Технология проектного обучения
презентация к уроку по алгебре на тему

Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и  самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н.А.Умов.

Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Одним из методов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся и является метод проектов.
Для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. В этом и состоит социальный заказ нашего современного общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проектного обучения Соловьева Галина Дмитриевна МБОУ « Перенская средняя школа» Карта презентации История возникновения (слайды 2 - 7 ) Классификация (слайды 8-12) Этапы работы (слайды 13-16) Формы (слайд 17) Работа учителя. Оформление. Система оценок.(слайды 18-21)

Слайд 2

История возникновения метода проектов Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают. Д . Дьюи Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне. Д . Дьюи Различные предметы преподавания суть не что иное, как опыт поколений. Д. Дьюи Проект – достояние свободного человека. Целевой установке нет места в жизни раба или крепостного. Уильям Херд Килпатрик В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребенком, последнее – за учителем. Коллингс Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность. Бернард Шоу Д.Дьюи 1859-1952

Слайд 3

Концептуальные положения теории Джона Дьюи Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях и являясь активным субъектом своего обучения.

Слайд 4

Условия успешности обучения по Дьюи Проблематизация учебного материала Активность ребенка Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом

Слайд 5

недостатки Недооценка теоретических знаний и дедуктивного метода в познании Переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка

Слайд 6

последователи Уильям Килпатрик: проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Недостатки : выполнение проектов по интересам не всегда связано с приобретением новых знаний и умений, следовательно, построение учебного процесса с учетом только интересов ребенка нецелесообразно.

Слайд 7

последователи « Дальтон –план » С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, А.С.Макаренко и др. Недостатки : сокращение объема общеобразовательных знаний, отсутствие необходимого объема систематических знаний для поступления в вуз. С.Т.Шацкий В.Н.Сорока-Росинский А.С.Макаренко

Слайд 8

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Слайд 9

По доминирующей деятельности учащихся: Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации .

Слайд 10

По комплексности: МОНОПРОЕКТЫ реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Слайд 11

ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ : ВНУТРИКЛАССНЫЕ; ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ; РЕГИОНАЛЬНЫЕ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ.

Слайд 12

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ МИНИ-ПРОЕКТЫ могут укладываться в один урок или часть урока. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняются в рамках внеклассной деятельности и дома. СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются в течение 30-40 часов. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели. ДОЛГОСРОЧНЫЕ (ГОДИЧНЫЕ) ПРОЕКТЫ могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.

Слайд 13

Этапы работы над проектом 1-й этап – погружение в проект. Учитель формулирует проблемную ситуацию, проблему проекта, цель и задачи. Ученики осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач .

Слайд 14

2 этап – организация деятельности Учитель организует деятельность – предлагает организовать группы, распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы презентации материала. Ученики осуществляют разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Слайд 15

3 этап – осуществление деятельности Учитель не участвует, но консультирует учащихся по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию. Ученики работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, консультируются по необходимости, «добывают» недостающие знания, подготавливают презентацию.

Слайд 16

4 этап – презентация Учитель принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др., акцентирует внимание на воспитательных моментах. Ученики демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Слайд 17

ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ WEB- САЙТ; Анализ данных социологического опроса; АТЛАС, КАРТА; ВИДЕОФИЛЬМ; ВЫСТАВКА; ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ; ДЕЙСТВУЮЩАЯ ФИРМА; ЗАКОНОПРОЕКТ; ИГРА; КОЛЛЕКЦИЯ; КОСТЮМ; МОДЕЛЬ; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА; ПОСТАНОВКА; ПРАЗДНИК; ПРОГНОЗ; Система школьного самоуправления; СПРАВОЧНИК; Сравнительно-сопоставительный анализ; УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ; ЭКСКУРСИЯ.

Слайд 18

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ (ПОРТФОЛИО) В НЕЕ ВХОДЯТ: Паспорт проекта; Планы выполнения проекта и отдельных его этапов; Промежуточные отчеты группы; Вся собранная информация по теме; Результаты исследования и анализа; Записи всех идей, гипотез и решений; Отчеты о совещаниях группы; Краткое описание всех проблем, с которыми сталкивались проектанты, и способов их решения; Эскизы, чертежи, наброски продукта; Материалы к презентации; Другие рабочие материалы и черновики ОНА ПОЗВОЛЯЕТ: Организовать работу каждого участника проектной группы; Создать справочник для работы над проектом; Объективно оценить ход работы над завершенным проектом; Судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; Сократить время поиска информации при работе над другими проектами .

Слайд 19

ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТА Деловая игра Демонстрация видеофильма Диалог исторических или литературных персонажей Защита на Ученом Совете Игра с залом Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций Инсценировки реального или вымышленного исторического события Научная конференция Научный доклад Отчет исследовательской экспедиции Пресс-конференция Путешествие Реклама Ролевая игра Соревнование Спектакль Спортивная игра Театрализация Телепередача Экскурсия

Слайд 20

СИСТЕМА ОЦЕНКИ проектных работ Для выработки системы оценки проектных работ необходимо ответить на следующие вопросы: Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта? Предполагается ли присуждение мест или номинаций? Как будет происходить оценка проектов: по предметным секциям или единым списком? Проблемными местами являются: Предметная компетентность жюри. Разрешение ситуации «Все приложили усилия, но не все получили места и номинации. Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимального их числа (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста; оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом; критерии должны быть известны задолго до защиты.

Слайд 21

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ЭНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях; КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к информационным ресурсам; РУКОВОДИТЕЛЬ; «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ» (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей; КООРДИНАТОР группового процесса; ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного проекта.

Слайд 22

Литература: И.С.Сергеев: «Как организовать проектную деятельность учащихся» В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения» Е.В.Баранова, М.И. Зайкин «Как увлечь школьников исследовательской деятельностью» С.В Дендебер ,О.В. Ключникова « Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии» К.Н. Поливанова « Проектная деятельность школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.

Эссе к модулю Современные образовательные технологии.Технология проектного обучения....

Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...

ДОКЛАД на тему: Альтернативные технологии в структуре урока: Технология проектного обучения

Инновационные технологии обучения приобретают в образовании все большую популярность и востребованность. Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворять современн...