение знаний и умений к изучаемой теме,
  • формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи урока: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Отрезок. Длина отрезка»:

  • знание определений понятий, понимание взаимосвязей между ними,
  • умение применять эти знания и умения для решения практических задач,
  • контроль уровня освоения материала,
  • развитие метапредметных универсальных учебных действий.

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Знать: определения изучаемых понятий

Понимать: как определять на чертежах геометрические фигуры, что такое отрезок, концы отрезка, длина отрезка

Уметь: измерять длину отрезка

Знать: 

как оценивать правильность выполнения своих действий (контроль)

Понимать: 

как работать по плану (планирование)

Уметь: формулировать задачи урока (целеполагание)

Знать: как осуществлять вычисления

Понимать: как ориентироваться в системе знаний, осуществлять информационный поиск

Уметь: использовать знаково-символические средства, преобразовывать информацию

Знать: как строить речевые высказывания, как использовать речь для регуляции своих действий

Понимать: устную и письменную речь с включением новых понятий

Уметь: читать / слушать речь  / высказывания других

Знать: критерии успешности учебной деятельности для самопознания

Понимать: как осуществлять самооценку своих действий

Уметь: устанавливать  значение своей деятельности (смыслообразование)

Организационная структура урока

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет присутствие на занятии, создает положительный настрой на урочной время

Приветствуют учителя, настраиваются на учебный процесс

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Личностные: смыслообразование и самоопределение

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Осуществляет опрос по пройденному материалу

Организовывает знакомство с новым материалом в ходе беседы

Отвечают на вопросы учителя, при необходимости формируют их сами.

Участвуют в беседе

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи)

Регулятивные:

выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения

Личностные: самоопределение

Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Объясняет новый материал посредством фронтальной беседы

Внимательно слушают и фиксируют новый материал, отвечают на поставленные вопросы в ходе беседы

Познавательные общеучебные: поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные:

слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других

Регулятивные:

соотнесение выявленной объективной учебной информации с собственными знаниями и умениями

Личностные: смыслообразование

Практикум.

Предлагает обучающимся решить ряд задание из учебника.

Осуществляет первичную проверку усвоения материала

Решают рекомендованные задания, выходят к доске, объясняя решение.

Выполняют ряд заданий, фиксируют ответы

Познавательные общеучебные: выполнение знаково-символических действий, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Регулятивные:

реализация плана деятельности направленной на освоение учебной информации

Личностные: смыслообразование

Проверка полученных результатов

Осуществляет проверку полученных результатов совместно с обучающимися

Осуществляют самопроверку, отвечают на вопросы учителя, задают вопросы учителю

Познавательные общеучебные: самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

Взаимоконтроль

Регулятивные:

контроль усвоения учебной информации, промежуточная коррекция собственных учебных действий

Личностные: нравственное и этическое оценивание

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Повторяет пройденный материал, задавая наводящие вопросы.

Задает домашнее задание по пройденной теме

Слушают учителя, отвечают на наводящие вопросы.

Фиксируют домашнее задание в дневниках

Познавательные общеучебные: рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные:

Взаимооценка

Регулятивные:

оценивание результатов выполненной деятельности

Личностные: смыслообразование, самопознание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики (1 класс) Тема: "Измерение длины отрезка"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний  в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....

Урок математики 6 класс по теме "Длина окружности"

Технологическая карта + презентация...